Могенсен, Андреас
- 1 year ago
- 0
- 0
Андреас Хофер ( нем. Andreas Hofer ; 22 ноября 1767 — 20 февраля 1810 ) — тирольский народный герой и организатор и руководитель партизанской войны против французских и баварских оккупантов в 1809 году .
Андреас Гофер был сыном содержателя постоялого двора (впоследствии он унаследовал отцовское дело). Родился в , близ Санкт-Леонхарда-им-Пицталь , Тироль , Австрия . Выполняя поручения отца, Андреас часто ездил в Северную Италию , где выучил итальянский язык. Был хорошим наездником и метким стрелком. В 1791 году 24-летнего возраста Андреас Гофер был избран депутатом в возрождённый Тирольский ландтаг (земский парламент ).
Позднее Андреас служил капитаном тирольского ополчения, известного под неофициальным названием «вольные стрелки» . В 1797 году Гофер, со своими стрелками, успешно оперировал против французского генерала Б. Жубера . Однако, в 1805 году Тироль снова был оккупирован французскими бонапартистами. Разбитая в Аустерлицком сражении , Австрия по Пресбургскому миру принуждена была уступить Тироль союзной Наполеону I Баварии . Баварские власти в 1806 г. ликвидировали Тирольский ландтаг, стали активно вмешиваться в церковные дела (были запрещены крестные ходы); расчленили страну, разделив её на три округа, напрямую подчинённых Мюнхену . При баварцах резко выросли налоги, объявлен был массовый рекрутский набор (тирольским юношам предстояло сражаться за химерические цели, за чужие амбиции), прекратилась транзитная торговля.
В 1808 году капитан Андреас Гофер, с несколькими земляками, отправился в Вену, где, при его деятельном участии, был составлен подробный план широкого народного движения в подъярёмном Тироле . Вскоре Гофер и его сподвижники ( , Хормайр , , Теймер и др.), путём устной пропаганды, сообщили этот план всему Тиролю.
Горцы спускали по горным ручьям прессованные шары из смеси муки, угля и крови, которые д.б. подать сигнал к восстанию!
— писал недоброжелательный к Гоферу, но отдававший ему должное французский историк Васт [ кто? ] … 8 апреля 1809 года передовой отряд Гофера атаковал баварские контингенты — а на другой день, когда Австрия объявила войну Франции . восстал весь Тироль. Наспех вооружённые повстанцы (немцы, итальянцы, ладины ) повсеместно громили франко-баварские отряды, 11 апреля оккупанты были наголову разбиты под Штерцингом (Sterzing), 12 апреля — у холма Бергисель . 12 апреля ополчение Гофера вошло в тирольскую столицу Инсбрук , а затем принудила баварскую армию к капитуляции. В Тироль вошли австрийские войска, которые при поддержке населения восстановили австрийскую власть в графстве.
По всей Северной Германии превозносили Андреаса Гофера, Иосифа Шпекбахера и их товарищей, как общегерманских национальных героев!
— писал немецкий историк Артур Клейншмидт .
И хотя уже в мае новая французская армия вытеснила австрийцев из Тироля и оккупировала Вену, тирольцы не сложили оружия. Гофер вновь разбил баварцев у Бергисель и 30 мая торжественно вступил в Инсбрук.
Когда после битвы при Ваграме между Наполеоном и Австрией было заключено перемирие, по условиям которого Тироль был вновь уступлен Баварии, и его заняли 40 000 французов, баварцев и саксонцев, то Гофер снова поднял знамя восстания. Он собрал отряд тирольцев в несколько тысяч человек и разбил французов под начальством Ф. Лефевра . Инсбрук снова приветствовал победоносный отряд Гофера, и ландтаг избрал народного вождя главнокомандующим и правителем Тироля.
В военных и гражданских вопросах Гофер был связан обязательствами перед австрийским двором. Гофер управлял Тиролем до заключения Венского мира , за что был награждён австрийским императором золотой цепью и медалью. Когда прошла весть об условиях мира, в силу которого Тироль оставался за Баварией, Гофер и его товарищи были ошеломлены и не знали, что делать.
Вначале Гофер принял решение подчиниться судьбе — и издал прокламацию, в которой убеждал народ покориться решению императора. Но вскоре, увлеченный ложными сведениями о вступлении австрийских войск в Тироль, об их «блестящих победах», подстрекаемый некоторыми земляками-тирольцами, требовавшими не упускать удобный момент, он решился снова поднять оружие.
На сей раз удача от Гофера отвернулась, враги захватывали одну долину за другой. Андреас Гофер, не желая покидать Тироль, с женой и детьми бежал в горы и укрылся в наспех построенном шалаше. Некий юноша по имени Франц Раффль (Franz Raffl), сосед и недруг Гофера, прельщенный наградой в 1500 гульденов, выдал французам убежище вождя и героя .
Гофер был схвачен и привезён в осквернённую бонапартистами итальянскую Мантую . Разорённые храмы и монастыри предстали взору пленённого тирольца … По приговору военного суда и по приказу Наполеона I (написанному ещё до вынесения приговора), главнокомандующий и правитель Тироля Андреас Гофер был расстрелян ( 20 февраля 1810 г.). Он не позволил французам завязать себе глаза, отказался встать на колени, и сам скомандовал: «Стреляй!». Первый залп ранил Гофера, он удержался на ногах и воскликнул:
Да здравствует добрый кайзер Франц!
Второй залп повалил Гофера на землю и раздробил ему лицо, но главком был ещё жив. Тогда солдат-люксембуржец Мишель Эйфес (Eiffes) подошёл к Гоферу и выстрелил ему в висок. Известие о последних словах народного героя устыдило и повергло в смущение австрийский двор, к тому времени уже примирившийся с Наполеоном и ведший дело к женитьбе французского завоевателя на дочери императора Франца — Марии-Луизе. Тем не менее,
Австрия осталась молчаливой свидетельницей казни Гофера.
— писал Артур Клейншмидт.
Да будет наша любовь к Отечеству, любовь к родине и народу столь же священной, как вера в Бога, живущая в нашей душе. Да будет благословенна и безупречна наша память о тех, кто боролся и сложил голову за родной дом и Отечество! Их дух живёт среди нас, наполняя нас силой и надеждой. Во имя памяти героев 1809 года, я посвящаю эту книгу молодёжи Германии.