Interested Article - Шурале
- 2020-07-29
- 1
Шурале́ ( тат. шүрәле , башк. шүрәле [ʃyræˈlɘ] ; также известен как «дух леса», « урман иясе », тат. урман иясе, urman iyäse , и « ярымтык » башк. ярымтыҡ, yarımtıq ) — антропоморфное мифическое существо , описанное в татарском , башкирском , чувашском и марийском фольклорах, персонификация духа леса. Образ шурале встречается только в мифологиях народов ; близок к образам сатиры и лешего . Имеет к себе двойственное отношение, либо почитаем, как дух леса, либо же ненавидим, как слишком конфликтное существо, нападающее на людей.
Этимология
Мифоним шүрале у татар, марийцев, чувашей и башкир распространён в следующих формах: шүрәле , шўрелле , шўреке , шурали или сурали . Скорее всего восходит к основе шөр- , или шур- , — «страшилище», — или к глагольной форме шөрләү (диалектная форма — шүрләү ) — «испугаться». Мифоним «шурале» (« шүрәле ») в башкирском языке имеет синонимичный мифоним «ярымтык» (« ярымтыҡ », « yarımtıq »). В строении мифонима «ярымтык» имеется тюркское слово ярым со значением «половина» .
На чувашском языке слово «шурале» означает «половина руки»: первый слог, чуваш. ҫурӑ , или ҫур — «половина», второй слог, алӑ — «рука» . Возможно термин «шурале» происходит от древнего названия божества, духа почитаемого предка щур из славянской мифологии .
Описание и поведение
Шурале обитает преимущественно в лесу; в одном лесу могут обитать сразу несколько особей. Занимается тем, что сбивает одиноко идущих по лесу людей с пути, заманивает в глухие чащи; способен защекотать до смерти своими длинными пальцами. Шурале боится воды, что можно использовать как один из способов спастись от него — перепрыгнуть ручей . Также боится огня . Шурале можно поймать в ловушку, например, уговорив его засунуть палец в расщеплённое клином дерево, после чего вышибить клин . Образ шурале может разниться у разных народов Поволжья .
В татарской мифологии
В татарской мифологии шурале представляется существом с чрезмерно длинными руками и пальцами (обычно тремя), показывается либо в образе волосатого мужчины с рогом на лбу, либо обнажённой женщины с длинными молочными железами, закинутыми назад за плечи . Иногда описывается как существо, имеющее огромный рост, длинные косматые волосы и медные когти и пятки, вывернутые в другую сторону .
По сведениям российского этнолога Я. Д. Коблова , шурале показываются людям преимущественно весной и летом, на заре, на восходе или закате солнца. С помощью всякого рода хитрых манипуляций — представление по имени, притворство путником, сбившимся с пути и просящего о помощи, плач или смех и весёлый разговор — может с лёгкостью завоевать доверие человека .
В башкирской мифологии
В башкирской мифологии шурале описывается как сильное, изредка глупое, человекоподобное существо, имеющее лишь один глаз во лбу и ходящее на одной ноге. Часто передразнивает людей криком, создавая эхо . Занимается охотой и любит ездить на лошадях .
Делятся по половым признакам; шуралиха выглядит так же, как и женская версия шурале в татарской мифологии, с длинными молочными железами, закинутыми за спину. Могут иметь жён и детей. По преданиям когда-то некий человек женился на дочери одного из шурале, тем самым положив начало роду шуралеләр нәҫеле . Также некоторые башкирские роды — шайтан-кудей , шайтан-мурзалар, шайтандар и другие — причисляют себя к потомкам духа леса, считая свою прапрабабушку дочерью шурале .
У других народов
В преданиях марийцев , удмуртов , мордвы , народов Сибири и Восточной Евразии также описывается схожее лесное смешливое мифическое существо ( шур-лочо , шурали , сурали ), однако, в отличие от татарской и башкирской мифологий, оно имеет способность превращаться в птиц семейства совиные , подражать их «гуканью» и смеяться «по-совиному» . Кроме того шурале известен у народов Казахстана , Памира и Гиндикуша , Афганистан .
В культуре
Литература
- Самым известным [ sic ] произведением, в котором шурале играет ключевую роль, в данном случае протагониста, является одноимённая поэма 1907 года, написанная татарским поэтом и писателем Габдулла Тукаем .
