Interested Article - Народная скрипка

Скрипач и профессиональный кузнец по имени Прохор, эрзянин , из посёлка Шентала , Бугульминский уезд Самарской губернии (ныне Шенталинский район Самарской области ). Обратите внимание на способ удержания инструмента

Народная скрипка — обобщённое название национальных разновидностей скрипки и других смычковых инструментов близких ей по конструкции , а также название явления по использованию скрипки для исполнения народной музыки в бытовой среде. Речь при этом идёт и о ранних (начиная со Средних веков ) инструментах, исторически предшествовавших современной скрипке (за некоторыми из них закрепились особые названия: например, фидель , гудок ), и о современных инструментах, предположительно восходящих к этим средневековым прообразам напрямую (например, хардингфеле ). Степень отличия народной скрипки от скрипки в строгом смысле слова может варьироваться; в некоторых иноязычных источниках понятие «народная скрипка» распространяется на достаточно далёкие от скрипки хордофоны — такие, как йоухикко или эрху .

Особенности строя и исполнения

Строй народной скрипки часто не отличается от академического инструмента: четырёхструнные народные скрипки обычно настроены G-D-A-E (соль-ре-ля-ми). Однако бывают и трёхструнные, и пятиструнные (прибавляется еще альтовая струна до), и с добавлением четырёх или пяти резонирующих струн.

Существует множество разных приемов постановки и игры на скрипке в традиционных стилях и стилях на их основе. Очень часто скрипку держат не слева (где обычно располагается подбородник), а примерно посередине. В этом случае подбородник располагается сразу на подгрифнике, а иногда, как и в барочной традиции — подбородник вовсе отсутствует и скрипку даже держат не прикасаясь головой, немного ниже плеча. Смычок очень часто держат выше обычного положения, что также похоже на положение в барочной музыке. Применяется множество приёмов звукоизвлечения и штрихов, среди них большое влияние нестандартных, отчасти барочных штрихов. Смело применяется и стаккато и различные варианты легато , а также совсем непривычный в классической музыке приём чопов (англ. Chop), когда на слабую долю играется звук без определённой высоты (резкий и ударный), что создаёт перкуссионный эффект (распространено в партиях, поддерживающих мелодию). Также очень часто используется игра двойными нотами (англ. double stops), когда в одном из голосов исполняется мелодия, а второй выполняет функцию бурдона. Техника аккордов и сложных штрихов менее применима в подобной музыке, хотя, например, в авторских хорнпайпах Джеймса Скотта Скиннера применяется техника разложенных аккордов, как их применяли композиторы-классики Феликс Мендельсон , Никколо Паганини и другие. Но это, пожалуй, исключение, если речь не идёт о современных композициях и миксах на основе их.

В большей степени, нежели на классической скрипке , игра на скрипке в традиционной манере характеризуется огромным разнообразием этнических или народных традиций, каждая из которых имеет свой собственный характерный звук.

