Interested Article - Большой театр имени Алишера Навои

Госуда́рственный о́рдена Трудово́го Кра́сного Зна́мени академи́ческий Большо́й теа́тр Респу́блики Узбекиста́н имени Алише́ра Навои́ (сокр. ГАБТ имени А. Навои , узб. Alisher Navoiy nomidagi davlat akademik katta teatri ) — театр оперы и балета в Ташкенте , Республики Узбекистан и назван в честь поэта Алишера Навои . Театр основан 11 июня 1939 года.

История театра

История театра начинается с 1929 года, когда любители концертно-этнографического ансамбля под руководством Мухитдин Кари-Якубова, певец, руководитель ансамбля организовали профессиональный театр, танцевальную труппу возглавила Тамара Ханум .

Мухитдин Кари-Якубов

Первая премьера опера М. Ашрафи «Буран» состоялась в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. Премьера первой узбекской оперы «Буран» 11 июня 1939 дала толчок к развитию национального музыкального театра. Опера, поставленная режиссёром Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем снискала успех зрителей и критиков. В роли Бурана выступили Карим Закиров и Михаил Давыдов, партию Наргуль пели Халима Насырова, Шахадат Рахимова, Сара Самандарова и Назира Ахмедова, генерал-губернатора — Мухиддин Кари-Якубов .

В том же 1939 году театр получил новый статус, ему было присвоено название Государственного узбекского театра оперы и балета.

В марте 1948 года, объединился с Ташкентским русским оперным театром им. Я. М. Свердлова (основан в 1918), получил название Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои.

В этот период на сцене театра были поставлены: оперы — «Пиковая дама», «Евгений Онегин» Чайковского, «Гюльсара» Садыкова и Глиэра, балеты — «Коппелия» Делиба, «Дон Кихот» Минкуса, «Красный мак» Глиэра, «Балерина» Мушеля. В 1959 году театру был дан статус академического. С 1966 года театр носит название Государственного академического большого театра имени Алишера Навои. В 50-70 годах репертуар театра значительно расширился. Этот период характеризуется не только постановками произведениями русских и западноевропейских классиков, таких как: «Трубадур», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Пан Воевода» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Фауст» Ш. Гуно, «Дуэнья» С. Прокофьева, «Арсенал» Г. Майбороды, балеты — «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Жуан» Л. Фейгина, «Кашмирская легенда» Г. Мушеля, «Семург» Б. Бровцина, «Маскарад» Лапутина, но и постановками: национальных опер — «Дилором» (1958), «Проделки Майсары» Юдакова (1959), «Песнь о Хорезме» Юсупова (1964), «Свет из мрака» (1966) и «Перед зарёй» (1972) Р. Хамраева, «Двенадцатая ночь» (1968) и «Русские люди» (1970) Зейдмана, «Ойджамол» И. Хамраева (1969), «Бессмертие» Мусаева (1974); балеты — «Мечта» Акбарова (1959), «Человек, который смеется» Зейдмана (1962), «Сорок девушек» Фейгина (1967), «Сухайль и Мехри» Левиева (1968), «Амулет любви» (1969), «Тимур Малик» (1970) и «Любовь и меч» (1974) Ашрафи .

С 1990 года на сцене театра поставлены оперы — «Буюк Темур» А. Икрамова, «Умар Хайям» М. Бафоева, «Путь к трону» Н. Закирова , «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, балеты — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, комический балет «Юность Насреддина» С. Юдакова, национальный балет «Хумо» в хореографии Г. Алексидзе, на музыку — А. Эргашева, балета Ф. Янов-Яновского на либретто И. Юсупова «Урашима Таро» .

Здание театра

Театр на почтовой марке СССР 1950 года, посвящённой 25-летию Узбекской ССР

У коллектива Узбекского музыкального театра не было своего театрального здания и все представления проходили в единственном зрелищном учреждении, построенном в начале XX веке здании бывшего театра — цирка «Колизей», который был построен в период с 1902 года по 1913 года выходцем из Тифлиса — Г. М. Цинцадзе.

В 1918 году здание театра — цирка «Колизей» было национализировано . В тридцатых годах в здании бывшего театра — цирка «Колизей» работали две труппы русского и узбекского музыкальных театров. Несмотря на реконструкцию, зал и сцена все меньше отвечали требованиям постановок больших классических и национальных постановок. Возникла необходимость постройки нового театрального здания и был объявлен государственный конкурс на лучший проект строительства театрального здания. Проекты публиковались в прессе и широко обсуждались общественностью. В 1934 году по результатам конкурса выиграл проект академика Алексея Щусева , который является автором проекта мавзолея на Красной Площади, а также автором проектов других сооружений в г. Москва . Закладка здания состоялась 1 сентября 1940 года, в 1942 году работы были прерваны ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1943 году стройка была возобновлена . По состоянию на октябрь 1943 года в строительстве здания театра участвовали трудмобилизованные советские корейцы .

