Эванс, Эдвард, 1-й барон Маунтэванс
- 1 year ago
- 0
- 0
|
У этой статьи надо
проверить нейтральность
.
|
Билл Эванс ( Bill Evans, полное имя: William John Evans ; 16 августа 1929 , Плейнфилд , Нью-Джерси — 15 сентября 1980 , Нью-Йорк , штат Нью-Йорк ) — американский джазовый пианист и композитор. Он был первым, кто сумел соединить воедино несколько стилей, успешно используя интонации мультикультурной этники, классики и джаза, гармонично переплел их элементы, концепции и ритмы.
Билл Эванс — один из наиболее значимых джазовых пианистов XX века, известный даже среди неджазовой аудитории своими тонкими интерпретациями баллад. Эванс оказал значительное влияние на развитие фортепианного трио и камерного джаза .
Отличительные качества стиля Эванса — ритмическая свобода и изящество импровизаций . Пианист Чик Кориа писал: «Ценность Билла Эванса невозможно измерить ни по одной шкале. Он один из величайших, повторюсь, величайших, пианистов XX столетия…»
Билл Эванс был младшим из трёх братьев, его мать была русинкой из семьи шахтёров , отец имел валлийское происхождение. Семья матери иммигрировала в США из Украины; часть своего детства она провела в детском доме, затем жила в (штат Пенсильвания ). Мария Сорока (12 февраля 1896 — 5 апреля 1977), мать Билла, была глубоко верующей православной христианкой и пела в церкви, в хоре акапелла , а также играла дома на пианино и учила музыке детей. Отец, Харри Леон Эванс ( англ. Harry Leon Evans , 16 июля 1891 — январь 1966), родом из Филадельфии , был протестантом и работал управляющим поля для гольфа .
Эванс учился классической игре на фортепиано и успешно играл концерты Рахманинова и Бетховена , но ему больше нравился джаз . При этом в своих джазовых импровизациях он использовал и классические каденции . Его любимыми классическими композиторами были Равель , Дебюсси и Шопен . На выпускном экзамене по фортепиано Билл Эванс исполнил Третий Концерт Бетховена для фортепиано с оркестром . Также Эванс изучал эстетику и философию , в частности дзен .
В 1950 году по окончании музыкального факультета Луизиана (в г. Хаммонд ) Эванс получил диплом концертного (академического) пианиста и преподавателя фортепиано. Свою джазовую профессиональную карьеру он начал с гитаристом Манделом Лоу и контрабасистом Редом Митчелом.
штатаПризванный в армию Эванс продолжил играть, но уже в военном оркестре Филдса Херби. Об этом времени сам музыкант вспоминал неохотно, армия оказалась сложным испытанием для свободолюбивого молодого мужчины и оставила неприятные воспоминания на всю жизнь. Близко знавшие Эванса говорили, что именно армейский период способствовал приему наркотиков, и, как следствию, раннему уходу из жизни. После непростых армейских лет музыкант впервые появляется на сцене Нью-Йорка только в 1956 году, в паре с кларнетистом Тони Скоттом. Тогда он в составе трио записывает первый альбом « New Jazz Conceptions ». Именно Скотт представил Эванса широкой публике, после того как услышал его и пришел в восторг от таланта молодого исполнителя.
В период участия в Майлза Дэвиса Эванс играл с лучшими музыкантами, но испытывал постоянное давление. Многие чёрные музыканты были недовольны тем, что белый пианист играет и зарабатывает, в то время как они остаются без работы. Майлз Дэвис на это ответил, что, по его мнению, Эванс был просто лучшим пианистом.
Но с Дэвисом Эванс играл недолго, он участвовал в нескольких концертах и записях конца 50-х (например, альбом « » и получивший огромную известность « Kind of Blue »). Тем не менее, за время работы с Дэвисом он получил сильный импульс к созданию будущего шедевра « », стоящего в одном ряду с его наиболее известной композицией « Waltz for Debby ».
Билл Эванс участвовал в становлении и развитии жанра джазового трио. Одновременно с такими звездами джаза, как Оскар Питерсон (Канада) и Джордж Ширинг (Англия), Билл Эванс — один из создателей современного камерного джазового жанра — «piano trio». Благодаря активной концертной работе Эванса в 50-х, 60-х и 70-х годах и успехам многочисленных студийных и концертных альбомов Эванса окончательно сформировался жанр современного фортепианного трио, а также оформился и стиль игры ведущего пианиста-импровизатора и солирующих наравне с ним контрабасиста и барабанщика. Трио Билла Эванса является общепризнанным мировым стандартом.
В 1962 Эванс вновь появился на джазовой сцене с новым басистом и барабанщиком Ларри Банкером — этот состав трио Билла Эванса стал всемирно знаменитым после триумфальных концертов на нескольких международных фестивалях, а запись Эванса на фестивале в Монтрё (Швейцария) получила премию Грэмми за лучшее исполнение импровизаций в джазовом ансамбле.
Редкие по красоте звучания альбомы Эванс записал в дуэте с гитаристом Джимом Холлом . Эти альбомы вошли в историю как пример тихой джазовой музыки с особо утонченными импровизациями и изощрённой гармонией. Гитара и рояль в этих дуэтах ведут тихий и тонкий диалог — пианист задаёт тему беседы, а гитарист отвечает глубокими и законченными фразами. Сотрудничество Эванса и Холла стало ярчайшим примером для подражания и вызвало волну последователей, одним из последних примеров стал альбом Пэта Мэтини и Брэда Мелдау в духе Эванса — Холла.
