Interested Article - Дискобол (статуя)

Дискобол. Мраморная реконструкция древнегреческой статуи работы Мирона из Елевфер. Рим, Палаццо Массимо алле Терме
Монета СССР, 150 рублей, платина

« Дискобо́л » ( греч. Δισκοβόλος — «Бросающий диск») — одна из наиболее прославленных статуй античности ; первая классическая скульптура , изображающая фигуру атлета, готового к сильному движению в соревновании по метанию диска . Оригинал «Дискобола» (ок. 450 г. до н. э.) — статуя из бронзы , считающаяся работой скульптора эпохи ранней классики «строгого стиля» Мирона , — не сохранился. Название «Дискобол» упоминает древнеримский ритор Квинтилиан (II, 13, 8—10). Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан в «Любители лжи» называет это произведение «Дискофором» («Несущим диск»), но по описаниям можно судить, что речь идёт об одной и той же скульптуре . У Лукиана имеется подробное описание: «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с брыком?» .

Обнаружение и интерпретации

Сохранилось 15 фрагментов (мраморных торсов, голов, деталей рук и ног), а также изображения на геммах , имеющих отношение к различным репликам прославленного бронзового оригинала. Лучшую римскую реплику обнаружили во время раскопок на Эсквилинском холме в Риме в 1781 году. Только эта реплика сохранила голову. Она получила название «Дискобол Ланчеллотти» (по фамилии первоначального владельца, кардинала Филиппа Ланчеллотти). Во время Второй мировой войны статую вывезли в Берлин, но в 1953 году вернули в Италию. Был осуществлён опыт наиболее достоверной реконструкции этой скульптуры путём совмещения разных деталей, сходных по стилю и характеру пластики. Торс был взят из скульптуры, найденной в Кастель-Порциано, дополнен головой «Дискобола Ланчеллотти», правой рукой из собрания Каза-Буонарроти во Флоренции и ногами из коллекции Британского музея в Лондоне. Собранный слепок был бронзирован и он считается наиболее достоверным, соответствующим описанию Лукиана. Ныне «Дискобол Ланчеллотти» хранится в Национальном музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме и называется «Дискобол Массимо-Ланчеллотти».

Б. Р. Виппер писал, что подлинное значение этой скульптуры Мирона заключается не в том, что скульптор приближается к передаче движения, а в том, что он открыл тайну «пластической концентрации движения. В искусстве Мирона ещё очень сильны пережитки архаизма… Торс остаётся почти неподвижным». Поэтому пластическую концепцию Мирона можно назвать «планиметрической». Статуя Дискобола «имеет совершенно плоскостной, рельефный характер; все главные элементы движения собраны на передней плоскости — статуя рассчитана на рассмотрение только с одной точки зрения, спереди… Профиль совершенно лишён самостоятельного значения, так как не имеет никакой глубины». Голову Дискобола Мирон также даёт «в сильном сокращении… и с неровной трактовкой половины лица: левая половина — плоская и широкая; правая — компактная с полными, выпуклыми формами. Благодаря этому приёму так называемой эвритмии голова, предназначенная для рассмотрения в повороте, приобретает особенно интенсивную пластическую жизнь». Принцип рельефа, характерный для архаической скульптуры, проявляется и в мелких деталях: волосы трактованы орнаментально, лицо неподвижно, в анатомии торса не выявлено напряжение, которое должно быть в момент перед бросанием диска .

Дискобол Ланчеллотти. Национальный музей Палаццо Массимо алле Терме. Рим

Наиболее известные римские реплики статуи

В культуре

Влияние:

Примечания

  1. Полевой В. М. Искусство Греции. — В 3-х т. — М.: Искусство, 1970. — Т. 1. Древний мир. — С. 183
  2. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 318 (Примечание Г. А. Тароняна)
  3. , Любители лжи, или невер, 18.
  4. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — С. 172—173
  5. от 5 мая 2017 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 20 марта 2023. 20 марта 2023 года.

Литература

  • Woodford S. The Art of Greece and Rome. — Cambridge: Cambridge University Press , 1982. — 186 p. — ISBN 0521298733 .
  • Лукиан . . — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — Т. 2. — ISBN 5-89329-314-2 , 5-89329-315-0.

Ссылки

  • Акимова Л. И. // Искусство Древней Греции: Классика. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — С. 99—100.
Источник —

Same as Дискобол (статуя)