В детском возрасте первоначальные уроки игры на
фортепиано
давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у
Александра Дюбюка
он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у местного пианиста и дирижёра Карла Эйзериха (1817—1881), сына немецкого музыканта
Карла Трауготта Эйзериха
. Большое участие в его судьбе принял
А. Д. Улыбышев
, просвещённый
дилетант
,
меценат
, автор первой русской монографии о
Моцарте
.
Систематического музыкального образования Балакирев не получил. Среди его музыкальных произведений, которые в детстве и юности произвели на него особое впечатление, были фортепианный концерт
Шопена
и трио «Не томи родимый» из «
Жизни за Царя
»
Глинки
. Своему восхищению этими композиторами он остался верен всю жизнь.
Окончив
Нижегородский дворянский институт
(1849—1853), менее двух лет (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете
Казанского университета
, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.
В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с
М. И. Глинкой
, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста.
Вместе с
Г. Я. Ломакиным
18 марта
1862 года
основал «
Бесплатную музыкальную школу
», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. Лето 1862 года провёл в Пятигорске. В свободное от процедур время давал концерты в парке «Цветник»
. В
1866 году
Милий Балакирев был приглашен в
Прагу
— заведовать постановкой опер
Михаила Глинки
«
Жизнь за Царя
» и «
Руслан и Людмила
», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями
РМО
в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе
Варшавской железной дороги
. В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника
Ивана Верховского
остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал
вегетарианцем
.
В 1883 году Балакирев был назначен заведовать
придворной певческой капеллой
. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.
Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна
. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к
королю Лиру
(1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие
памятника тысячелетия России
в
Новгороде
; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «
Тамара
» (на текст
Лермонтова
), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы)
. Из фортепианных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll),
скерцо
,
фантазия
«
Исламей
» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила
Мориса Равеля
при создании цикла «
Ночной Гаспар
». Так, про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.
Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «
Марш Черномора
» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» Берлиоза, каватина из квартета
Бетховена
(ор. 130), «
Арагонская хота
» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «
Ночь в Мадриде
» Глинки.
Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)
Среди других произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена
С. Ляпуновым
), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым), большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).
Личная жизнь и взгляды
Балакирев никогда не был женат и не имел детей, причем не только законных, но и внебрачных. О его романах с женщинами также неизвестно.
В юности композитор был вольнодумцем и
атеистом
, некоторое время он планировал написать оперу по роману
Чернышевского
«
Что делать?
». В конце 1860-х годов Балакирев сделался суеверным и стал часто посещать гадалку.
Римский-Корсаков
писал об этих посещениях: «Не веровавший в Бога Балакирев уверовал в черта. Черт сделал то, что он уверовал впоследствии и в Бога…»
В зрелые годы Балакирев стал верующим православным. Причиной этого, как считается, стал нервный срыв, вызванный смертью матери композитора в марте 1871 года. Точные обстоятельства обращения композитора к религии неизвестны, так как не сохранилось ни его писем, ни дневников за этот период.
Балакирев отказался от употребления в пищу мяса, и стал есть только рыбу. Он полюбил животных, и приютил множество бездомных кошек и собак. Его сострадание стало таким, что всякий раз, когда в комнате оказывалось найдено насекомое, Балакирев осторожно ловил его и выпускал из окна, говоря: «Ну, лети, с Богом!».
Балакирев в эти годы вёл затворнический образ жизни в собственном доме, много молясь около старинных икон. Исключением из этого затворничества были музыкальные вечера вторника, которые он регулярно проводил после своего возвращения к музыке в 1870-х и 1880-х годах. Композитор стал
славянофилом
, был патриотично настроен, написал гимны в честь
вдовствующей императрицы
и других членов императорской семьи
.
Римский-Корсаков упоминает, что некоторые черты характера Балакирева присутствовали и до его обращения, но впоследствии усилились. Это было особенно верно в отношении антисемитизма. Нападки Балакирева на
Антона Рубинштейна
уже в 1860-х годах носили явно антисемитский характер; Балакирев стремился не допускать евреев к преподаванию в заведениях, которыми руководил. Однако именно после своего религиозного обращения композитор заподозрил всех, кого не любил, в еврейском происхождении, и вообще возненавидел современных ему евреев за их «соучастие» в распятии Христа. Он стал воинственным в своих религиозных беседах с друзьями, настаивая на том, чтобы они строго соблюдали православные обряды и ходили с ним вместе в церковь. «Вся эта смесь христианской кротости, злословия, любви к животным, человеконенавистничества, творческих интересов и мелочности, достойной старой девы, поражала всех тех, кто видел его в те дни», — писал Римский-Корсаков, добавив, что эти черты ещё усилились в последующие годы
.
