Interested Article - Ритуал

Ритуáл ( лат. ritualis — « обрядовый » от ritus — «торжественная церемония ; культовый обряд») — совокупность действий, сопровождающих или выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо; церемониал .

И словарное определение, и другие источники показывают, что слово «ритуал» является синонимом слова «обряд» . Однако ранее отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках могло определяться иначе, когда считалось, что:

  • ритуал является частным случаем обряда ;
  • ритуал является совокупностью обрядов .

Как и обряд, ритуал характеризуется символичностью действий, утратой их утилитарного значения . Также ритуалу присуща строго установленная форма и демонстративность .

Ритуал как частный случай обряда

В части источников, включая Большую советскую энциклопедию , ритуал определяется как религиозный обряд. Согласно определению Мэри Дуглас , ритуалы « служат для выражения веры или приверженности определённым символическим системам » .

Изучение функционирования религиозных ритуалов делает актуальным вопрос о типологии их значения, поскольку воспроизведение ритуалов в рамках той или иной религиозной традиции неизбежно приводит к соответствующим семантическим изменениям.

Необходимо учитывать, что ритуалы, воспроизводимые в рамках теологической религии, в большинстве случаев предполагают теологическую интерпретацию: они рассматриваются не только как сакральное действие, но и как способ символического выражения вероучения . Однако если ритуал как таковой всегда имеет конкретную историко-религиозную привязку, ритуалогема как простейшее устойчивое и отвечающее критерию воспроизводимости действие, или повторяющийся, устойчивый элемент ритуала, из совокупности которых образуются сложные ритуальные комплексы, может рассматриваться вне конкретных, конфессионально обусловленных религиозных практик.

Ритуал теологической религии воспринимается в контексте мифологизированной народной веры . В этом случае теологическое значение ритуала замещается соответствующими мифологическими конструктами, сродни явлению, известному как народная этимология. При этом происходят приращения смысла, когда незначимые, вариативные, вообще факультативные элементы ритуала обретают принципиальное значение. В этом случае происходит усиленное развитие подвидовых значений ритуалогем, некоторые из которых становятся категориальными, то есть видовыми. Подобно тому как мифологема может трансформироваться в аллегорию , теологема зачастую в пространстве народной религии трансформируется в мифологему.

Перенос ритуала (нем. Ritualtransfer, англ. transfer of ritual) - перенесение ритуального комплекса из одного культурного контекста в другой, при этом рассматриваются перенесения-заимствования и перенесения-модификации.

В результате перенесения-модификации ритуалов (обрядовой реформы) могут произойти более существенные изменения религиозных ритуалов, а именно может произойти формирование отдельного, особого ритуального семиотического кода по причине возникновения и размежевания конфессиональных контекстов (конфессионализация и аналогичные процессы). Возникновение конфессий (или шире - вероисповедных обществ, находящихся в оппозиции религиозному мейнстриму ) неизбежно приводит к формированию специфического семиотического кода - специальной знаковой системы, позволяющей использовать конфессиональный принцип, зафиксированный в специальных знаках, для формирования более или менее замкнутых коммуникативных групп.

Следует отметить, что выработка конфессионального кода зачастую сопровождается тем, что лежащие в его основе теологические постулаты трансформируются на бытовом уровне в набор мифологем, зачастую нелепых и противоречивых, но способных вытеснять теологический компонент из дискурса народной религии. С другой стороны, границы конфессиональной идентичности не тождественны границам использования конфессионального кода.

Религиозный ритуал заимствуется и существенно трансформируется светской культурой . По своей сути такое заимствование можно рассматривать в качестве крайней формы переноса ритуала, но поскольку при таком переносе происходит замещение религиозного контекста контекстом квазирелигиозным, данные процессы все-таки лучше рассматривать отдельно. В результате подобного заимствования формируются такие парадоксальные обряды, как « гражданская панихида » (при том, что термин «панихида» обозначает церковную службу), различные обряды «наречения имени» новорожденному, ритуальные трапезы в различных формах, мемориальные мероприятия и под эрзац-религиозные обряды. В результате подобных заимствований происходит такая трансформация заимствованных ритуалов, в ходе которой ритуалогемы сохраняют только родовые признаки, а видовые и подвидовые компоненты их семантики создаются заново, иногда - по аналогии с семантикой исходных религиозных ритуалов.

Именно сохранение в таких случаях родовых признаков позволяет рассматривать светские ритуалы (особенно в условиях, когда их насаждение преследует идеологическую цель, например - секуляризация общества или насаждение атеизма ) как явления, сохраняющие генетическую связь и некоторую семиотическую схожесть с ритуалами религиозными.

Отождествление ритуала и обряда

Практически все источники допускают нерелигиозное трактование понятия «ритуал» и, таким образом, полное отождествление его с понятием «обряд» . Тем не менее, например, Ю. В. Чернявская проводит чёткую границу между ритуалом и обрядом, определяя их как равнозначные формы преемственности культуры и дополняя их третьей формой — обычаем. При этом обряд определяется как « десакрализованный ритуал» .

В биологии

Помимо антропологического значения понятие «ритуал» имеет общее биологическое — стереотипная форма поведения животных при различных стандартных коммуникациях . Биологическое значение ритуала таково, что, например, несовпадение может приводить к образованию новых видов .

В психологии и психиатрии

Ритуал (Ritual) — служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.

Примечания

  1. / Гл. ред. С. А. Кузнецов .. — СПб. : Норинт, 2008. — ISBN 978-5-7711-0015-9 . 18 сентября 2020 года.
  2. Адоньева С. Б. // Персонал-Микс.. — 2007. — Вып. Вып. 6 . 12 марта 2014 года.
  3. .
  4. Ритуал (вид обряда) — статья из Большой советской энциклопедии .
  5. Философская энциклопедия
  6. Словарь по этике / Под. ред. И. Кона. — 1981.
  7. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции: учебно-методическое пособие. — Минск, 1998.
  8. . // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки : журнал. — 2012. — № 2 (26) . — С. 135-139 . 12 января 2023 года.
  9. Крысин Л.П. Ритуал // Толковый словарь иноязычных слов. — М. , 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
  10. Биологический словарь
  11. . Антропогенез.ру. Дата обращения: 4 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Большая российская энциклопедия. — М. : Большая Российская энциклопедия , 2015. — Т. 28 Пустырник — Румчерод . — ISBN 978-5-85270-365-1 .
  • Ю.Н.Триль. // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / Под ред. проф. Х.М.Казанова. — 2008. — Вып. 61 .
  • Прилуцкий А.М. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер: Социальные науки. : журнал. — Н., 2012. — № №2(26) . — С. 135-139 .

Ссылки

Источник —

Same as Ритуал