Interested Article - Вербицкий, Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Вербицкий ( укр. Михайло Михайлович Вербицький ); ( 4 марта 1815 7 декабря 1870 ) — украинский композитор , общественный деятель, священник , автор музыки гимна Украины «Ще не вмерла Україна…».

Биография

Михаил Вербицкий родился 4 марта 1815 года в селе Яворник-Руски ( польск. Jawornik Ruski ) (Австрийская империя, ныне Польша) и был крещен в селение , где его отец служил священником в старинной деревянной Вознесенской церкви. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отец умер. Над Михаилом и его младшим братом Володиславом взял опекунство дальний родственник — пшемысльский владыка Иоанн (Снегурский) , один из видных деятелей Украинской греко-католической церкви . Вначале они вместе с братом учились в гимназии, а после — в лицее.

В 1828 году при пшемысльской кафедре епископ Иоанн основал хор, а после и музыкальную школу, в которой и научился петь Михаил. Уже на Пасху следующего 1829 года этот хор дебютировал в праздничном богослужении, где Михаил вместе с Иваном Лавровским выступали как солисты. Увидев такой блестящий результат епископ Иоанн приглашает из Чехии квалифицированного дирижёра и композитора — Алоиза Нанке. Именно у Нанке Михаил получил системное музыкальное образование, в частности по композиции . Его учителями были, в частности, чехи Винсент Серсави (Vincent Sersavi) и Франц Лоренц (Franz Lorenz) . Важное значение для формирования будущего композитора имел репертуар хора, состоящий как и из произведений классических композиторов — Йозефа Гайдна , Вольфганга Амадея Моцарта , так и из музыки украинских композиторов — Дмитрия Бортнянского , Максима Березовского .

Именно духовные концерты Бортнянского наиболее повлияли на музыку Западной Украины и, в частности, на мировоззрение Вербицкого. В то время в церковной музыке преобладало одноголосие и простое двухголосие, а Бортнянский привнёс высокопрофессиональное многоголосие.

Со временем Михаил Вербицкий поступает в Львовскую духовную семинарию. Там он руководит хором семинарии, осваивает игру на гитаре, которая сопровождает его потом на протяжении всей жизни. Многочисленные произведения, переложенные или созданные им для гитары, стали популярными в галицком домашнем музицировании. До нашего времени сохранилось созданное им «Поученіе Хитары» ( укр. «Поученіє Хітари» ), которое стало одним из первых подобных пособий Украины. Его дважды исключали из семинарии за «веселые песни, игру на гитаре, опоздания на утренние молитвы». В третий раз, он сам отказался продолжать обучение после свадьбы и необходимости содержать семью .

Во второй половине сороковых годов девятнадцатого века Михаил Вербицкий обращается к религиозной музыке — в этот период он пишет полную Литургию для смешанного хора ( 1847 ), которая и сегодня звучит во многих церквях Западной Украины. Кроме того, он создаёт церковное пасхальное произведение «Ангел Вопияше» ( укр. «Ангел вопіяше» ) и другие церковные композиции.

Когда в конце сороковых годов налаживается активная театральная жизнь, Вербицкий сразу же начинает писать музыкальные номера для украинских театральных спектаклей. Пьесы, которые ставились на театральных сценах Львова и Галиции, большей частью, были переведены и адаптированы как с украинской драматургии и литературы, так и с польской, французской и австро-немецкой драматургии. Музыка в этих пьесах играла очень важную роль, так как вносила в спектакли яркий эмоциональный элемент, а также приближала иностранные сюжеты к украинскому колориту. Поэтому, даже очень посредственные пьесы благодаря музыке Вербицкого получили широкую популярность. Вербицкий написал музыку более чем к 20 спектаклям, в частности: «Верховынцы» ( укр. «Верховинці» ), «Казак и охотник» ( укр. «Козак і охотник» ), «Проциха» ( укр. «Проциха» ), «Жовнир-волшебник» ( укр. «Жовнір-чарівник» ) и др.

Однако политические события повернулись таким образом, что 1848 1849 года стали началом и завершением первого этапа возрождения украинского театра. Поэтому, на протяжении нескольких лет Вербицкий не писал музыки для пьес. В 1849 году, когда в Перемышле организовался театральный кружок, Вербицкий писал музыку к спектаклям и выступал как актёр. В это время была написана музыка на текст Ивана Гушалевича «Мир вам, братья, все приносим». Это произведение Головна руська рада определила гимном Галиции в период « Весны народов 1848—1849 годов ». В 60-х годах композитор вновь возвращается к этому жанру, так как в Львове открывается театр «Русской Беседы» ( укр. «Руської Бесіди» ). Для этого театра Вербицкий пишет бытовую мелодраму «Подгоряне» ( укр. «Підгіряни» ), одну из самых популярных своих пьес, после «Сельские уполномоченные» ( укр. «Сільські пленіпотенти» ), «Простачка» ( укр. «Простачка» ), «На людях — ангел, не жена, дома с мужем — сатана» ( укр. «В людях ангел, не жена, вдома з мужем сатана» ) и др.

