Interested Article - Искусство фуги
- 2021-08-27
- 1
« Иску́сство фу́ги » ( нем. Die Kunst der Fuge ) — сборник из 14 фуг и 4 канонов И. С. Баха , BWV 1080, предположительно для клавира . Сохранившиеся пьесы, написанные в 1742—1749 годах (цикл не окончен), задуманы как изысканные и разнообразные полифонические разработки (авторское название: Contrapunctus) одной и той же темы в тональности ре-минор (d-moll).
Основная тема фуги |
Включает в себя 14 фуг (и ещё одна неоконченная ) и 4 канона (всего 18 или 19 контрапунктов ). Одна из фуг чаще всего не исполняется, так как является почти полным аналогом другой фуги (16 и 17 фуги) и, кроме того, она для двух клавиров.
В партитуре «Искусства фуги» не указано, для какого инструмента предназначалось это произведение. Многие считают, что оно написано для клавира; в настоящее время чаще всего исполняется на фортепиано , а кроме того на органе и клавесине . Существуют и различные оркестровки, переложение для струнного квартета и т. д.
Поскольку произведение представляет собой сборник фуг и канонов (а не цикл с предписанным и обязательным последованием частей), порядок следования пьес в исполнениях обычно не учитывается. Все фуги написаны на одну тему, кроме последней трёхтемной (не окончена).
Состав сборника в первом издании
Примечание. Названия пьес (курсивом) и порядок следования даны по первому изданию (1751).
- 1 Contrapunctus 1
- 3 Contrapunctus 2
- 6 Contrapunctus 3
- 8 Contrapunctus 4
- 13 Contrapunctus 5
- 16 Contrapunctus 6 a4 in stylo Francese (4-голосный во французском стиле)
- 19 Contrapunctus 7 a4 per augmentationem et diminutionem (4-голосный в увеличении и уменьшении)
- 21 Contrapunctus 8 a3 (3-голосный)
- 26 Contrapunctus 9 a4 alla duodecima (4-голосный в дуодециму)
- 29 Contrapunctus 10 a4 alla decima (4-голосный в дециму)
- 32 Contrapunctus 11 a4 (4-голосный)
- 37 Contrapunctus 12 inversus a4 (4-голосный в обращении)
- 39 Contrapunctus [12] inversus a4 (4-голосный в обращении)
- 41 Contrapunctus [13] a3 (3-голосный)
- 43 Contrapunctus [13] inversus a3 (3-голосный в обращении)
- 45 Contrapunctus a4 (4-голосный; ранняя версия Contrapunctus 10)
- 48 Canon per augmentationem in contrario motu (канон в увеличении и противодвижении)
- 51 Canon alla ottava (канон в октаву)
- 53 Canon alla decima in contrapunto alla terza (канон в дециму и контрапункт в терцию)
- 55 Canon alla duodecima in contrapunto alla quinta (канон в дуодециму и контрапункт в квинту)
- 57 Fuga a 2 Claviere (фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 59 Alio modo Fuga a 2 Claviere (ещё фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 61 Fuga a 3 soggetti (трёхтемная фуга; не окончена)
- 66 Хорал «Wenn wir in hoechsten Noethen», canto fermo in Canto (BWV 668)
Состав сборника по BWV
Примечание. В автографе Баха пьесы никак не озаглавлены, за некоторыми исключениями, которые выделены полужирным.