В последующие годы Эванс продолжал выступления и записи с различными трио, включающими в разное время басистов (1962—1965), (1963), Эдди Гомеса (1966—1977), Марка Джонсона (1978—1980) и барабанщиков (1959—1962), (1963—1965), Филли Джо Джонса (1967), (1968), (1969—1975), (1975—1978) и (1979—1980).
После успеха в жанре трио Эванс стал экспериментировать в студии и в 1963 и 1966 годах записал два сольных альбома, используя возможности студийной аппаратуры для многократного наложения собственных записей на рояле и других инструментах.
Билл Эванс стал одним из первых, кто после студийных попыток Штокхаузена решился на эксперименты с многоканальными сольными звукозаписями. Он во многом технически и композиционно опередил похожие работы Битлз и Джона Леннона . Именно эти эксперименты подтолкнули музыканта к созданию сольных альбомов и три года спустя. На этих записях Эванс играет дуэтом сам с собой с помощью эффекта наложения, который стал классикой и примером для обучения последующих поколений исполнителей.
В 1968 году Билл Эванс, используя рояль « Стейнвей », записал один из лучших своих альбомов — , в котором использовал мелодии самых известных песен из репертуара Барбары Страйзанд , Тони Беннетта и др. В импровизациях Эванса известные мелодии звучали настолько необычно, что альбом стал платиновым и был лидером продаж и в том же году получил награду Грэмми . В 1975 году Эванс повторил сольный эксперимент, создав альбом « .
Вместе с эстрадным певцом Тони Беннеттом Эванс в 1970-х годах записал два альбома популярных песен из кинофильмов. Дуэт Беннетта и Эванса просуществовал несколько лет и имел большой успех, не уступая в конкуренции в то время, когда уже ушли The Beatles и на смену пришли другие музыкальные стили. Беннетт и Эванс создали интимное камерное звучание и мастерски использовали популярные песни и кинохиты как для продвижения собственной карьеры, так и для обогащения известных песен своими аранжировками.
В поздний период творчестве Эванс работал также в дуэте с бельгийским джазовым музыкантом Тутсом Тилемансом , в котором Тилеманс играл на губной гармонике , а Эванс — на электропиано . Результатом совместной работы стал экспериментальный альбом Эванса , выпущенный фирмой Warner Bros. в 1979 году.
В 1980 году Эванс, в сопровождении контрабасиста Марка Джонсона и барабанщика , провёл свой последний тур по Европе.
В конце 1970-х годов Эванс избавился от героиновой зависимости с помощью метадона , но затем пристрастился к кокаину , который принимал ежедневно; кроме того, добровольно бросил лечение от хронического гепатита . 15 сентября 1980 года Эванс, несколько дней пролежавший в постели с болями желудка в своем доме в Форт-Ли, был доставлен в больницу « Маунт-Синай » в Нью-Йорке, где умер тем же днем. Причиной смерти стало сочетание язвы желудка, цирроза, бронхиальной пневмонии и недолеченного гепатита. Похоронен в Батон-Руж , рядом со своим братом Гарри, 19 сентября.
Билл Эванс остаётся одним из самых влиятельных и цитируемых пианистов в стиле джаза и популярной музыки, а его имя является одним из самых часто упоминаемых среди пианистов-импровизаторов. Его творческое новаторство — в создании новых концепций гармонии и ритма а также умение соединить несколько разных стилей воедино и органично использовать элементы джаза и классики вместе с этническими и мультикультурными интонациями.
Билл Эванс — один из первых пианистов, кто сольно экспериментировал с многоканальной звукозаписью в духе студийных экспериментов Штокхаузена . Он во многом опередил и предвосхитил похожие студийные работы Джона Леннона и Битлз . Он впервые начал играть дуэтом сам с собой при помощи наложения звуковых дорожек. На этом приеме позже учились несколько поколений музыкантов.
Эванс — один из создателей современного джазового стиля — «piano trio»; импровизатор и мелодист признанный как классическими музыкантами, так и популярными звездами — его записи называют среди любимых такие исполнители, как классический пианист Жан Ив Тибоде и популярный певец и композитор Стинг . Эванса считают своим учителем признанные мастера-пианисты Чик Кориа , Херби Хэнкок , Адам Макович , , и Кит Джарретт , а также гитаристы Джон Маклафлин и Пэт Мэтини
Использование стиля и приёмов игры Эванса продолжают такие музыканты как , Брэд Мелдау и многие другие.
Эвансу и его музыкальному стилю посвятили свои сочинения сольные альбомы и концерты Майлз Дэвис , Махавишну , записавший гитарные вариации в стиле фортепианных импровизаций Эванса, Пат Метени и многие другие, а в 2003 году классический пианист Жан Ив Тибоде записал альбом пьес Билла Эванса, исполненных в кросс-жанре классики и джаза.
Билл Эванс был тридцать один раз номинирован на премию Грэмми и получил её семь раз. Внесён навечно в джазовый пантеон славы.
В 1994 году Билл Эванс получил ещё одну награду Грэмми в признание его вклада в мировую музыкальную культуру — посмертно.