Список произведений
Внешние видеофайлы
Сочинения для оркестра
Увертюра на тему испанского марша (1857):
Музыка к трагедии
У. Шекспира
«Король Лир» (1858—1861):
Увертюра на темы трёх русских песен (1858):
«1000 лет», музыкальная картина (1863—1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884):
,
Симфония № 1 (1864—1866, 1893—1897):
Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905):
(неопр.)
Дата обращения: 10 апреля 2023.
4 апреля 2023 года.
Кашкин Н. Д.
Статьи о русской музыке и музыкантах. — М., 1953. — С. 143.
Татьяна Сидорова.
Документальный фильм - русская пятерка.
Пирютко Ю. М.
Некрополь мастеров искусств / Ю. М. Пирютко // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. —
М.
: Центрполиграф, 2009. — С. 235. — 797, [3] с. —
1600 экз.
—
ISBN 978-5-9524-4025-8
. —
OCLC
.
По воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова ещё в 1866 году, после трёх кавказских путешествий, М. А. Балакирев «все чаще и чаще наигрывал темы для оркестровой фантазии „Тамара“». Симфоническая поэма была завершена только в 1882 году. Спустя 30 лет
М. М. Фокиным
был поставлен в Париже
одноактный балет
по этому произведению; критики единодушно отметили уникальную созвучность сюжета, музыки и хореографии.
, с. 89.
Taruskin, Richard, Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works Through Mavra, Volume 1 (Oxford and New York: Oxford University Press, 1996).
ISBN 0-19-816250-2
.
Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. Санкт-Петербург, 1909.
(неопр.)
.
ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств имени М. А. Балакирева»
. Дата обращения: 20 октября 2019.
20 октября 2019 года.
Нина Дементьева.
(неопр.)
(недоступная ссылка —
)
.
Интернет-газета района Выхино-Жулебино «Районные будни»
(28 февраля 2017).
(неопр.)
.
Интернет-музей: Балакирев Милий Алексеевич
. Дата обращения: 20 октября 2019.
20 октября 2019 года.
travelfoxes.
(неопр.)
Чувствовать красоту жизни... (25 марта 2018). Дата обращения: 23 декабря 2018.
Литература
Балакирев Милий Алексеевич (1836—1910).
Балакирев. Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая. —
Л.
, 1967.
Балакиреву посвящается: сборник статей и материалов. Вып. 3. / М-во культуры России, Союз комп. Санкт-Петербурга; ред.-сост. Татьяна Зайцева. — Санкт-Петербург: Композитор, 2014—398, [2] с., [8] л. ил. — (Музыкальный Петербург: прошлое и настоящее). —
ISBN 978-5-7379-0801-0
Балакирев Милий Алексеевич (1836—1910). Полное собрание духовных сочинений; [сост.], подгот. текста, вступ. ст., коммент. и прил. Татьяны Зайцевой. — Москва: Музыка, 2015. — 413, [3] с.: нот., портр. — 800 экз. —
ISBN 979-0-66006-363-7
Зайцева Т. А
. М. А. Балакирев: путь в будущее — Санкт-Петербург: Композитор, 2017. — 751, [1] с., [13] л. ил.: ил., нот. — (Музыкальный Петербург: прошлое и настоящее)
Кандинский, А.
Симфонические произведения М. А. Балакирева — М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1960. — 142 с. — (Библиотека слушателя концертов).
Милий Алексеевич Балакирев: Воспоминания и письма/ Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографа. — Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. — 477 с.
Милий Алексеевич Балакирев: исследования и статьи / НИИ театра, музыки и кинематографа. — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 444 с.: ил.
Милий Алексеевич Балакирев: летопись жизни и творчества / Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографа. — Л.: Музыка, 1967. — 598 с.
Н. А. Римский-Корсаков
.
Летопись моей музыкальной жизни : [ориг. изд. 1909]. — Восьмое издание. —
М.
:
Музыка
, 1980. — 454 с. —
25 000 экз.
Lomtev D
. Julius Heinrich Zimmermann: Erfolgsgeschichte eines Musikmagnaten. Beeskow: ortus musikverlag, 2023. S. 43–52.