- 1 Contrapunctus 1
- 2 Contrapunctus 2
- 3 Contrapunctus 3''
- 4 Contrapunctus 4
- 5 Contrapunctus 5
- 6 Contrapunctus 6 a4 in stylo Francese (4-голосный во французском стиле)
- 7 Contrapunctus 7 a4 per augmentationem et diminutionem (4-голосный в увеличении и уменьшении)
- 8 Contrapunctus 8 a3 (3-голосный)
- 9 Contrapunctus 9 a4 alla duodecima (4-голосный в дуодециму)
- 10 Contrapunctus 10 a4 alla decima (4-голосный в дециму)
- 11 Contrapunctus 11 a4 (4-голосный)
- 12/1 Contrapunctus 12 inversus a4
- 12/2 Contrapunctus 12 inversus a4
- 13/1 Contrapunctus 13 inversus a3
- 13/2 Contrapunctus 13 a3
- 14 Contrapunctus 14 . Canon al roversio et per augmentationem. Canon in Hypodiatessaron al roversio et per augmentationem
- 15 Contrapunctus 15 . Canon in Hypodiapason. Resolutio canonis
- 16 Contrapunctus 16. Canon alla decima [in] contrapunto alla terza
- 17 Contrapunctus 17. Canon alla duodecima in contrapunto alla quinta
- 18/1 Contrapunctus 18. Fuga a 2 Claviere (фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 18/2 Contrapunctus 18. Alio modo Fuga a 2 Claviere (ещё фуга для 2 клавиров; 4-голосная версия Контрапункта 13)
- 19 Contrapunctus 19. Fuga a 3 soggetti (трёхтемная фуга; не окончена)
Существуют и другие варианты последовательности пьес (все они носят гипотетический характер).
-
Contrapunctus 16 'Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a3
заменяется на
- Contrapunctus 12a 'Fugue Forma recta a3'
- Contrapunctus 12b 'Fugue Forma inversion a3'
-
Contrapunctus 18 'Fugue Forma recta. Fugue Forma inversion a4
заменяется на
- Contrapunctus 13a 'Fugue Forma recta a4'
- Contrapunctus 13b 'Fugue Forma inversion a4'
-
Contrapunctus 19 'Fugue a 3 Soggetti a4
заменяется на
- Contrapunctus 14 'Fugue a 3 Soggetti a4
- Contrapunctus 17 'Fuga a 2 Clav (rectus). Alio modo Fuga a 2 Clav (inversus) не включаются в цикл, записываются отдельно, как фуги для двух клавиров
Порядок канонов в данной нумерации также иной:
- Canon per Augmentationem in Contrario Motu a2
- Canon alla Ottava a2'
- Canon alla Decima in Contrapunto alla Terza a2'
- Canon alla Duodecima in Contrapunto alla Quinta a2
Темы Искусства фуги
Четыре простые фуги
В первых фугах использовалась основная тема, с незначительными видоизменениями. Так, Contrapunctus 1 написан на основную тему, Contrapunctus 2 на основную тему с изменением ритма на пунктирный, Contrapunctus 3 и Contrapunctus 4 написаны на основную обращенную тему, при этом тема 3 фуги несколько видоизменена и не является полным обращением основной темой.
- Contrapunctus 1
В первой фуге проходит проведение основной темы. Эта тема не является особо сложной ни в техническом, ни в музыкальном смысле. Она взята такой для удобного трансформирования этой темы в другие, а также для вариаций этой темы. Первая фуга показывает достоинства темы: простота, хорошая сочетаемость с различными противосложениями .
В этой фуге тема используется в основном виде (без обращений), и лишь в некоторых местах допускаются небольшие модификации этой темы.
- Contrapunctus 2
Вторая фуга по теме очень похожа на первую фугу. Но конец темы пунктирный как и весь характер фуги.
- Contrapunctus 3
В этой фуге использована обращённая тема, но с изменениями. Начинается тема с ноты «ре», но потом модулирует в ля минор (как тональный ответ в первой фуге). "Ля мажорный" до диез обостряет тяготение к ре минору в ответе. В противосложении (в котором зашифрована тема, но от одной ноты к другой осуществлён хроматический переход — хроматическая тема) проводится уже прямая тема в ре миноре.
Позже появляется новая тема (с элементами синкопы) — вариация старой, также в противосложении с хроматической темой
Ближе к концу фуги опять в противосложении с хроматической темой появляется ещё одна вариация темы. Перейдя ко второму разделу фуг можно видеть, что такая последовательность модификаций темы неслучайна. Она готовит к основной теме второго раздела фуг «Фуги в противодвижении».
