Interested Article - Бандура

Банду́ра украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент , играют на нём пальцами правой руки.

Бандура имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12—25, на современных — 53—70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы , более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки , более короткие, звучащие высоко).

Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными «ногтями» или без них.

На Украине с XVII века бандура вытеснила кобзу , и название «кобза» перешло на бандуру .

Польский музыкальный инструмент, представляющий собой соединение украинской бандуры с гитарой Бандура панская .

Этимология

Слово бандура заимствовано из польск. bandura в Петровскую эпоху (конец XVII века — первая четверть XVIII века), которое в свою очередь восходит через итал. pandūra и лат. pandūra к др.-греч. πανδοῦρα — трёхструнная цистра , (англ.) , изобретение которой приписывалось богу Пану . От др.-греч. πανδοῦρα также возникли названия ряда других струнных инструментов: испанской бандуррии и мандоры, итальянской мандолы и мандолины , грузинского панду́ри , вайнахского по́ндара , лезгинского, аварского и кумыкского пандура .

Происхождение

На фресках лестницы Киево-Софийского собора мы видим пять родов музыкальных инструментов; один из них в роде арфы , четвероугольный: то, вероятно, древние гусли , другой — труба , третий — флейта , четвертый — подобие украинской бандуры , пятый — две металлические тарелки .

Возможной предшественницей бандуры является кобза . В пользу тезиса о происхождении бандуры от кобзы говорят такие факты [ источник не указан 1138 дней ] :

  • В XIX веке бандуры были симметричны, что присуще лютнеподобным инструментам.
  • Основные струны расположены на корпусе бандур зовутся «приструнки», то есть как часть струн при основных струнах на шейке.
  • Функциональные названия струн на грифе кобзы кое-где сохранились на бандурах.
  • Общность традиционного репертуара и форм деятельности кобзарей и бандуристов.

Устройство

Бандура.

Бандура состоит из:

  • кузова — имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком [ источник не указан 467 дней ] .
  • короткий и широкий гриф, называемый ручкой;
  • отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн.

Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 (иногда 25—30 ) струн:

  • 6 толстых и длинных;
  • 6 более тонких и коротких.

Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки.

Использование

Кобзари или бандуристы Кравченко и Дремченко

Бандура родственна пандури или мандоре . Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского инструмента и ближневосточного уда . Изображение кобзы известны с XII века.

Ещё в XV веке украинских кобзарей приглашали к королевскому двору Польши , а в XVIII—XIX веках — к российскому императорскому двору . Выдающимися кобзарями прошлого были Тимофей Билоградський (известный лютнист, XVIII век), (XIX век), Остап Вересай (XIX век).

В начале XIX века вытеснила кобзу. В разное время бандура имела от 7—9 до 20—30, а то и больше струн, изготовленных из жил, позже их обвивали медным проводом. Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров — исторические, думы, псалмы, канты и т. д.

Диатоническая многострунная бандура — это музыкальный инструмент с арфоподобным способом игры (без пережима струн на грифе). Образец 1840 (ошибочно датированный 1740) года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием «бандура Недбайло». В начале XIX века существовали и лютнеподобные многострунные музыкальные инструменты, которые «украинизировались», стали называться бандурами, а исполнители на них — бандуристами.

Сравнивая бандуры с бандурой Остапа Вересая , можно сделать выводы, что на бандурах основными струнами для игры были коротенькие приструнки, расположенные справа от грифа над декой инструмента, а басы на грифе несли второстепенную роль. На бандуре же Вересая основные функции в исполнении мелодии и басов заложены в способе игры на грифе (как на гитаре), а шесть приструнок выполняли дополнительную функцию — увеличение диапазона при игре в одной позиции (народный способ игры, при котором рука не двигается вверх по грифу, а находится в одном месте).

Любая открытая струна (особенно жильная) звучит лучше не прижатой к грифу. Овладеть игрой на инструменте со стабильной высотой звука гораздо легче. Поэтому первые приструнки и подтолкнули музыкантов к созданию нового многострунного музыкального инструмента [ источник не указан 2996 дней ] , который в XIX веке вытеснил лютнеподобную кобзу, переняв от неё определённые исполнительские традиции, а в некоторых сельских регионах и название самого инструмента.

Переносное значение

В переносном смысле слово «бандура» означает гpoмoздкий и нecклaдный пpeдмeт.

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  6. , стр. 155, ISBN 978-5-457-44178-1
  7. Есипова М. В. // Научный Татарстан, № 3, 2013 — С. 34
  8. Бандура // Этимологический словарь русского языка / Автор-составитель Н. М. Шанский . — М. : Издательство Московского университета , 1965. — Т. 1, выпуск 2 (Б). — С. 33.
  9. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 120.
  10. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V века. М., Наука, 1964.
  11. // Музыкальная энциклопедия. Том 1. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Стб. 317—318.

Литература

Ссылки

  • // Энциклопедия театра
Источник —

Same as Бандура