Interested Article - Варламов, Александр Владимирович

Алекса́ндр Влади́мирович Варла́мов ( 6 [19] июня 1904 , Симбирск 20 августа 1990 , Москва ) — советский композитор, аранжировщик, певец, дирижёр, педагог, руководитель одного из лучших советских джаз -оркестров . Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), автор более 400 музыкальных произведений.

Биография

Александр Владимирович Варламов родился 19 июня 1904 в Симбирске , в семье коллежского , затем статского советника , члена Симбирского окружного суда.

До сентября 1918 года жил в Симбирске, учился во второй мужской гимназии . В 1912 году в Симбирске были опубликованы его первые музыкальные произведения — пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».

В 1922 году поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым ). Однако вскоре уходит оттуда и поступает в Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции — Арам Хачатурян ).

Как джазовый руководитель дебютировал в 1934 году. Внимание музыкальной общественности привлекло сотрудничество Варламова с негритянской певицей из США Целестиной Коол. Позже собрал первую в СССР группу из музыкантов-импровизаторов («Семёрка»). Осенью 1938 года создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, с которым работал до сентября 1939 года, успев принять участие в первой отечественной телепередаче.

В 1939—1940 годах руководил джаз-оркестром МВТУ имени Н. Баумана. С лета 1940-го до лета 1941 года — главный дирижёр Государственного джаз-оркестра СССР. В начале войны Госджаз СССР был преобразован в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны и почти в полном составе выехал на фронт, где большинство оркестрантов погибло. Оставшийся в Москве Варламов возглавил симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства («Мелоди-оркестр», солистка — Дебора Пантофель-Нечецкая ) и готовил программу к выступлениям перед американскими моряками в северных портах — Мурманске, Архангельске.

В январе 1943 года арестован по навету, решением Особого совещания был приговорён к восьми годам лишения свободы, срок отбывал в Ивдельлаге на Северном Урале, где до 1948 года руководил агитбригадой и джаз-оркестром. После освобождения в 1951 году жил в Казахстане. Работал преподавателем в Караганде . После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей собственных композиций с симфоджазовым составом.

В последние годы жизни жил на ул. Лескова, д. 10 б, в Московском районе Бибирево .

Умер 20 августа 1990 года в Москве . Похоронен на Домодедовском кладбище .

Творчество

Грампластинка с записью блюза «Луна». 1938 г.

Алексей Баташев , авторитетный современный историк джазового искусства, в 90-е годы писал:

Спросите любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых — почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова

Александр Варламов отмечал, что для него очень важен был «поворот от примитивной мелодики к настоящему свинговому стилю». Он одним из первых в Советском Союзе стал уделять повышенное внимание оркестровке и культуре исполнения. Открывал таланты, привлекал к работе наиболее ищущих музыкантов своего времени: Александра Васильева, Николая Шмелева, Александра Ривчуна ( саксофон ), Виктора Быкова, Михаила Ветрова, Петра Борискина ( труба ), Михаила Петренко ( фортепиано ), Олега Хведкевича, Лаци Олаха (ударные); Семена Чанышева ( контрабас ), Теодора Ходорковского, А. Арского ( аранжировка и инструментовка ).

Получили большую популярность такие композиции в исполнении оркестра Александра Варламова, как «Весёлый час», «Ранний час», «Сон», «Пой мне о любви, дорогая», «Жёлтая роза», «Свит Су» (в оригинале «Sweet Sue, Just You»), «Дикси-ли» («Dixie Lee»).

Александр Варламов автор таких инструментальных пьес и вокальных произведений, как «Романтическая рапсодия», «Ты поверь, ты пойми», «Край мой любимый», «Пой мне», «Уходит вечер». Александр Варламов также переводил зарубежные песни на русский язык и сам исполнял их. Его голос звучит в популярнейшей песенке «На карнавале» Харри Уоррена ( англ. (Harry Warren ) (в оригинале «She Is a Latin from Manhattan»), в балладе «Луна» Ричарда Роджерса (в оригинале « Blue Moon ») и слоу-фоксе «Счастьем жизнь полна» Джина Шварца (англ. Jean Schwartz ) (в оригинале «Trouble In Paradise»).

Александру Варламову принадлежит аранжировка итальянской баркаролы , которую исполняла Аделина Патти . В 1920-х годах квартет театра-кабаре « Летучая мышь » Никиты Балиева и оркестра записали на студии «Columbia Graphophone Company» пластинку с композицией «The Russian Barcarole».

Будучи одним из немногих тогда советских композиторов, аранжировщиков и дирижёров, осваивавших свинговую манеру игры и письма, в числе первых в стране стал исполнять музыку в стиле свинг , дав интересные образцы нового стиля. Среди них выделяются записи американских пьес «Игра на пальцах» Ричарда Роджерса, «Я всегда с вами» (в оригинале «Is It True What They Say About Dixie?») Джеральда Маркса (на варламовском треке ошибочно указан Хендерсон), «Счастливая дорога» (в оригинале «I’m Living in a Great Big Way») Джимми МакХью, джазовая версия «Лирической песенки» Юрия Милютина «Все стало вокруг голубым и зелёным» из к/ф «Сердца четырёх» с вокалом Веры Красовицкой .

Начиная с 1930-х годов, Александр Варламов писал музыку для игрового и анимационного кино. Его музыка звучит в фильмах « Степан Разин », « Парень из тайги », « Доктор Айболит », «Одна строка», в мультфильмах « Квартет », « Кентервильское привидение », «Лиса и бобёр», « Первая скрипка », « Дикие лебеди », « Кот в сапогах », « Тараканище », « Ровно в три пятнадцать », « Шайбу! Шайбу! », « Приключения красных галстуков », « Капризная принцесса », «Чудесница» и др.

В 1960—1970-е годы Варламов сочинил ряд композиций для биг-бэнда. В 1986 году он написал «Концерт для трубы с оркестром» и посвятил его городу Ульяновску .

Александр Варламов тщательно работал над совершенствованием исполнительской техники и ансамблевой игры, что привело к заметному росту профессионализма в отечественном джазе и оказало существенное влияние на развитие джазовой музыки в СССР.

Фильмография

Художественные фильмы

Мультипликационные фильмы

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 июня 2019. 21 июня 2019 года.
  2. . Дата обращения: 21 июня 2019. 21 июня 2019 года.
  3. от 27 января 2013 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) slovari.yandex.ru
  4. . Дата обращения: 26 марта 2017. 1 июня 2017 года.
  5. от 21 февраля 2005 на Wayback Machine .

Источники

  • Баташев А. Н. Советский джаз. — М.: Музыка., 1972. — 175 с., илл.
  • Баташев А. Н. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. — М.: Сов. композитор, 1987. — 592 с., илл.
  • Баташев А. Н. «Хорош был старик Варламов…». // Журнал JazzArt, № 2. — ? год.
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. — СПб.: изд-во «СКИФИЯ», 2001. — 564 с., илл.
  • Драгилев Д. Г. Лабиринты русского танго. — СПб: изд-во «Алетейя», 2008. — 168 с., илл.
  • Драгилев Д. Г. Эдди Рознер: Шмаляем джаз, холера ясна! — Нижний Новгород: изд-во «Деком», 2011. — 360 с., илл., компакт-диск
Источник —

Same as Варламов, Александр Владимирович