- Contrapunctus 4
Три фуги в противодвижении
- Contrapunctus 5
- Contrapunctus 6
- Contrapunctus 7
Тема в этих фугах является вариацией на основную тему. В Contrapunctus 5 используется вариационная тема в прямом обращенном проведении. В Contrapunctus 6 помимо средств, использовавшихся в Contrapunctus 5, также используется уменьшении размера темы в 2 раза в некоторых проведениях, а в Contrapunctus 7 помимо уменьшения используется и увеличение размера темы в 2 раза.
Двойные и тройные фуги (четыре фуги)
- Contrapunctus 8
- Contrapunctus 9
- Contrapunctus 10
- Contrapunctus 11
Фуги данного раздела привлекают к себе внимание, благодаря появлению новых тем, прекрасно сочетающихся с основной и вариационной темой. Сразу в Contrapunctus 8 заметны новые 2 темы, которые будут использованы и в Contrapunctus 11, но в основном в обращении. В Contrapunctus 9 задействована увеличенная основная тема, а также новая тема. В Contrapunctus 10 помимо вариационной темы появляется новая тема.
Четыре двухголосных канона
- Contrapunctus 12
- Contrapunctus 13
- Contrapunctus 14
- Contrapunctus 15
Первые два канона Contrapunctus 12 и Contrapunctus 13 идут в интервалы: Contrapunctus 12 — в октаву, а Contrapunctus 13 в дуодециму. Contrapunctus 14 тоже написан в интервал (децима), но при этом пропоста и риспоста — в разных ладах (пропоста — в миноре, риспоста — в мажоре), но очень хорошо гармонируют между собой, что придает особый интерес к этому канону. В последнем каноне Contrapunctus 15 риспоста является увеличенной в два раза и обращенной пропостой ( подробнее о пропосте и риспосте ).
Три зеркальные фуги
- Contrapunctus 16
- Contrapunctus 17
- Contrapunctus 18
Предпоследние три фуги сами в себя включают как бы две фуги: основную и , которые обычно в нотах написаны одна под другой, но только для наглядности. Исполнять следует, разумеется, по отдельности. Contrapunctus 17 написан на ту же тему, что и Contrapunctus 16, причем написан в виде двух фуг для двух клавиров (обычно не исполняется). В принципе, зеркальные фуги — пожалуй технически самые сложные для исполнения на фортепиано (или другом клавишном инструменте) из-за наличия больших интервалов между голосами, поэтому они иногда исполняются на двух инструментах (а иногда и не только они, а и всё Искусство фуги).
Последняя неоконченная фуга
- Contrapunctus 19
Последняя фуга написана на три новые темы, одна из которых — знаменитая тема B-A-C-H (последняя тема), на которую написаны произведения и другими композиторами в знак уважения к И. С. Баху. Фуга как бы разбивается на три части, каждая из которых представляет новую тему. В последней части происходит слияние всех трёх тем. Эта фуга является предметом споров между музыковедами. Во-первых, есть вероятность, что фуга была написана отдельно от Искусства фуги и не имела к нему никакого отношения, а впоследствии просто была «пришита» к нему. Во-вторых, это неоконченная фуга и всегда ставит перед исполнителем вопрос: «дописать» фугу или «бросить на последней записанной ноте».
Существует мнение, что фуга осталась незавершённой не из-за смерти Баха, а по сознательному решению композитора: фуга обрывается на 239 такте, сумма цифр этого числа (2+3+9=14) равна «числу Баха» (исходя из нумерации букв в алфавите: B=2, A=1, C=3, H=8; 2+1+3+8=14) .
На теме этой фуги основана « Контрапунктическая фантазия » Ферруччо Бузони ; при этом в данном произведении композитор не пытается «продолжить» мысли Баха, а развивает его идеи в своём музыкальном стиле .
