Лессинг, Дорис
- 1 year ago
- 0
- 0
Готхольд Эфраим Лессинг ( нем. Gotthold Ephraim Lessing ; 22 января 1729 , Каменц , Саксония , — 15 февраля 1781 , Брауншвейг ) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик -просветитель, основоположник немецкой классической литературы . Его главные произведения — трактат « Лаокоон, или О границах живописи и поэзии », цикл статей « Гамбургская драматургия », пьесы « Мисс Сара Сампсон », « Минна фон Барнхельм », « Эмилия Галотти », « Натан Мудрый ».
Готхольд Эфраим Лессинг был третьим ребёнком в семье каменцского архидиакона Иоганна Готфрида Лессинга (1693—1770) и его жены Юстины Саломеи, урождённой Феллер (1703—1777). Начальное образование он получил от своего отца, стоявшего на позициях лютеранской ортодоксии , и уже в возрасте пяти лет был в состоянии читать Библию и составленный его отцом катехизис. Совершенно иной взгляд на вещи дали ему частные уроки его родственника Кристлоба Милиуса ( нем. Christlob Mylius , 1722—1754), с которым он и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. После отъезда Милиуса Лессинг посещал латинскую школу и с 1741 года — престижную земельную школу св. Афры в Майсене , изучая, прежде всего, древние языки и античную литературу; к этому периоду относятся первые литературные опыты Лессинга.
В 1746 году Лессинг поступил в Лейпцигский университет , изучая по желанию отца богословие . Под влиянием Милиуса он, однако, быстро обратился к поэзии и театру. Здесь он сочинил свои первые драматические произведения «Дамон» и «Молодой учёный», причём благодаря знакомству с Фредерикой Каролиной Нойбер уже в 1748 году частично автобиографическая комедия «Молодой учёный» была поставлена на театральной сцене.
Забросив богословие, с 1748 года Лессинг изучал медицину, но уже спустя несколько месяцев перешёл в Виттенбергский университет , чтобы в ноябре того же года переехать в Берлин , где он начал журналистскую карьеру. В Берлине, среди прочего, он был рецензентом газеты нем. Berlinerische Privilegierte Zeitung , известной как Vossische Zeitung , и сотрудником нем. Critischen Nachrichten aus dem Reiche der Gelehrsamkeit . В 1750 году состоялась его встреча с Вольтером . В 1751 году Лессинг вновь сосредоточился на своей учёбе в Виттенберге (на этот раз на философском факультете), закончив её 29 апреля 1752 года магистерской диссертацией, посвящённой Хуану Уарте . .
Возвратившись в ноябре 1752 года в Берлин, он вновь полностью окунулся в культурную жизнь прусской столицы, обзаведясь знакомством с Рамлером , Николаи , Клейстом и Зульцером , а также заключил дружбу с Мозесом Мендельсоном . С 1754 по 1758 годы под его авторством в издательстве Кристиана Фридриха Фосса выходил журнал «Театральная библиотека» («Theatralische Bibliothek») .
С октября 1755 года стеснённый в средствах Лессинг жил в Лейпциге, познакомившись с Глеймом , Клопштоком и Экхофом , и в следующем году в качестве ментора сопровождал Кристиана Готфрида Винклера в его образовательном путешествии по Европе, которое, однако, было прервано с началом Семилетней войны . Вернувшись в 1758 году в Берлин он, совместно с Николаи и Мендельсоном, издал «Письма, касающиеся новейшей литературы». В 1760 году Лессинг был избран иностранным членом Берлинской академии наук .
Находясь в сложном финансовом положении, с ноября 1760 до марта 1765 года Лессинг был вынужден занять пост секретаря прусского генерала Тауэнцина ( нем. Friedrich Bogislav von Tauentzien , 1710—1791) в Бреслау . Хотя, как кажется, трудности военного времени и связанные с должностью обязанности сильно тяготили Лессинга, этот опыт был одним из источников вдохновения для написания «Минны фон Барнхельм», особенно что касается характера Тельхайма.
После очередного двухлетнего пребывания в Берлине, где был написан программный труд « Лаокоон », Лессинг смог, наконец, в 1767 году подписать трёхлетний контракт с Гамбургской антрепризой , известной также как Гамбургский национальный театр , — попыткой Абеля Зайлера ( нем. Abel Seyler , 1730—1800), следуя идеям Хольберга , организовать первый национальный театр Германии. 30 сентября 1767 года здесь состоялась премьера его « Минны фон Барнхельм », считающейся одним из важнейших театральных произведений немецкого Просвещения. В качестве драматурга гамбургского театра Лессинг состоял в тесном контакте с Фридрихом Людвигом Шрёдером , Карлом Филиппом Бахом , Иоганном Фридрихом Лёвеном и пастором Иоганном Мельхиором Гёце ( нем. Johann Melchior Goeze , 1717—1786), который позднее, в 1770-х годах был главным оппонентом Лессинга в нашумевшем теологическом «Споре о Фрагментах». Кроме того, Лессинг был дружен с семьями Реймарус и Кёниг, при этом он познакомился со своей будущей женой Евой Кёниг и её первым мужем Энгельбертом Кёнигом, скончавшимся в 1768 году. Из дружеской поддержки овдовевшей Евы Кёниг со стороны Лессинга вскоре родилось более глубокое чувство, оформленное помолвкой в 1771 году; свадьба, однако, состоялась лишь в 1776 году из-за неурегулированных вопросов наследства.
