Interested Article - Блох-Бауэр, Адель

Адель Блох-Бауэр ( нем. Adele Bloch-Bauer ; 9 августа 1881 , Вена , Австрия 24 января 1925 , Вена , Австрия ) — венская светская дама, известная по живописному портрету « Золотая Адель » 1907 года работы Густава Климта , считающемуся одним из самых значительных произведений венского югендстиля . Кроме того, Адель Блох-Бауэр — единственная из венских дам, для которой Климт написал два портрета .

Биография

Адель Бауэр — дочь генерального директора Морица Бауэра и его супруги Жанетты. В 1899 году 18-летняя Адель, мечтавшая об учёбе в университете и самостоятельной жизни, вступила в брак по расчёту с богатым сахарозаводчиком-монополистом Фердинандом Блохом , который был старше её почти вдвое. Её старшая сестра Тереза уже состояла в браке с братом Фердинанда Блоха — адвокатом Густавом Блохом. Семьи Блохов и Бауэров связывали крепкие уважительные и доверительные отношения. В 1917 году сёстры Тереза и Адель попросили мужей поменять фамилию в обеих семьях на двойную Блох-Бауэр, и братья пошли навстречу жёнам. Возможно, такая просьба Терезы и Адели была вызвана тем, что в 1915 году умер их старший и последний из четырёх братьев Евгений, не оставивший потомков мужского пола, и таким образом они стремились сохранить родительскую фамилию . Адель и Фердинанд Блох-Бауэры трижды безуспешно пытались стать родителями: у Адель случилось два выкидыша, а третий ребёнок умер через два дня после рождения .

Адель Блох-Бауэр обладала всеми добродетелями либеральной буржуазии: она была дисциплинирована, самокритична, образована, уважительна и разбиралась в искусстве, что сплачивало их с мужем. Она занималась самообразованием, читала классическую английскую, французскую и немецкую литературу. Адель придерживалась левых политических взглядов, в салоне Блох-Бауэров принимали не только таких деятелей искусства, как Рихард Штраус , Франц Верфель или Стефан Цвейг , но и политиков, как Карл Реннер и , чьи утопии произвели на хозяйку неизгладимое впечатление .

Семья постоянно проживала в замке Бржежани под Прагой , но центр их жизни находился в Вене. В 1919 году они приобрели в столице знаменитый дворец на Элизабет-штрассе, 18, где хранились работы Климта. В коллекции Блох-Бауэров в Чехии только Фердинанда Георга Вальдмюллера насчитывалось 14 картин, а также работы Рудольфа фон Альта , , Карла Молля , Огюста Родена и Константина Менье . Фердинанд Блох много лет собирал классицистский венский фарфор , эта коллекция насчитывала к 1938 году около 400 экспонатов музейного уровня .

По официальной версии Адель познакомилась с Климтом в салоне своего дома, возможно, через Альму Шиндлер , подругу юности Адель. В 1986 году американский психиатр Саломон Гримберг в журнале «Искусство и антиквариат» опубликовал статью, в которой на основании информации, полученной им в США от троих близких к Адели людей, утверждал, что Адель Бауэр и Густава Климта связывали любовные отношения . В 1900 году он уже выполнил несколько набросков Адели, в 1901 году художник написал с неё самоуверенную, эротичную и знающую цену своим прелестям « Юдифь I » с её тяжёлым порочным взглядом убийцы. В 1907 году Густав Климт написал знаменитый золотой « первый портрет Адели », а в 1912 — второй . Помимо портретов за двадцать лет Блох-Бауэры приобрели у Климта « », « », « Яблоню I » и 16 рисунков. Пейзаж « Дома в Унтерахе на Аттерзе » появился в их коллекции уже после смерти художника. В городском дворце Блох-Бауэров у Адели был маленький салон, не предназначенный для посторонних глаз, который украшали шесть картин Климта и скульптура . По воспоминаниям племянницы Марии Альтман , портретный эталон женственности Адель Блох-Бауэр в реальной жизни была самодовольной и надменной, болезненной, страдающей, вечно с головной болью, курящей как паровоз, страшно нежной, тёмной . После преждевременной смерти Адели от менингита в 1925 году Фердинанд сохранил салон нетронутым, как он был при жизни жены. После аншлюса Австрии Фердинанд Блох-Бауэр эмигрировал в Швейцарию .

Взаимоотношениям Адели Блох-Бауэр и Густава Климта посвящён роман французской журналистки Валери Триервейлер «Секрет Адели» ( фр. Le secret d'Adèle ) 2018 года.

Модель художника Климта

Примечания

  1. Wer einmal war. Das jüdische Großbürgertum Wiens 1800-1938 A–K (нем.) — Wien: , 2011. — S. 107. — ISBN 978-3-85002-750-2
  2. , Kunst und Antisemitismus, S. 210.
  3. , Kunst und Antisemitismus, S. 212—213.
  4. , Adel Bloch-Bauer.
  5. Maria Altmann, Vorwort in: Czernin, Hubertus: Die Fälschung, Wien 1999, S. 7f.

Литература

  • Mona Horncastle, Alfred Weidinger . Gustav Klimt. Die Biografie. — 1. Aufl. — Christian Brandstätter Verlag, 2018. — 320 S. — ISBN 9783710602528 .
  • . Diesen Kuss der ganzen Welt. — Wien: Styria Verlag, 2005. — 238 S. — ISBN 978-3222131653 .

Ссылки

Источник —

Same as Блох-Бауэр, Адель