Известные исполнения
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Фортепиано :
- Гленн Гульд (не полностью)
- Чарльз Розен (1967)
- Григорий Соколов (1982)
- Золтан Кочиш (1984)
- Татьяна Николаева (1992)
- Вальтер Ример (2006), исполнение на фортепиано времен Моцарта
- Пьер Лоран Эмар (2008)
- Евгений Королёв (1999, Label: tacet, Germany)
Клавесин :
- Густав Леонхардт (1969)
- Давид Морони (1985)
- Феликс Готлиб (1987)
- Роберт Хилл (1998)
- Менно Ван Делфт (1999)
- Себастьян Гийо (2006)
- Брэдли Брукшир (2007)
Орган :
- Хельмут Вальха (1956, 1970)
- Гленн Гульд (1962) (не полностью)
- (1970)
- Ташеци Херберт (1977)
- Андре Изуар (1983)
- Вольфганг Рюбзам (1992)
- Мари-Клер Ален (1993)
- Louis Thiry (1993) исполнение на органе Зильберман (церковь святого Томаса в Страсбурге)
- Сергей Дижур (1993) орган Малого зала МГК им. Чайковского
- Даниил Процюк (1998) исторический орган Фр. Фляйтера (церковь Св. Магнуса, Эверсвинкель, ФРГ)
Струнный квартет :
- Квартет Рота (1934, первая полная запись — переложение Роя Харриса и Мэри Доус Хертер Нортон )
- Итальянский квартет (1985)
- Джульярдский квартет (1989)
- Keller Quartet (1997)
- The Stuggart Chamber Orchester (2002)
- Emerson Quartet (2003)
Оркестр :
- с ансамблем 'Ars Rediviva' (1959, 1966, 1979)
- Герман Шерхен c 'Orchestre de la RTSI' (1965)
- с 'Chamber Orchestra of the Saar' (1965)
- & Stuttgarter Kammerorchester (1965)
- Рудольф Баршай с Московским камерным оркестром (первая оркестровка с 1961, вторая — с 1964)
- Жорди Савалль с Hesperion XX (1986)
- Эрих Бергель с филармоническим оркестром г. Клуж (1991)
- Жан-Клод Малгор (камерный оркестр) (1993)
- Rinaldo Alessandrini & Concerto Italiano (1998)
Другие :
- Musica Antiqua Köln (дирижёр Райнхард Гёбель ) для струнного квартета/клавесина и различных комбинаций инструментов (1984)
- Берлинский квартет саксофонистов (1990)
- Йожеф Этвёс (József Eötvös) на двух 8-струнных гитарах (2002)
- Amsterdam Loeki Stardust Quartet (1998)
- Fretwork for Consort of Viols для скрипачного квартета(2002)
- Aurelia Saxophone Quartet для саксофонного квартета (2005)
- The Canadian Brass
- Оркестр Жака Шелли (Jacques Chailley) и Паскаля Вингерона (Pascal Vigneron) для квартета и органа (2005).
- Laibach , индастриал-группа из Словении, альбом Laibachkunstderfuge (2008).
См. также
Примечания
- Loïc, Sylvestre; Costa, Marco (2011). . Il Saggiatore musicale . 17 : 175—196.
- See Donald Tovey's comments in A Companion to the Art of Fugue (2013 Dover reprint, ISBN 0-486-49764-X , page 177 footnote).
- Beth E. Levy. West of the West: Arthur Farwell, Roy Harris, and the Classicization of California // Lied und populäre Kultur / Song und popular Culture: Musikalische Regionen und Regionalismen in den USA / Musical Regions and Regionalisms in the USA. — Waxmann Verlag, 2022. — P. 81.
Ссылки
- от 2 марта 2008 на Wayback Machine
- (YouTube Video)
- (YouTube Video)
- 2021-08-27
- 1