Памятники
- 30 августа 2011 года на площади перед Татарским театром имени Галиасгара Камала был открыт памятник «Загадки Шурале»; работа российского скульптора А. М. Минулиной .
Театр
- 8 марта 1945 года на сцене Татарского театра оперы и балета был поставлен первый татарский балет « Шурале » (или «Али-Батыр») в трёх действиях , под руководством и с музыкой татарского композитора Ф. З. Яруллина . Либретто балета, написанное А. С. Файзи и Л. В. Якобсоном , было основано на одноимённой поэме Габдулла Тукая . После смерти Ф. З. Яруллина на фронте в 1945 году, в Ленинградском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова в 1950 году был снова поставлен этот же балет, но уже в обновлённой танцевальной манере под руководством балетмейстера Л. В. Якобсона .
- Летом 1945 года в Казанском театре юного зрителя был поставлен спектакль-пьеса «Находчивый юноша» Д. С. Аппаковой , о юноше-работнике Ахмете, обхитрившем шуреле .
См. также
- Арзюри — чувашский аналог
- Пицен — сибирско-татарский аналог
- Леший — славянский аналог
- Милон Кротонский — возможный прототип «зажимания пальцев»
Примечания
- ↑ .
- / под ред. С. А. Токарева. — М. : Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 1110. — 1147 с.
- Дёмин В. Н. . — Издательство «Вече» , 1999. — С. 101. — 478 с. — ISBN 978-5-7838-0492-2 . 27 июля 2023 года.
- ↑ Ахметшина А. К. // Культура. Духовность. Общество. — 2015. — Вып. 16 . — С. 48–52 . 26 июля 2023 года.
- ↑ .
- ↑ .
- Мухамедьянова А.м. // Oriental Studies. — 2014. — Вып. 3 . — С. 142–145 . — ISSN . 26 июля 2023 года.
- . — Башкирское книжное издательство, 1987. — 592 с. — (Предания и легенды). 27 июля 2023 года.
- Аминев З. Г. // Народы и религии Евразии. — 2018. — Вып. 4 (17) . — С. 84–95 . — ISSN . 25 июля 2023 года.
- Зинатуллин, Эдуард. . Кошка /Казань (25 мая 2014). Дата обращения: 25 июля 2023.
- Хасанова А. Н. // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2020. — Вып. 5 (70) . — С. 46–52 . — ISSN . 26 июля 2023 года.
- Донина Л. Н. // Гасырлар авазы / Эхо веков. — 2013. — Вып. 3—4 . — С. 256–267 . — ISSN . 26 июля 2023 года.
- / под ред. Л. А. Энтелиса. — Л. : Музыка. Ленинградское отделение, 1967. — С. 104—105. — 328 с. 26 июля 2023 года.
- / сост. А. М. Гольцман, предисл. Г. Иноземцева. — М. : Советский композитор , 1985. — С. 181—182. — 320 с. 26 июля 2023 года.
- Козлова Н. // Красная Татария : газета. — Казань: Дом печати , 1945. — 18 сентября ( № 183 (8186) ).
Литература
- Шаряфетдинов Р. Х. . — ООО ДиректМедиа, 2021. — 276 с. — ISBN 978-5-4499-2798-9 .
- Шаряфетдинов Р. Х. // Наука и школа. — 2021. — Вып. 3 . — С. 37–43 . — ISSN .
- / под ред. Х. Х. Ишмуратова. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003. — 352 с. — ISBN 978-5-85051-303-0 .
- Аминев З. Г. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
- Габаши, Айгуль. // Татарский мир : сайт. — 2005. — № 3 . [ Архивировано] 13 января 2016 года.
- Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. — Уфа, 2005.
- Сөләймәнов, Әхмәт. Башҡорт халыҡ ижады. Риүәйәттәр, легендалар (башк.) . — Өфө: Китап , 1995. — ISBN 5-295-01393-6 .
- / под ред. Н. И. Воробьева, Г. М. Хисамутдинова. — М. : Наука , 1967. — 536 с.
- Ефимова Е. С. . — Уфа: Вагант, 2010. — 156 с. — ISBN 978-5-9635-0088-0 .
- Валиева М. Р. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — Вып. 10 (339) . — С. 37–42 . — ISSN .
- 2020-07-29
- 1