По странам

Европа

Восточная Европа и Балканы

  • Музыка Венгрии — скрипка является доминирующим инструментом в венгерской народной музыке наряду с цимбалами . Ещё с XIV века скрипку использовали игрицы — бродячие музыканты.
  • Клезмер — традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.
  • Музыка Польши
  • и Молдовы — скрипка ( рум. lăuta ) также является самым популярным народным инструментом, часто используется в ансамбле с цимбалами , используются экземпляры как и кустарного, так и фабричного производства . Скрипка является неотъемлемым инструментом в тарафе , ансамбле лэутаров — бродячих народных музыкантов .
  • Белорусская и украинская народная музыка — скрипка массово распространена с незапамятных времён и занимает важное место в музыкальном фольклоре (у белорусов занимает наиважнейшее положение наряду с волынкой -дудой ), в частности, скрипка используется в составе ансамблей т.н. троистых музык ( укр. троїсті музики , белор. траістыя музыкі ) , в составе которого также входит басоля (также басетля) — народная басовая разновидность скрипки . В Беларуси исторически скрипачи назывались скоморохами и, наряду с дударями (волынщиками), выполняли важную обязанность в свадебном обряде . В скрипичной традиции обеих народов используются как и кустарные, так и профессиональные скрипки.
  • Русская народная музыка — скрипка проникла, вероятно, в XV-XVI вв . Наиболее распространена на приграничных областях с Беларусью и Украиной ( Смоленская , Псковская , Воронежская и Брянская область ) и в Поволжье . Скрипичная традиция была зафиксирована и в других регионах, таких как Тверская и Иркутская область . Первые народные русские скрипки были трёхструнными . В Псковской области, например, сейчас используются фабричные инструменты, но раньше также изготовлялись и кустарные скрипки. Они также обладают тремя (реже четырьмя) струнами (жильными, в Великую Отечественную войну струны делали даже из телефонных проводов), имеют долблёный корпус меньше фабричного, а смычок (местн. гудок, лучок ) — дугообразной формы ; на юге кустарным способом изготавливались клеёные скрипки по образцу фабричных . В целом по репертуару и исполнительским особенностям выделяют три варианта псковской скрипичной традиции: юго-восточный ( Новосокольнический и Локнянский районы , там долблёная скрипка называлась), центральный (Красногородский и Опочецкий районы ) и северный (Гдовский и Печорский районы ). Т. н. «скрипочный» строй используется псковскими балалаечниками наряду с другими . На юге Псоквщины на скрипке традиционно играют на свадьбах и во время обходов дворов на Святки и Пасху, часто скрипка входит в состав ансамблей наряду с балалайкой, гармонью , цимбалами и мандолиной . В других местностях Псковщины скрипка также аккомпанирует гуслям . Способ удерживания смычка различается от исполнителя к исполнителю. Традиционно скрипачей в псковских деревнях было немного, все они были исключительно мужчинами, и перенимали навыки игры у друг друга на слух. На северо-западе Смоленщины скрипачи (или гармонисты) были участниками волочебного обряда, и аккомпанировали песням . В Артинском районе Свердловской области скрипка аккомпанирует частушкам наряду с другими народными инструментами, как балалайка и гармонь . В Курской области музыканты играли на обычной скрипке, но использовали только первые три струны (без баска) с квинтовым строем C 1 G 1 D 2 . Возможно, это связано с традицией исполнительства на трёхструнном гудке . Другим отголоском игры на гудке является способ удерживания инструмента во время игры: помимо классического удерживания подбородком, русские народные скрипачи помещают инструмент в вертикальном положении, положив на ногу при игре сидя или прижимая к груди при игре стоя (данный способ аналогичный и у инструментов группы смычковых лир, например, у болгарской гадулки ). Также наследием гудка можно назвать наличие трёх струн у традиционных скрипок, в Псоквщине.
  • Мордовская музыка — среди мокши и эрзи бытовала скрепка́ — инструмент овальной формы с плоскими деками и тремя струнами из кишок или конского волоса, впоследствии она была заменена общеевропейской скрипкой. При игре на современной скрипке используются те же приёмы, что и на старинной скрепке: задействованы струны G, D, A (мелодическая). Скрипка используется и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент, в частности, сопровождая хор .
  • Татарская музыка — в XIX веке скрипичная традиция была широко распространена в татарской народной музыке, и вплоть до конца столетия, будучи заменённой гармонью, являлась популярнейшим народным инструментом. Сейчас татарская скрипичная традиция находится глубочайшем кризисе, если не вымерла совсем.
  • Марийская музыка — скрипка заменила бытовавший ещё в середине XX в. ковыж (ия-ковыж) — двухструнный смычковый инструмент овальной или прямоугольной формы. Однако способы и приёмы игры на ковыже перенеслись на скрипку: G является бурдонной струной, в то время как D является мелодической, а струны А и Е при игре не задействованы .
  • Музыка Греции — скрипка, наряду с бузуки пользуется особой популярностью в греческой народной музыке . В частности, самобытная скрипичная традиция имеется на острове Крит (также распространена разновидность смычковой лиры ), скрипка и лира в сопровождении лютни и других инструментов аккомпанирует народным танцам .

