Interested Article - Кузьминки осенние

Лапша на курином бульоне
Праздник Кузьмы и Демьяна. Закарпатье .

Кузьми́нки осе́нние ( Курьи именины ) — день в народном календаре у славян , приходящийся на 1 (14) ноября . Название происходит от имён святых бессребреников Космы и Дамиана .

В представлениях восточных славян в этот день осень провожают, а зиму встречают . В Российской империи день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины» .

У славян-католиков День Всех святых : этот день и последующий — праздники поминовения душ умерших родственников , которые, по поверьям, в это время возвращаются домой .

Другие названия

Кузьма и Демьян , Кузьма-Демьян — рукомесленники , Бессребреники, Рукомесленники, Божьи кузнецы, Свадебные кузнецы, Кашники, Курятники, Куриные боги, «Бог в xлеву», Курячьи именины, Кочетятник , Кузьминки , Курячий праздник, Курьи именины , Куриная смерть , Кузьминки осенние ; «Кузьма і Дзям’ян» (белорус.) , «Кузьма-сякач» (полес.) , «Врачи, Врачеви» (серб.) , «Безмитни Врачеви» (серб.) , «Свети Врач, Кузма и Демиан» (болг.) , «Светите Врачове, Врачи, Враче-безмитниче» (болг.) , польск. Wszystkich Świętych .

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Косма и Дамиан , христианские святые врачи-бессребреники, покровители ремёсел, брака, домашней птицы , а славянами-католиками — Собор всех святых ; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Обряды дня

Косме и Дамиану молятся о душевном и телесном исцелении, о просвещении разума, научении грамоте и о помощи в трудном учении, о любви и мире супругов, о покровительстве семейного очага .

В этот день справляли курьи именины . Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Космы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Такие «челобитные куры» содержались особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными . В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед . В Воронежской губернии крестьяне обязательно жарили «кочета» (петуха) и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой .

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам — собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. « Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье» . Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры . Посиделка могла продолжаться до утра. Когда заканчивалось угощенье, парни могли отправиться «на промысел» — воровать соседских курей. Такие кражи, по существовавшей традиции, односельчанами не осуждались .

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог ), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве водилась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок .

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качестве «почётного угощения» на такой стол подавалась куриная лапша . В некоторых деревнях для «честных» гостей варили «козьмодемьянское пиво» .

Петух здесь может быть сопоставлен с эмблемой солнца — отмеченный праздничный обряд жертвоприношения петуха на Кузьму-Демьяна слился с ритуальной пищей, в основе которой была курятина .

Многие обряды и действия, которые совершали девушки в этот день, соотносились со свадебной обрядностью и идеей смены статуса представительниц взрослой девичьей группы .

В этот день девушки, желающие выйти замуж, пели :

Матушка, Кузьма-Демьяна!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора .

В Пензенской губернии Городищенском уезде существовал обычай «похорон Кузьмы-Демьяна»: «в жировой избе девушки приготовляют чучело, то есть набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову; затем, надевают на чучело „чапан“, опоясывают кушаком , кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается и на соломе идёт весёлая пляска» .

В Белоруссии в этот день в некоторых сёлах молодёжь на вечорках делала соломенное чучело Кузьмыдемьяна. Его одевали в мужскую одежду, приделывали фаллос из красной материи, сажали на почётном месте за столом, угощали его и угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и их «женили, играли свадьбу», исполняли частушки на любовно-эротическую тему. В конце вечорок парни выносили чучело за село, снимали с него одежду, а солому сжигали .

Южные славяне в этот день кололи курбан , женщины воздерживались от работы, чтобы никто в семье не заболел, пекли хлеб и раздавали его «за здравие». Кузьму и Демьяна считают своими покровителями знахари, целители и травники .