Сложные жизненные обстоятельства оттянули получение священнического сана до 1850 года (он два раза был вынужден прерывать обучение). В дальнейшем ему несколько лет пришлось переезжать с одного сельского прихода в другой (служил в Завадове и Залужье-Стрилках возле Яворова). В приходе села Завадов Яворовского района Львовской области он служил с 1850 по 1852 годы. За это время у него родились дети: дочь Маруся, которая умерла в детстве и похоронена на сельском кладбище, и сын Михаил. В 2012 году там же обнаружили церковную реестровую книгу, в которой есть его записи: о рождении, венчании и смерти прихожан за 1852 год. Вместе с ней были найдены Евангелие этого периода, старые фелони , подсвечники, иконы и другие сакральные вещи. Поиск этих вещей был осуществлен при подготовке выставки к 200-летнему юбилею священника. По распоряжению Й. Лозинского (тогдашнего наместника Яворовского уезда) в мае 1852 года был переведён в приход села Залужье Яворовского уезда, где служил по август 1853 года.

С 1853 по 1856 год он был администратором часовни на горе в селе Стрелки Старосамборского района на Львовщине . Часовня 1792 года не сохранилась, но на её месте сейчас стоит церковь святого Евстахия , которая относится к памятникам местного значения . О том, что в храме служил отец Михаил Вербицкий, указывает мемориальная доска. Под горой была деревянная плебания , где и жил когда-то священник. Но она также не сохранилась — на её месте в 1902 году построена другая. Именем Вербицкого названа местная школа, и на протяжении пятнадцати лет в Стрелках проходят фестивали духовной музыки имени отца Михаила Вербицкого, на которые приезжают лучшие церковные и школьные хоры района и области .

В 1856 году он не осел в селе Млыны в Яворовщине служа в Покровской церкви, где и прожил остаток своей жизни. Но бедность и тут не оставляла его.

Был дважды женат, дважды овдовел. Первая жена — австрийка Барбара Сенер, умерла через год после свадьбы. Сын — Иван (1839—1890), профессор истории, директор Бродовской гимназии . Вторая жена также рано умерла, родив Вербицкому сына Андрея .

В последние годы жизни композитор занимался педагогической деятельностью, писал статьи, создавал музыку. Среди его учеников были Виктор Матюк и Порфирий Бажанский.

Умер Михаил Вербицкий 7 декабря 1870 года в Млынах, прожив лишь 55 лет. Похоронен возле церкви.

Память

Почтова марка Укрпочты , 2015

В с. Млини возле старинной, 1740 года, деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (хорошо отреставрированной, служащей храмом местным католикам) стоит скромный памятник на могиле автора мелодии украинского национального и Государственного Гимна композитора отца Михаила Вербицкого. 12 апреля 2005 года над могилой Михаила Вербицкого была открыта часовня-пантеон (по проекту львовского архитектора Ивана Коваленко) в честь 140-летия украинского национального гимна и 190-й годовщины рождения композитора.

Могила Михаила Вербицкого в Млинах

Община города Яворова на Львовщине установила Михаилу Вербицкому памятник, а также выступила инициатором присвоения музыкальной школе и улице города имени музыканта. Также улица Вербицкого есть во Львове.

В июне 2013 завершился Всеукраинский конкурс на лучшую концептуальную идею памятника Михаилу Вербицкому, который был объявлен Львовским региональным общественно-культурным обществом «Надсяння». На конкурс поступил 21 проект. Победу одержал проект творческого коллектива скульпторов Андрея и Владимира Сухорских и архитектора Владимира Стасюка . Памятник установили 28 декабря 2015 во Львове, в сквере на углу улиц Бандеры , Вербицкого и Чупринки .

27 февраля 2015 года депутаты Тернопольского городского совета приняли решение о присвоении музыкальной школе № 2 имени Михаила Вербицкого .

По случаю 200-летия со дня рождения композитора, 4 марта 2015 года, многочисленные делегации из Украины приняли участие в торжественных мероприятиях, проводимых представителями украинской общины Польши на кладбище в с. Млини, где похоронен М. Вербицкий, и в Перемышле. Накануне, 28 февраля, в с. Яворник-Руски открыли мемориальную табличку на колокольне храма в честь отца Михаила .

Творчество

Музыковед Ульяна Петрусь собрала список из 133 известных композиций М. Вербицкого. К ним относятся:

  • Крупномасштабные светские хоровые работы — 30
  • Священные хоровые работы — 37
  • Вокальные ансамбли
  • Романсы — 10.5
  • Аранжировки народных песен — 10
  • Оркестровые работы — 18 работ включая 9 симфоний
  • Камерные произведения
  • 15 работ для различных инструментов
  • Музыка к 12 спектаклям

Ще не вмерла України

Самым известным произведением Михаила Вербицкого является музыка к песне «Ещё не умерла Украины ни слава, ни воля…» ( укр. «Ще не вмерла України ні слава, ні воля...» ) на слова Павла Чубинского , впоследствии ставшей Государственным гимном Украины. По поводу даты создания этой песни до сих пор идут споры и предполагается, что она написана в период 1862 1864 гг. Считается, что первое публичное исполнение будущего гимна состоялось 10 марта 1865 года в Перемышле, во время первого на землях Западной Украины шевченковского концерта (композитор сам пел в хоре, которым дирижировал Анатоль Вахнянин ). Сразу песня стала настолько популярна среди галицкой молодёжи, что одно время считалась ими народной.

