Коломан (князь галицкий)
- 1 year ago
- 0
- 0
Коломан Йозеф Мозер , Коло Мозер ( нем. Koloman Josef Moser ; 30 марта 1868, Вена — 18 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график , художник венского модерна , один из основателей Венского сецессиона . Известен также как декоратор интерьера , проектировщик изделий декоративно-прикладного искусства , мебели , витражей , изделий из керамики и стекла , рисовальщик почтовых марок .
Коломан был сыном Йозефа Мозера, администратора венской гимназии: Терезианума (Theresianum), и его жены Терезии, урожденной Хирш. 4 апреля 1868 года он был крещён Коломаном Йозефом в Пауланеркирхе в Вене. У него были две младшие сестры: Шарлотта (1869—1955) и Леопольдина (1877—1957) .
После начальной школы Коломан посещал коммерческую школу, а затем регулярно брал уроки рисования в торговом училище Видена. Он воспротивился желанию отца устроить его на работу в венский магазин мыла и парфюмерии и в 1885 году выдержал вступительный экзамен в Академию изобразительных искусств в Вене. Обучался там в классах Франца Румплера (1886—1889), Кристиана Грипенкерля (1889—1890) и Матиаса фон Тренквальда (1890—1893). После смерти отца в 1888 году Мозер вынужден был финансировать своё образование самостоятельно, для чего выполнял множество иллюстраций для журналов «Wiener Mode» и «Meggendorfer-Blätter». В 1892—1893 годах по рекомендации Тренквальда Мозер был учителем рисования детей эрцгерцога Карла Людвига в замке Вартхольц в Райхенау-ан-дер-Ракс .
С 1892-го по 1897 год Мозер был членом художественного объединения «Клуб Семи» ( нем. Siebener-Club ), предшественника Венского сецессиона. В 1893—1895 годах Мозер учился в Школе художественных ремёсел (Kunstgewerbeschule) у Франца фон Мача , где он также стал преподавать с 1899 года. В 1896 году он был принят в кооператив венского Кюнстлерхауса (Дома художников), но ушёл через шесть месяцев. В стал одним из основателей Венского сецессиона. Он принял участие в архитектурном оформлении здания Сецессиона, построенного по проекту Йозефа Ольбриха , был членом выставочной комиссии объединения. Для журнала Сецессиона « Ver Sacrum » Мозер создал около ста сорока иллюстраций. Осенью 1897 года Коломан Мозер совершил путешествие через Мюнхен , Нюрнберг и Бамберг в Лейпциг , Дрезден и Прагу .
В 1890-е годах Коломан Мозер много занимался прикладным искусством . На него оказало большое влияние творчество художников шотландской школы Глазго : Чарльза Ренни Макинтоша и Маргарет Макдональд Макинтош , а также английского Движения искусств и ремёсел . В 1899 году он совершил ещё одно путешествие в Прагу, Дрезден и Берлин; в 1900 году — на Всемирную выставку в Париж через Мюнхен и Страсбург , в 1901 году — снова в Богемию и Мюнхен, посетил стекольные предприятия в Клостермюле и Винтерберге. В 1902 году Мозер переехал в новое ателье по адресу Штайнфельдгассе, 19, обставив его мебелью, созданной по собственным проектам. В том же году он совершил путешествие в Италию.
В он создал вместе с художником Йозефом Хоффманом и предпринимателем предприятие « Венские мастерские » ( нем. Wiener Werkstätte ) для производства изделий декоративно-прикладного искусства по примеру движения «Искусств и ремёсел». Летом 1903 года Мозер через Мюнхен поехал в Берн , где встретился со швейцарскими художниками Фердинандом Ходлером , оказавшим большое влияние на его творчество, и Куно Амье ; затем в Базель , Париж, Брюгге , Схевенинген , Антверпен , Любек и Гамбург . В 1904 году он снова посетил Италию, а в сентябре того же года — Берлин, где участвовал в первой выставке «Венских мастерских». В 1905—1911 годах вместе с другими участниками Венских мастерских Коломан Мозер оформлял интерьеры и проектировал мебель для особняка Стокле в Брюсселе .
В Коломан Мозер вместе с Густавом Климтом и другими художниками из-за разногласий с Верндорфером вышел из Венского сецессиона, а 1 июля женился на дочери промышленника Дите Маутнер , после чего переехал в квартиру на Ландштрассер Хауптштрассе 138. Там он жил до своей смерти. На этом доме установлена мемориальная доска. В 1906 году в семье родился старший сын Карл. В 1909 году родился его второй сын Дитрих (скончавшийся в шестнадцатилетнем возрасте 21 июня 1925 года).
После 1907 года Мозер регулярно принимал участие в выставках. Так, в 1908 году он участвовал в выставке в Вене, организованной группой Климта, в 1909 — в международных выставках в Вене и Дюссельдорфе . В прошла его персональная выставка в галерее Митке в Вене, в 1912 году он участвовал в крупной выставке в Дрездене. Затем он выставлялся на Первой международной выставке Сецессиона в Риме , затем в Дюссельдорфе и Манхайме , в 1916 году — на Венской выставке в Берлине.
Коломан Мозер в 1900—1918 годах был профессором Венской Академии изобразительных искусств. Умер в 1918 году от рака горла и похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. В 1969 году в его честь был назван переулок в Вене (Kolo-Moser-Gasse), а в 1989 году были выпущены монеты номиналом в 500 шиллингов с его портретом. Мозер изображен на австрийской почтовой марке 1968 года.
Коломан Мозер разрабатывал проекты мебели для компании «Portois & Fix», а также рисунки для известного венского производителя фарфора Йозефа Бека; в 1901 году изготовил витраж для отеля «Бристоль» в Варшаве. Он также получал заказы на оформление театральных спектаклей. В 1901 году он предоставил «Театру Юнга-Винера» Зальтена эскизы декораций, костюмов, афиш и программ. Вслед за проектом Йозефа Хоффмана виллы текстильного предпринимателя Фрица Верндорфера он разработал оригинальную плетёную мебель для фабрики «Prag-Rudniker» и компании по производству гнутой древесины «Jacob & Josef Kohn».
Коломан Мозер, наряду с Густавом Климтом является одним из наиболее значительных представителей австрийского, и, в частности, венского искусства начала XX века, и характерных представителей венского югендстиля . В живописи и графике на раннем этапе его стиль испытал влияние импрессионизма , позднее творчество Мозера находилось под воздействием экспрессионизма Фердинанда Ходлера , с которым Мозер лично встречался дважды. Самое большое собрание произведений Коломана Мозера находится в Музее Леопольда в Вене.