Прибалтика

  • Музыка Эстонии — скрипка ( эве viiul, kiik, kiigapill ) проникла в Эстонию в XVIII веке и с этого момента получила повсеместное распространение в том числе и в качестве народного инструмента (в частности, вытеснив местные разновидности смычковой лиры, близкими к карело-финскому йоухикко ). Используются как и кустарные, так и фабричные скрипки. В частности, скрипка аккомпанирует плясовым мелодиям, скрипач мог подыгрывать себе при пении, из-за чего ему требовалось держать инструмент ниже подбородка .

Великобритания

На Британских островах скрипка является одним из самых популярных народных инструментов, в частности у англичан .

  • Английская народная музыка — английская народная скрипичная традиция включает в себя:
    • Стиль региона Нортумбрия ( англ. ) и её скрипичная традиция, которой включает «поддержку», импровизированную партию, сыгранную вторым скрипачом.
  • Шотландская скрипичная традиция ( англ. Scottish fiddling ), включая:
    • Традицию Шетландских островов — скрипичная традиция, которой включает в себя мелодии сказочной традиции « ». Мелодии изустно пришедшие из мифологии о . Стиль характеризован «звоном струн» и синкопированными ритмами.
    • Традицию Лоулэнд или Скотс , с сильным влиянием барочной скрипичной техники со стаккато и техникой смычка под названием или ломбардский ритм, вместе с использованием двойных нот (double stops).
    • Традицию региона Скоттиш-Бордерс c репертуаром из хорнпайпов и большим использованием двойных нот.
    • Традицию Хайленда (Шотландского высокогорья), с большим влиянием различных орнаментаций и миксолидийской гаммы, использованной в строе шотландской волынки , а также более гладкой смычковой техники, нежели другие шотландские скрипичные стили и свингованный ритм в размере 6/8 в джигах .
    • Традицию Оркнейских островов с более простым использованием смычковой техники и орнаментации, но с мелодиями, использующими альтерацию .
  • Валлийская скрипичная традиция ( валл. Ffidil ; см. также ), недавно возрожденная традиция.

Ирландия

  • Ирландская народная музыка , скрипичная традиция которой включает:
    • стиль с северо-запада провинции Ольстер , с характерными мазурками и влиянием шотландского репертуара, включая танцы Страспей и Хайлэнд флинг . Скрипачи, как правило играют быстро и широко используют стаккато и иногда в игре используют басовую линию, когда второй скрипач может играть мелодию октавой ниже.
    • Слайго стиль из северной провинции Коннахт , как и в донегольской манере мелодии играются быстро, но с характерной упругой манерой в смычковой технике.
    • Голуэй стиль из южной провинции Коннахт, который медленней, чем Слайго или Донегол с более увесистыми акцентами на орнаментации . Кроме того, мелодии иногда играются в тональностях Ми бемоль и Си бемоль, чтобы соответствовать тональностям различных духовых инструментов.
    • Стиль из северной провинции Манстер , который, как правило, играется немного медленнее, чем Голвэй по темпу, но большой акцент на самой мелодии, а не на орнаментации.
    • Стиль с юго-запада провинции Манстер, характеризован уникальным репертуаром полек и , а также использованием двойных нот и бурдонов , а также игра мелодии в две октавы.

Скандинавия

Северная Америка

Американская скрипичная традиция — широкая категория, включающая традиционные и современные стили.

Традиционная музыка

  • скрипичная традиция в стиле блюз ;
  • скрипичная традиция (англ.) и зайдеко ;
  • скрипичная традиция , включает:
    • аппалачская скрипичная традиция, наиболее известный стиль сегодня, с использованием большого количества бурдонов и двойных нот, а также синкопированных смычковых рисунков;
    • средне-западная скрипичная традиция, с большим влиянием скандинавской музыки;
    • озаркская скрипичная традиция, в сравнении с аппалачской музыкой — более быстрая и четкая смычковая техника;
    • техасская скрипичная традиция, под влиянием мексиканской скрипичной традиции и акцент на соревновательной игре;
    • стиль Новой Англии с большим влиянием квебекского и британского репертуара;
    • тихоокеанская северо-западная скрипичная традиция, с влиянием двух стилей — озарка и средне-Западного, хотя и с сильным акцентом на соревновательной игре, как в Техасском.
  • традиция тохоно-оодхам — стиль американских индейцев с большим влиянием мексиканской скрипичной традиции.