Галерея

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано из 18 февраля 2009 года.
  2. . Дата обращения: 29 сентября 2009. 2 октября 2009 года.
  3. от 1 января 2007 на Wayback Machine
  4. Юлія Голодрига. Його Бог обдарував… — С. 11.
  5. от 16 ноября 2020 на Wayback Machine // Україна Incognita. .
  6. Андрій Вербицький. Творець державного гімну… С. 15.
  7. Юлія Голодрига. Його Бог обдарував… — С. 11
  8. . Дата обращения: 29 сентября 2009. Архивировано из 3 октября 2009 года.
  9. Дата обращения: 14 ноября 2020. 14 ноября 2020 года.
  10. . Дата обращения: 14 ноября 2020. 17 января 2021 года.
  11. Василь Мороз. Ювілей нашого славня та його автора відзначають і в Галичині, і в Польщі // Галичина. — 2015. — 5 марта. — С. 3.

Литература

  • Andriy V. Szul. The New Grove Dictionary of Opera, edited by Stanley Sadie (1992). ISBN 0-333-73432-7 and ISBN 1-56159-228-5 .
  • Загайкевич, Марія . Михайло Вербицький — Сторінки життя і творчості — Львів, 1998. — ISBN 966-02-0819-7 .
  • За волю України. Антологія пісень національно-визвольних змагань. / Упорядник Євген Гіщинський. — Луцьк: Видавництво «Волинська обласна друкарня», 2002. — 316 с.
  • Малий словник історії України / под ред. В. А. Смолій . — Киев: Либідь, 1997. — С. 464. — ISBN 5-325-00781-5 .
  • сост. М. Г. Лабінський, В. С. Мурза. Вербицький Михайло Михайлович / под ред. А. В. Кудрицького . — Митці України : Енциклопедичний довідник. — Киев: «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1992. — С. 110. — ISBN 5-88500-042-5 .
  • М. Загайкевич . Вербицький Михайло Михайлович. — Українська музична енциклопедія. — Ін-т мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М. Т. Рильського НАН України, 2006. — Т. 1. — С. 322–325.
  • Андрій Вербицький. Творець державного гімну. — Українські родоводи. — Львов: Галицька брама, 1999. — Vol. № 9 за декабрь. — С. 15.
  • Юлія Голодрига. Його Бог обдарував (інтерв'ю з Володимиром Середою — головою об'єднання товариств депортованих українців «Закерзоння». — Львов: Експрес, 2015. — Vol. № 6 (7949) за 22-29 января. — С. 11.
  • Любов Гринишин. Пам‘ятник М. Вербицькому — тест на громадянську зрілість. — Ивано-Франковск: Галичина, 2015.
  • Ясіновський Ю. П. / В. А. Смолій , Інститут історії України НАН України . — Енциклопедія історії України в 10 томах. — Киев: Наук. думка , 2003. — Т. 1. — С. [477] (стб. А — В.). — 688 с. — ISBN 966-00-0734-5 .
  • о. Михайло Вербицький. Літургія для чоловічого хору. / Володимир Пилипович и Юрій Ясіновський. — Пам’ятки сакральної музики Перемиської єпархії. — Перемышль: Реґентський інститут Перемисько-Варшавської Архиєпархії у Перемишлі, 2015. — Т. II.
  • о. Михайло Вербицький. Пісні для чоловічих квартетів / Анна Поточна и Ярослав Вуйцік. — Перемышль: «Перемиська бібліотека» Перемиського відділу Об’єднання українців у Польщі, 2008. — Т. XІІІ.
  • CD — о. Михайло Вербицький, Пісні для чоловічих квартетів. Вокальний ансамбль КАЛОФΩNIA. Науковий консультант проф. Юрій Ясіновський. Ідея і текст Володимир Пилипович. Фонографічний проєкт «Сян» Перемиського відділу Об’єднання українців у Польщі. (о. Михаил Вербицкий. Песни для мужских квартетов. Вокальный ансамбль КАЛОФΩNIA. Научный консультант проф. Юрий Ясиновский. Идея и текст: Владимир Филиппович. Фонографический проект «Сян» Перемышльского отдела Объединения украинцев в Польше). Перемышль — Львов, 2010. о. Михайло Вербицький. Літургія для чоловічого хору. Український чоловічий хор «Журавлі» (о. Михаил Вербицкий. Литургия для мужского хора. Украинский мужской хор «Журавли»). Издатель: Объединение украинцев в Польше, 2020.

Ссылки

  • от 14 января 2022 на Wayback Machine // Универсальный словарь-энциклопедия. — 4-е изд. — К. : Тека, 2006.
  • от 24 января 2022 на Wayback Machine
Источник —

Same as Вербицкий, Михаил Михайлович