Новиков, Николай Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Ива́нович У́ткин ( 1780 , Тверь — 1863 , Санкт-Петербург ) — русский рисовальщик и гравёр , один из крупнейших мастеров позднеклассицистической гравюры резцом и репродукционной гравюры первой половины XIX века ; академик (с 1814) и заслуженный профессор (с 1839) Императорской Академии художеств , хранитель отдела эстампов императорской коллекции в Эрмитаже ( 1817 — 1860 ) и смотритель музея Академии художеств ( 1841 — 1854 ).
Матерью Николая была дворовая девушка, отцом — Михаил Никитич Муравьёв . Но замуж его мать была выдана за камердинера И. С. Уткина. Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Санкт-Петербург. В 1785 году пятилетний крепостной мальчик получил вольную и был определён в воспитательное отделение при Императорской академии художеств .
Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему, был переведён в гравировальный класс академии под руководство сперва А. Я. Радига , потом С. Ф. Иванова и, с 1796 года, вызванного из Германии И. С. Клаубера .
Уткин быстро усваивал технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании.
В 1798 и 1799 годах он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 году за гравирование 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах, был удостоен «аттестата со шпагой» и малой золотой медали. Это давало право остаться при академии в качестве пенсионера ещё на три года для выполнения программы на большую золотую медаль.
Оставленный при академии, Уткин создал гравированный портрет (1801), приходящегося ему дедом. Виньетка, нарисованная Репниным-Фоминым и выгравированная Уткиным, была приложена к альманаху Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств « Свиток Муз », часть І, СПб. 1802 год . К этому периоду относятся ещё два рисунка: портрет отца художника М. Н. Муравьёва (1803), выполненный с оригинала Ж.-Л. Монье и предназначенный для гравирования, и портрет Александра I (около 1801) по оригиналу .
За большой эстамп «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» с эрмитажной картины Р. Менгса Уткин был награждён в 1802 году большой золотой медалью и правом на поездку за границу, которым он воспользовался в конце следующего года.
В Париже он поступил под руководство знаменитого , сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, во время войны Наполеона с Россией , живя, как пленник, под полицейским надзором. В этот период им были исполнены гравюры «Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои», с картины Доменикино , вошедшая в известное издание «Musée Français», и превосходный портрет князя А. Б. Куракина . Первое из этих произведений было выставлено в Парижском салоне 1810 году. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп, по приказанию Наполеона , золотою медалью, а император Александр I пожаловал ему перстень с бриллиантами; Петербургская академия дала ему титул назначенного в академики.
Ещё будучи в Париже был посвящён в масонство, затем продолжил членство в масонских ложах в Петербурге, был членом-основателем (1818 год) ложи «Орфей», а с 1819 года её секретарём.
Портрет князя А. Б. Куракина , исполненный в 1812 году, доставил Уткину по его возвращении в 1814 году в Санкт-Петербург звание академика.
По смерти И. С. Клаубера в 1817 году Уткин занял его место как в Академии, так и в Императорском Эрмитаже , в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем за тем году за портрет Суворова Академия произвела его в советники, из которых за уничтожением этого звания в 1831 году он был переименован в профессора. В 1819 году художнику был пожалован титул гравёра Его Величества с жалованием по 3000 руб. в год.
В его лице русское искусство имело не только высокодаровитого художника, но и опытного наставника художников в области гравирования резцом — А. Я. Олещинского , Д. В. Андрузского , Ф. И. Иордана , К. Я. Афанасьева , А. А. Пищалкина , Е. И. Гейтмана , С. Л. Захарова , А. А. Збруева , Н. Н. Аберда и других.
В 1827 году было создано одно из наиболее замечательных его произведений, « Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке », с оригинала В. Л. Боровиковского . На академической выставке 1836 года было выставлено шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А. Н. Оленина и графа С. С. Уварова . Это была самая блестящая пора деятельности Уткина, упрочившая его славу: своим членом его признали несколько зарубежных академий — Стокгольмская ( 1820 ), Антверпенская ( 1827 ) и Дрезденская ( 1828 ). Высочайшие особы не раз выражали ему своё благоволение ценными подарками и другими знаками отличия. Императорская академия в 1840 году почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец Уткина стал слабеть.
В 1845 году уже 65-летний художник принялся за гравирование картины В. К. Шебуева «Обедня св. Василия Великого» и, окончив эту работу только в 1856 году , произвёл эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям.
Постепенный упадок сил заставил его передать заведование гравёрным классом в 1850 году и прочие должности своему любимому ученику Ф. И. Иордану .
В 1860 году праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Уткина, причём Академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали.
После этого Уткин сел за работу, начатую ещё в 1819 году : воспроизведение картины Бронзино «Св. Семейство». Эту работу он закончил перед самой своей кончиной, последовавшей в 1863 году .
Николай Иванович Уткин был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1930-е гг. перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .
Всех произведений Уткина насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Уткину принадлежат портреты Михаила Десницкого ( 1799 ), И. А. Крылова и Е. С. Семёновой (оба 1816 ; с рисунков О. А. Кипренского ), А. В. Суворова ( 1818 , с оригинала И. Г. Шмидта ), Н. М. Карамзина ( 1818 , с оригинала А. Г. Варнека ), А. С. Пушкина ( 1827 и 1838 , с оригинала О. А. Кипренского ), графа А. А. Аракчеева с оригинала Г. Вагнера и многие другие. Создал 20 гравюр с медальонов Ф. П. Толстого , посвященных Отечественной войне 1812 года . Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца.
Уткин неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера. Заимствуя приёмы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нём предметов — гравировал иначе лица, иначе бархат, шёлк и прочие аксессуары, причём в лучшую свою пору достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок, блестящий твёрдый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчётом, вкус всего исполнения, — таковы достоинства важнейших из произведений Уткина.
1820 год — дом Е. Ф. Муравьёвой — набережная реки Фонтанки, 25.
В 1936 году прах Н. И. Уткина и надгробие с могилы на Смоленском православном кладбище были перенесены в Некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге .
Портрет Н. И. Уткина, исполненный в 1846 году Августом Петцольдом (карандаш, чёрный мел; 294×234 мм), хранится в Кабинете гравюры в Дрездене .