В завершающем этапе строительства театра приняли участие депортированные в ноябре 1945 года в Ташкент японские военнопленные из Квантунской армии . Открытие театра состоялось в 1947 году в день 30-й годовщины Октябрьской революции .

Здание театра сооружено на месте бывшего Воскресенского базара, прямоугольной площади размером 7 га . По проекту А. В. Щусева театр обрамлен сквером-парком с многочисленными красочными цветниками, партерной зеленью, ценными декоративными деревьями и большим водоемом-фонтаном, напоминающим традиционные узбекские хаузы .

Здание раскрывается в окружающее пространство мощным трехарочным порталом главного входа и меньшими по масштабу аркадами, расположенными вдоль боковых фасадов . Стены облицованы шлифованным розовато-охристым кирпичом, цоколь — гранитом. Входной портик, боковые колоннады, дверные и оконные проемы, капители и карнизы либо выполнены целиком из серого мрамора, либо имеют мраморную облицовку или обрамление .

Зрительный зал рассчитан на 1440 мест, имеет партер и два яруса. Стены, балконы зала и обрамление портала сцены украшены орнаментами с легкой расцветкой и позолотой. Кремовые бархатные занавеси сцены и лож расшиты узором, выполненным по рисункам А. Щусева бухарскими золотошвеями .

Фойе первого этажа, расположенное по главной оси вестибюля, украшено росписью, изображающей четырех муз: танца, поэзии, живописи и архитектуры. В главном фойе второго этажа находятся 4 живописных панно на темы из произведений Навои : Ширин, пришедшая с подарками к Фархаду благодарить его за совершенные им подвиги; сидящий на коне Искандер, наблюдающий за сооружением крепостного вала; Бахрам-гул — герой поэмы «Семь планет», поражающий по просьбе своей возлюбленной, красавицы Диляром, скачущего джейрана; Лейла и Меджнун, встретившиеся в пустыне . Монументальная живопись в фойе первого и второго этажей выполнена художником Чингизом Ахмаровым .

Большой интерес представляет архитектурное убранство шести боковых фойе, носящих имена шести областей Узбекистана: Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Хивинской, Термезской и Ферганской. Для их отделки была применена традиционная местная резьба по ганчевой штукатурке. Работы по отделке помещений выполнялись народными мастерами Узбекистана, «усто», под руководством А. Щусева, С. Полупанова и Б. Засыпкина .

В первом этаже расположены залы Ташкентский и Ферганский. Оформление Ташкентского зала выполнено мастером Ташпулатом Асланкуловым, Ферганского — мастером Наркузиевым .

Мемориальная доска, посвященная японским военнопленным, участвовавшим в строительстве

Во втором этаже расположены Бухарский и Самаркандский залы. Бухарский зал примечателен тем, что использовалась резьба по ганчу, наложенная на зеркальную основу. Оформление зала выполнено почетным академиком Узбекской Академии Наук мастером Ширин Мурадовым. В панно Самаркандского зала была применена двухслойная резьба — «ислими», в отделке использован газганский мрамор. Автором и исполнителем убранства зала был самаркандский мастер Кули Джанилов .

На третьем этаже размещаются Хивинский и Термезский залы. Хивинский зал украшен резными панно из ганча , которые повторяют резьбу по дереву, характерную для Хорезма . Для Термезского зала характерно оформление, украшавшее дворец правителя Термеза . Оформление Хивинского зала выполнено под руководством мастера Абдуллы Балтаева , Термезского — мастером Нигматовым .

Здание сооружено из железобетона и кирпича. Перекрытия большого пролета осуществлены по металлическим фермам. Конструкции были специально усилены с тем, чтобы придать сооружению необходимые антисейсмические качества .

В 1996 году на стене театра была установлена мемориальная доска в честь японцев, участвовавших в строительстве. В 2010 г. фонтан был реконструирован, были добавлены подсветка и музыкальное сопровождение . В 2012—2015 годах произведена реконструкция театра, в это время все спектакли проходили на сцене Дворца искусств «Туркистон» . На церемонии открытия реконструированного здания присутствовал премьер-министр Японии Синдзо Абэ .

