Тегеранский инцидент
- 1 year ago
- 0
- 0
Политона́льность (от греч. πολυ- и тональность ) в гармонии — одновременное звучание двух или более тональностей. Условие политональности — тональная автономность каждого слоя полиструктуры, когда отчётливо слышатся одновременно две реализации тонального тяготения сразу к двум (или более) тональным центрам.
Сочетание двух аккордов как частей единого целого дает не политональность, а полиаккорд (как, например, в знаменитом « аккорде Петрушки » И.Ф. Стравинского , где сочетаются аккорды C-dur и Fis-dur). Сочетание двух различных по составу ладовых звукорядов образует не политональность, а полимодальность (как, например, в «Еврейском танце» Г. Нейзидлера ).
Для возникновения эффекта «разобщения» тональных центров наиболее действенно разъединение музыки в пространстве — на сцене и за сценой, на сцене и в зале, в разных концах зала, в разных концах сцены, звук неподвижный и звук движущийся, совмещение живого исполнения с магнитофонной записью и т.п.
Традиционно политональность используется для достижения комического эффекта. Так, в конце «Музыкальной шутки» (Musikalischer Spaß, KV 522) В.А. Моцарт , применяя политональность, вышучивает нескладную игру деревенских музыкантов. Аналогично, у А. Берга в «Воццеке» (Сцена в кабаке) часть музыкантов заканчивает тему лендлера в виде однотонального периода (g-moll – g-moll), а часть – модулирующего (g-moll – Es-dur). Музыканты «разошлись» и закончили в разных тональностях, отсюда и «политональность».
В XX веке систематически применял политональность Ч.Айвз , как, например, в хоровом сочинении «Псалом № 67» (для хора), в оркестровых «Вопрос, оставшийся без ответа», «Центральный парк ночью» и др.
Другие примеры политональности:
В западном музыкознании для обозначения одновременного звучания двух тональностей используется особый термин — «битональность» (англ. bitonality).