Современная

Латинская Америка

  • Форро́ , тип музыки из Бразилии, включая традицию игры на
  • скрипичная традиция, включающая Мариачи , , и

Другие регионы

  • Скрипичная традиция Морна из Кабо-Верде .
  • Классическая индийская музыка традиции карнатака .
  • — скрипка получила распространение в калмыцком фольклоре в XX веке, наряду с такими инструментами, как баян и гармонь .
  • — среди якутов распространён четырёхструнный смычковый инструмент кыры́ппа с долблёным корпусом, по состоянию на 1960-е годы встречающий очень редко. Считается, что инструмент был заимствован якутами у русских .

Примечания

  1. .
  2. . Fiddlingaround.co.uk. Дата обращения: 14 ноября 2011. 24 сентября 2012 года.
  3. Скрипка белорусская (с. 37). Скрипка украинская (с. 43). Скрипка молдавская (с. 46). Скрепка́ мордовская (с. 56) // . — М. : МузГИз, 1963. 5 октября 2021 года.
  4. от 10 апреля 2019 на Wayback Machine / Л. А. Аксёнова, Н. И. Шехтман // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  5. от 10 апреля 2019 на Wayback Machine / Р. Э. Лейтес // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  6. Музыкальные инструменты народов СССР // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 6. 5 октября 2021 года.
  7. от 10 апреля 2019 на Wayback Machine / // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  8. от 10 апреля 2019 на Wayback Machine / Н. M. Гордейчук, С. И. Грица // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  9. // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 57. — 672 с.
  10. Дуда // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 36. 5 октября 2021 года.
  11. Ямпольский И. М. Народные истоки игры на скрипке в России // Русское скрипичное искусство. — М. Л. : МузГИз, 1951. — С. 30—52. — 516 с.
  12. / Науч. ред. А. М. Мехнецов. — Псков: Издательство областного центра народного творчества, 2002. — С. 273—274. — 688 с. 6 января 2017 года.
  13. Банин А. А. // Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М. : Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. — С. 59—66. — 247 с.
  14. Васильев Ю. А., Широков А. С. Скрипка // Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 61—63.
  15. Раабен Л. Н. Смычковые инструменты допетровской Руси // История русского и советского скрипичного искусства. — Л. : Музыка, 1978. — С. 11—13. — 201 с.
  16. . Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  17. . Дата обращения: 15 мая 2022. 25 июля 2021 года.
  18. . Дата обращения: 29 апреля 2023. 15 апреля 2023 года.
  19. . Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  20. . Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  21. Руднева А. В. Скрипка // Курские танки́ и карагоды. — М. : Советский композитор, 1975. — С. 182—189.
  22. Гудок // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 30. 5 октября 2021 года.
  23. Ковыж // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 84. 5 октября 2021 года.
  24. от 10 апреля 2019 на Wayback Machine / Н. M. Гордейчук, С. И. Грица // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  25. . Дата обращения: 28 апреля 2023. 28 апреля 2023 года.
  26. .
  27. от 26 января 2019 на Wayback Machine / Г. М. Шнеерсон // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники) — ISBN 5-94865-152-5 .
  28. Joseph Lyons. . Scotlandsmusic.com. Дата обращения: 30 апреля 2012. Архивировано из 24 сентября 2012 года.
  29. . Дата обращения: 14 июня 2012. 18 декабря 2010 года.
  30. . Irishfiddle.com. Дата обращения: 30 апреля 2012. Архивировано из 10 октября 2002 года.
  31. . Дата обращения: 8 июня 2012. Архивировано из 23 октября 2013 года.
  32. // Большая российская энциклопедия. Том 30. — М. , 2015. — С. 375—376.
  33. Калмыцкая АССР // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 134. 5 октября 2021 года.
  34. Калмыцкая АССР // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 145. 5 октября 2021 года.

Литература

  • Скрипка народная // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М. : Дека-ВС, 2008. — С. 524—529. — 786 с.
  • and Ingrid Rüütel . Estonia // . — Oxford University Press . (требуется подписка)

Ссылки

  • // Культура. РФ
  • (culture.ru)
Источник —

Same as Народная скрипка