Международное сотрудничество

Театр осуществляет множество проектов среди которых Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Ташкент Бахори», Фестиваль, посвященный 150-летию Дж. Пуччини. В данных проектах приняли участие артисты из других стран — Анна Карновали, Хибла Герзмава, Михаил Векуа, Жамиля Баспакова, Лаура Хормигон, Оскар Торрадо и другие. Также в театре выступали певица Елена Образцова, тенор Зураб Соткилава, музыканты Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Юрий Башмет и другие. Гостями театра были также большие творческие коллективы: Киевский симфонический оркестр и хор, Иркутский музыкальный театр им. Н. Загурского, артисты Музыкального театра К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, артисты Мариинского театра и «Геликон опера» и отдельные исполнители — Дж. Бортолато, А. Шагимуратова и другие .

Балетная труппа театра сотрудничает со школой балета «Toyota City Balet Сompanу». Результатом сотрудничества являются такие международные проекты, как премьера в г. Тойота (Япония) нового балета Ф. Янов-Яновского по либретто И. Юсупова «Урашима Таро» . Театр успешно сотрудничает с посольствами иностранных государств в Республике Узбекистан. Результатом сотрудничества являются такие международные проекты, как постановки оперных спектаклей «Лючия ди Ламмермур», «Богема», «Любовный напиток», «Евгений Онегин», «Царская невеста» .

Репертуар театра

Опера Балет
«Любовный напиток», Г. Доницетти «Томирис», У.Мусаев
«Лючия ди Ламмермур», Г.Доницетти «Бахчисарайский фонтан», Б.Асафьев
«Фауст», Ш.Гуно «Жизель», А.Адан
«Небо моей любви», М.Бафоев «Корсар», А.Адан
«Царская невеста», Н.Римский-Корсаков «Спартак», А.Хачатурян
«Сельская честь», П.Масканьи «Хумо», А.Эргашев
«Иоланта», П.Чайковский «Дон Кихот», Л.Минкус
«Садокат», Р.Абдуллаев «Амулет любви», М.Ашрафи
«Алеко», С.Рахманинов «Лебединое озеро», П.Чайковский
«Проделки Майсары», С.Юдаков «Спящая красавица», П.Чайковский
«Тахир и Зухра», Т. Джалилов и Б. Бровцын «Щелкунчик», П.Чайковский
«Искатели жемчуга», Ж.Бизе «Ромео и Джульетта», С.Прокофьев
«Кармен», Ж.Бизе «Тысяча и одна ночь», Ф.Амиров
«ХАМСА», М.Бафоев «Поэма двух сердец», А.Меликов
«Трубадур», Дж. Верди «Дама с камелиями», Дж. Верди
«Аида», Дж. Верди «Франческа да Римини», П.Чайковский
«Богема», Дж. Пуччини «Жар-Птица, Шахерезада», И.Стравинский, Н.Римский-Корсаков
«Демон», А.Рубинштейн «Белоснежка и семь гномов», К.Хачатурян
«Травиата», Дж. Верди
«Севильский цирюльник», Дж. Россини
«Флория Тоска», Дж. Пуччини

Награды

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 марта 2015. 2 июня 2019 года.
  2. История узбекской советской музыки. — Ташкент: издательство Академии архитектуры СССР, 1973. — Т. 2.
  3. . Архивировано из 5 ноября 2014 года.
  4. . Дата обращения: 7 марта 2015. Архивировано из 29 марта 2015 года.
  5. , с. 26.
  6. . Дата обращения: 7 марта 2015. 26 января 2021 года.
  7. . Дата обращения: 7 марта 2015. 16 декабря 2016 года.
  8. , с. 386.
  9. Хан В. С., Сим Хон Ёнг. Корейцы Центральной Азии: прошлое и настоящее. — М.: МБА, 2014. — С. 95.
  10. , с. 139.
  11. , с. 140.
  12. , с. 30.
  13. , с. 144.
  14. , с. 142.
  15. , с. 28.
  16. , с. 142—143.
  17. , с. 143.
  18. , с. 144—145.
  19. . Дата обращения: 3 декабря 2014. 29 августа 2014 года.
  20. от 22 марта 2019 на Wayback Machine // ГАБТ имени А.Навои

Литература

  • Полупанов С., Яралов Ю. Ташкент. — М. : издательство Академии архитектуры СССР, 1949.
  • Пеккер Я. Б. Узбекская опера. — М. : Музгиз, 1963. — 220 с.
  • Корсакова А. Ф. Узбекский оперный театр: Очерк истории. — Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1961. — 495 с.
  • Афанасьев К.Н. А. В. Щусев. — М. : Стройиздат, 1978. — 191 с.
  • Всеобщая история архитектуры: Архитектура СССР. — Изд-во Академии архитектуры СССР, 1975. — Т. 12.1. — С. 395. — 755 с.

Ссылки

Источник —

Same as Большой театр имени Алишера Навои