Поляки верили, что в этот день души умерших посещают дома, для них оставляли открытыми окна и двери, на столе — еду и питье, а также носили им еду на кладбище; вечером опасались ходить в костёл, так как считалось, что мёртвые сами приходят туда служить мессу. Чехи и словаки тоже посещали могилы. Испечённые булочки ( чеш. dušičky, duše ) раздавали нищим или одаривали ими колядников, ходивших с пожеланием большого урожая. В северной Словакии в костёле подавали поминальные записки и такое же количество куделей чёсаного льна, веря, что за каждую кудель ухватится одна душа и выберется из чистилища. В Бенетской Словении (на юго-западе страны) известен обычай колядования женщин, которые пели в этот день особые « колядки » ( словен. dušne kolednice ) .

Бесермяне накануне осеннего дня Кузьмы и Демьяна, завершавшего аграрный год, проводили моление в священной роще ( кереметь ), принадлежащей Хозяину леса. Ему в жертву приносился гусь, как правило мужчинами и в полном молчании. Жертвенную пищу оставляли под елью в берестяном коробе ( чумок ). Нередко Хозяин леса ассоциировался непосредственно с Кузьмой-Демьяном

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов — он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся, люди гинули, как трава под ногами скота и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли, остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул .

Поговорки и приметы

  • Зима ко Всем Святым приурочивается ( польск. Wszyscy Święci, zima się kręci ) .
  • Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде .
  • Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идёт!
  • Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог .
  • Кузьма и Демьян «куют» свадьбу (рус.)

См. также

Примечания

  1. , с. 522.
  2. .
  3. , с. 437.
  4. , с. 399.
  5. , с. 291.
  6. , с. 344.
  7. , с. 230.
  8. , с. 595.
  9. , с. 18.
  10. , с. 212.
  11. , с. 24.
  12. . Дата обращения: 19 ноября 2016. 30 августа 2016 года.
  13. , с. 22.
  14. , с. 228-229.
  15. , с. 382.
  16. , с. 146.
  17. , с. 147.
  18. , с. 401.
  19. , с. 402.
  20. , с. 713.
  21. , с. 62.
  22. , с. 48.
  23. , с. 521.
  24. , с. 135—136.
  25. Попова Е. В. от 25 октября 2017 на Wayback Machine С. 148-159.
  26. , с. 159.
  27. , с. 162.
  28. , с. 458-459.
  29. , с. 543.
  30. , с. 20.
  31. , с. 460.
  32. , с. 461.

Литература

  • Кузьма и Демьян / Агапкина Т. А. // Славянская мифология : энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина , О. В. Белова , Л. Н. Виноградова , В. Я. Петрухин ; Ин-т славяноведения РАН . — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002. — С. 269. — ISBN 5-7133-1069-8 .
  • Ноябрь / Агапкина Т. А. , Валенцова М. М., Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 437—440. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Атрошенко О. В. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
  • Кузьма и Демьян / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 22—24. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Беловинский Л. В. Российский историко-бытовой словарь. — М. : Тритэ, 1999. — 526 с.
  • Птицеводство / Бушкевич С. П. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 339—345. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 910 с. — ISBN 978-5-2240-4008-7 .
  • Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года.
  • Гальковский Н. М. . — М. : Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2 .
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • / Отв. ред. Г. П. Клепикова, А. А. Плотникова. — М. : Институт славяноведения РАН, 2001. — 309 с. — ISBN 5-7576-0095-0 .
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 457—467.
  • Коринфский А. А. В мире сказаний. Очерки народных взглядов и поверий. — СПб. : Издание П. П. Сойкина, 1905. — 231 с.
  • Мадлевская Е. Л. Христианские святые в народных представлениях // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 756. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 5-699-13535-6 .
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 519–521.
  • Маскі ў каляндарнай абраднасці беларусаў / Т. І. Кухаронак. — Мн. : Ураджай, 2001. — 237 с. — ISBN 985-04-0476-0 . (белор.)
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Рыбаков Б. А. . — М. : Наука, 1981. — 608 с.
  • Рыбаков Б. А. . — М. : Наука, 1979. — 242 с.
  • Сахаров И. П. . — СПб. : Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Чичеров В. И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.

Ссылки

  • (pravoslavie.ru)
  • (ethnomuseum.ru)
  • (ethnomuseum.ru)
  • (польск.)
Источник —

Same as Кузьминки осенние