Паблик-арт
(общественное искусство; искусство в
общественном пространстве
;
англ.
public art
) —
искусство
в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
Содержание
Специфика паблик-арта
Термин «паблик-арт» относится к произведениям искусства, которые были созданы специально для расположения и демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом. Старейшими примерами официально санкционированного паблик-арта, возможно, являются памятники, мемориалы и скульптуры. Паблик-арт не ограничен физическими объектами — для его создания используются танцы, процессии, уличный театр и даже поэзия.
Некоторые художники, работающие в этой области, пользуясь преимуществами открытого пространства, создают масштабные произведения. Среди работ, созданных за последние
30 лет
и встретивших восхищение критики и публики, работы
Роберта Смитсона
,
Христо
,
и
Энтони Гормли
, в которых произведение искусства вступало во взаимодействие с окружающей средой или встраивалось в неё. В 1960 году греческий художник NONDA создал интерактивную выставку под мостом, посвящённую поэту
Франсуа Вийону
. Паблик-арт обычно создаётся с разрешения и во взаимодействии с правительством или компанией, которая владеет или управляет местом. Некоторые правительства поощряют создание паблик-арта, например, с помощью финансовых механизмов.
Часто изображения художников на улицах города вызывают бурное негодование со стороны местных жителей.
Цитаты
В наше время Public Art включает в себя все: от приготовленной художниками еды и организации художниками прогулок в парках до текстов, напечатанных на коробках из-под молока и танцевальных выступлений среди грузовиков с мусором. Частично такое направление отражает перемены в самом искусстве. Многие считают, что Public Art должно провозглашать многогранность общества и отражать отсутствие согласованности во мнениях по вопросам ценностей и социального благополучия. Критики и художники полагают, что Public Art побуждает людей подвергать сомнению влияния структур и процессов принятия решения, которые определяют, каким образом должно быть использовано общественное пространство. «Критическое» паблик-арт-искусство такого рода обычно временное, провокационно, и создается для того, чтобы не сочетаться с окружающим пространством. Public Art всегда было, есть и, возможно, будет спорной территорией, потому что оно отражает реальные противоречия, внедренные в нашу общественную жизнь.
—
Элеонора Хартни, «City Art: New York’s Percent for the Art Program», 2005
Художники
Энтони Гормли
— британский скульптор. Своими статуями, размещёнными в открытых пространствах, прибегает к своего рода
(
), меняя эмоциональный контекст площадей и улиц, или даже (как в его проекте «
Другое место
») морского побережья.
Барбара Крюгер
— американская художница; работает на грани между промышленной
уличной рекламой
,
апроприируя
её приёмы и технологии, с одной стороны, и личностно окрашенным высказыванием, как это бывает в самых остроумных образцах
граффити
) или в спонтанных выступлениях рок-групп на улицах городов.
Джоэл Шапиро
— американский скульптор, создающий в публичных пространствах «архитектоничных трансформеров», композиции из оживших архитектурных форм, вступающих в диалог с городскими постройками.
Богомяков В. Г., Чистякова М. Г.
от 11 января 2020 на
Wayback Machine
// Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 10. Философия. 183—190
Вейц М. Е.
// The Journal of Social Policy Studies. — 2012-04-09. —
Т. 10
,
вып. 1
. —
С. 95–108
. —
ISSN
.
26 января 2018 года.
Викери Дж.
Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, ЦСГПИ, 2009. С. 205—234.
Котломанов А. О.
от 26 января 2018 на
Wayback Machine
// Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 2(16).
(Дата обращения: 14 августа 2019)
Котломанов А. О.
Патина и паблик-арт // Новый мир искусства. — 2006. — № 5. — С. 56—57.
Лутшингер Ш.
Прямая речь: австрийский исследователь паблик-арта о музеефикации городов и креативных мэрах. URL http://www.the—village.ru/village
Сергеев А.
Как искусство улучшает жизнь горожан
Согомонов А. Ю.
Современный город: стратегии идентичности // Неприкосновенный запас. 2010. № 2 (70). С. 244—254.