Амихай, Иехуда
- 1 year ago
- 0
- 0
Иегуда бен Шмуэль Галеви́ (или Ха-Леви, ивр. יהודה הלוי Yehuda ha-Levi, ок. 1075 , Тудела ?, Испания — 1141 , Иерусалим ?) — средневековый еврейский поэт и философ .
Иегуда бен Шмуэль Галеви родился в Туделе . Учился в иешиве в Лусене у раввина Ицхака Альфаси . Также обучался светским наукам и медицине . Под влиянием Моше ибн-Эзры — одного из выдающихся представителей еврейской поэзии того времени — Галеви рано начал писать стихи на древнееврейском языке. Он был убежденным националистом . Пробыв долгое время врачом в Кордове , Галеви отправился в Палестину , по пути остановился в Александрии . Свои впечатления от путешествия по морю он позже передал в «Морских песнях». По одной из версий, убит в Иерусалиме во время второй поездки в Палестину .
Творчество Галеви, особенно его светские произведения, как и вся еврейская поэзия того времени, отмечено влиянием арабской литературы ; это влияние сказывается в лиризме , в романтичности образов, в гиперболических сравнениях , в тяготении к аллегорическим намёкам , в эпиграммности и в игре слов.
Арабская поэзия стимулировалась разными изречениями из Корана или более древними поэтическими документами, еврейская — отдельными библейскими фразами или отрывками из Библии и произведениями более древней еврейской поэзии. Постоянная ссылка на библейский текст особенно характерна для еврейской поэзии того времени, так как древнееврейский язык уже в течение многих столетий не был разговорным и оставался лишь языком литургии и книги.
Тематика произведений Галеви очень сходна с тематикой арабских поэтов данной эпохи: песни дружбы, любви, хвалебные гимны , панегирики знати, меценатам , жизнерадостность, национальные песни, траурные песни в память умерших друзей и близких, эпиграммы , загадки , шутки. Несмотря на то, что в произведениях Галеви немало трафаретного и книжного, его поэзия не лишена простоты выражений и задушевного лиризма. Галеви писал также религиозные стихи, часть которых «канонизирована» — то есть стала частью синагогальной литургии .
Жизнь и деятельность поэта протекала в мусульманской части Испании. Евреи занимали там должности сборщиков податей, полицейских чиновников, служащих и также составляли значительный контингент лиц интеллигентных профессий. Знать и городское население относились к ним враждебно, вели против них борьбу, стремясь вытеснить их из сферы влияния на общую государственную жизнь. Приближение гонений на евреев уже давало себя чувствовать в разных областях жизни страны. В 1147 — 1148 произошёл государственный переворот — одна династия сменила другую; начался период сильных гонений евреев.
Почти в таком же положении находилось еврейское население в христианской Кастилии , где евреи играли такую же роль, являясь опорой монарха против претензий со стороны городского населения и в особенности знати. Перелом в положении еврейства, занимавшего промежуточную позицию между враждовавшими — монархом, с одной стороны, знатью и городским населением — с другой, конечно отразился на творчестве Галеви: отсюда мотивы беспомощности и безнадёжности в его поэзии. Этим переломом также объясняется обращение поэта к утопически - романтическому идеалу возрождения еврейского народа «на обетованной земле», идеалу, созвучному эпохе рыцарства времён крестовых походов с её стремлениями в Палестину .
Галеви также написал философско - теологическую книгу на арабском языке, более известную в переводе на древнееврейский язык. под заглавием « Кузари ». Это произведение является апологией религии в неоплатоническом разрезе и направлено против последователей Аристотеля .
В « Кузари » Галеви изложил свою историко-философскую националистическую концепцию, сильно влиявшую на средневековую еврейскую философию, теологию и каббалу . Эта книга была переведена на латинский язык ( 1660 ), испанский ( 1663 , Яков Абендана ), а впоследствии и на немецкий .
Сионистское движение нередко пользовалось националистической концепцией Галеви и его националистическими стихами для своих целей. Галеви считается самым крупным еврейским поэтом постбиблейского периода. Стихи его издавались и переводились почти на все европейские языки. Образ Галеви использован Генрихом Гейне в одном из стихотворений из цикла «Еврейские мелодии» .
Иегуда Галеви стал, очевидно, прототипом героя книги « Хазарский словарь » Милорада Павича — Иуды Халеви.
В честь Галеви назван на Меркурии .
Время деятельности Галеви, Иехуда в истории иудаизма |
---|
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — М. Винер — умер в 1941 году.