После неожиданного банкротства Абеля Зайлера в 1769 году Лессинг вновь оказался на распутье: его попытки получить должности в театрах Вены , Берлина , Дрездена или Мангейма оказались неудачными. Главным плодом гамбургского периода, помимо «Минны Барнхельм», стал сборник « Гамбургская драматургия », в котором Лессинг в ряде критических статей пытается заново определить сущность и место драматического искусства.
Желая получить гарантированный заработок, 7 мая 1770 года Лессинг занял место придворного библиотекаря в знаменитой библиотеке в Вольфенбюттеле , которой в 1691—1716 годах руководил Лейбниц . Первейшей обязанностью нового библиотекаря стала каталогизация фондов значительно разросшейся библиотеки, что, учитывая библиофильство Лессинга, едва ли было невыполнимой задачей; с другой стороны, в провинциальном Вольфенбюттеле, где ему довелось прожить свои последние годы, он всё более чувствовал себя изолированным. В этой связи характерно его высказывание, что «библиотекарь принёс в жертву писателя».
Видимо, пытаясь сохранить контакт с гамбургским обществом, в октябре 1771 года Лессинг вошёл в члены гамбургской масонской ложи нем. Zu den drei Rosen , будучи посвящён сразу во все три ступени. Хотя он оставался членом ложи вплоть до 1780 года, её собрания он более не посещал. В целом, Лессинг высоко оценивал идею масонского движения, что выразилось в труде «Эрнст и Фальк. Разговоры для масонов», написанного в 1778—1780 годах. Вместе с тем он открыто критикует реальное состояние немецких лож с их многочисленными пороками и недостатками; главное, чем следует заниматься масонам, — это обеспечение свободного поиска истины .
В качестве библиотекаря Лессинг получил право безцензурного издания, и с 1773 года был издателем и главным автором журнала нем. Zur Geschichte und Litteratur. Aus den Schätzen der Herzoglichen Bibliothek zu Wolfenbüttel , информировавшего о редких изданиях из запасников герцогской библиотеки. Начиная с 1774 года, Лессинг опубликовал здесь семь снабжённых собственными комментариями так называемых «Фрагментов неизвестного» (в действительности — выдержки из «Апологии, или защиты разумных почитателей Бога» Реймаруса ), которые вызвали ожесточённую теологическую полемику и в 1778 году привели для Лессинга к запрету высказываний на религиозную тематику. В известной степени публикация драмы « Натан Мудрый » в 1779 году была продолжением этого спора на театральных подмостках.
В 1775 году работа в Вольфенбюттеле была прервана рядом продолжительных поездок по Европе: в Вену — к Еве Кёниг с последовавшей аудиенцией у императора Иосифа II и в Италию — в качестве ментора брауншвейгского принца Леопольда .
Давно желанная свадьба с Евой Кёниг, состоявшаяся 8 октября 1776 года под Гамбургом, окончилась трагедией. Сын Траугот, появившийся на свет 24 декабря 1777 года, умер уже на следующий день, за ним 10 января следующего года скончалась и Ева Кёниг.
С 1779 года здоровье Лессинга всё более ухудшалось. В конце января 1781 года на пути из Вольфенбюттеля в Брауншвейг страдавший от приступов астмы Лессинг получил воспаление лёгких, и скончался 15 февраля в доме виноторговца Ангота. Присутствовавший при его смерти Сим(с)он Александр Давид заметил, что Лессинг «умер, как он жил: как мудрец, решительный, спокойный, сохраняя сознание до последнего мгновения». Похоронен Лессинг на старом городском кладбище нем. Magnifriedhof .
Сохраняя верность принципам просветительского рационализма , Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу , историю и искусство . История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм , в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы ».
Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма , Лессинг отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»). Театральная эстетика по Лессингу должна иметь в том числе педагогическую направленность:
Лессинг защищает динамизм драмы, считает театр школой формирования морали для немцев. Цель театра — истина; но истина не историческая (что делал тот или иной персонаж), а психологическая. Театр должен научить, «как поступает человек определённого склада в типических обстоятельствах».
Противопоставлял сверхъестественную религию, основанную на библейском Откровении, естественной религии, имеющей, помимо прочего, важное воспитательное значение. Призывал сконструировать новую, рациональную естественную религию путем переосмысления исторических фактов, что впоследствии получило в трудах философов название «проблемы Лессинга»:
Религия Откровения — всего лишь этап в этическом воспитании. Иудаизм и христианство — воспитательные фазы в общем и вечном процессе образования. Иудаизм можно рассматривать как «детский букварь»; христианство — уже зрелая педагогика; но, в конце концов, все религии Откровения исчезнут … «Перейти от этой исторической правды к категории, совершенно отличной от истины… Это страшный широкий ров, через который мне не удается перебраться, хотя я часто и всерьез пытался перепрыгнуть через него. Если кто-нибудь может мне помочь, пусть сделает это, я прошу, я умоляю. Бог вознаградит его за меня». Проблема Лессинга живо заинтересует датского философа Сёрена Кьеркегора , который в своих работах « Философские крохи » (1844) и «Заключительные ненаучные примечания» (1864) скажет: «Невозможно обосновывать вечное спасение на историческом факте»
Одно из ярких произведений « Лаокоон, или О границах живописи и поэзии », в котором Лессинг сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию — на примере скульптуры Лаокоона , описанной Садолето , и Лаокоона, показанного Вергилием . Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.
Также написал: