Interested Article - Клейнот, Виталий Ефимович

Виталий Ефимович Клейнот ( 7 декабря 1941 1 августа 2013 ) — советский и российский саксофонист (тенор-саксофонист) и джазмен , аранжировщик , музыкальный продюсер .

Биография

Виталий Клейнот родился 7 декабря 1941 года в Москве. Вместе с мамой, все родственники которой погибли во время войны, жил в коммунальной квартире на Рождественском бульваре.

С детства Виталий увлекался музыкой. В 15 лет самостоятельно научился играть на кларнете, а после сам освоил саксофон.

В 1962—1965 гг. учился в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ). В институтские годы началось его увлечение джазом. Собирая записи Сонни Роллинса, Сонни Стита и Чарли Паркера, он разучивал соло любимых исполнителей на слух.

В институте он записался в музыкальный кружок, ставший для него первым творческим коллективом.

В 1960-х гг. Виталий Клейнот начал выступать с А. Товмасяном , В.Сакуном, В.Булановым, Г.Гараняном.

Вот что вспоминает о том времени Андрей Товмасян , известный советский джазмен, трубач: “Мы с ним очень сдружились, вместе собирали пластинки, я — в основном трубачей, Клиффорда Брауна и других, он — саксофонистов, Сонни Роллинса, Сонни Стита. Паркера собирали вместе. И я, и Виталий записывали и разучивали соло, целые и куски, учили «ходы» — пассажи и показывали их друг другу.”

С 1965 г. руководил несколькими коллективами в объединении музыкальных ансамблей.

В 1967 году Виталий Клейнот принял участие в Четвертом фестивале молодежных джазовых ансамблей «Джаз-67» в составе квинтета, в который также входили Андрей Товмасян (труба), Валерий Котельников (фортепиано), Владимир Чернов (контрабас), Александр Салганник (ударные). По итогам фестиваля были записаны четыре виниловых диска под общим названием «Джаз-67», в один из которых была включена композиция Виталия Клейнота «Сказка для Алёнушки».

На Пятом джазовом фестивале 1968 года Клейнот выступал уже с собственным квартетом. Его обработка темы И.Дунаевского «Весна идёт» вошла в пластинку «Джаз-68».

"У Клейнота был свой, ни на кого не похожий звук, хотя этот звук не был профессиональным, как у Гараняна и Зубова, тем не менее у него был свой звук, "клейнотовский". Импровизировал "Клей" весьма изобретательно. Помню, как мы долго не могли научиться обыгрывать двойную доминанту, но потом, хорошенько прислушавшись к великим мастерам, научились и этому. Клейнот, как и я, играл в распространенных тональностях: F, C, Bb, Ab, Eb, и в минорных: Dm, Cm, Fm, Gm и т.д."

В 1968—1972 гг. постоянно работал в «Кафе Молодежное» , которое имело в те времена неофициальный статус джаз-клуба, а также кафе « Синяя птица » и «Романтики».

В начале 1970-х создал одну из первых в стране джаз-роковых групп, которая приобрела широкую известность.

По словам Олега Степурко, «… если в 60-х годах на московской джазовой сцене царили музыканты, исповедующие джазовый мейнстрим, и они группировались вокруг кафе «Молодёжное» на улице Горького, то в 70-е годы, когда появился джаз-рок, и музыкальные интересы московских джазменов сместились в сторону этого стиля, – тогда главным бэндом города стала джаз-рок группа Виталия Клейнота».

О большой популярности коллектива в те годы говорит тот факт, что в 1971 году ансамбль Виталия Клейнота был включен в число звёзд отечественного джаза, которые приняли участие в совместном джем-сейшен с музыкантами оркестра Дюка Эллингтона , приезжавшего с гастролями в Советский Союз .

В этот же период Виталий Клейнот начал активно заниматься аранжировкой и звукозаписью. С конца 1973 года он тесно сотрудничал с композитором Александром Зацепиным , с которым познакомился благодаря Георгию Гараняну .

Из интервью А.Зацепина: “Да, он [В.Клейнот] был универсал, играл все, и джаз, и рок, и очень много знал современной популярной музыки, стиль соул в том числе. Я работал с великими музыкантами, это и Георгий Гаранян, и Алексей Зубов, и другие музыканты, которые когда-то играли в оркестре Людвиковского, но когда надо было играть рок, им это было чуждо. Они играли со свингом, а когда надо играть ровные восьмушки, им приходилось ломать себя. А Клейнот привел новых музыкантов, чувствовавших пульс рока”.

Результатом этого плодотворного сотрудничества стали музыкальные треки к известным кинофильмам, среди которых “ 31 июня ”, “ Иван Васильевич меняет профессию ”, “ Между небом и землёй ”, а также записи песен Аллы Пугачёвой " Женщина, которая поёт ", " Зеркало души " и др.

В 1978 году Виталия Клейнот принял решение завершить карьеру профессионального музыканта, переключившись на продюсерскую деятельность. В 1978 году он стал музыкальным руководителем ВИА «Шестеро молодых» , где дебютировал никому ещё не известный тогда эстрадный вокалист Николай Расторгуев .

В 1985 году совместно с Виктором Лившицем (впоследствии — владелец существовавшего в 2000-е гг. джаз-клуба JVL) он открыл «джазовый салон» во Дворце культуры АЗЛК.

В 90-е годы, используя свои знания и опыт работы со звукозаписывающей и акустической аппаратурой, Виталий Клейнот основал компанию по производству акустических систем SoundBrass & KL Acoustics. Наладив в дальнейшем контакты с партнёрами из разных стран мира, он занимался поставкой и комплектацией звукового оборудования, качество которого всегда пользовалось заслуженным уважением у музыкантов.

Будучи предпринимателем, Виталий Клейнот финансово поддерживал различные музыкальные проекты, среди которых можно назвать цикл консерваторских концертов Георгия Гараняна, выступление в Москве таких известных джазовых музыкантов, как Бени Голсон , Куртис Фюллер и Валерий Пономарев.

В последующие годы Клейнот оставался одним из заметных игроков на московском рынке проката и комплектации звуковой аппаратуры — многие московские джаз-клубы и фестивали 1990-х — 2000-х гг. пользовались его помощью.

Последние годы жизни Виталий Ефимович Клейнот провёл в Израиле , тяжело болел, перенёс несколько операций.

Ушел из жизни в Израиле в 2013 году .

ВИА Шестеро Молодых

В 1977 году Григорий Безуглый , экс-гитарист группы « Круиз », появился на сцене по приглашению Виталия Клейнота, в составе ансамбля « Шестеро молодых ».

от 17 сентября 2019 на Wayback Machine

В 1978 году Клейнот обратил внимание на молодого солиста Расторгуева и пригласил его вокалистом в ВИА « Шестеро молодых » на место покинувшего коллектив Андрея Кирисова. Пару лет спустя к составу присоединился будущий фронтмен группы « Ария » Валерий Кипелов , а в сентябре 1980 году музыканты в полном составе объединились с ВИА « Лейся, песня ».

Записи

Саксофон Клейнота звучит на пластинках:

  • Джаз—67
  • Джаз—68
  • Господин Великий Новгород

Инструментальный Ансамбль П/У В. Клейнота

Оркестр П/у В. Клейнота

  • Что Было Однажды
  • С Любовью Встретиться, Из К/ф "Иван Васильевич Меняет Профессию"
  • 2005 Босса Нова: Всё Ещё Самая Красивая Музыка В СССР - Совсем Как На Земле
  • 2006 Босса Нова: По-Прежнему Самая Красивая Музыка В СССР - Лето Проходит

Автор джазовых композиций

  • «Это было недавно»
  • «Сказка для Аленушки» .

Фильмография

Семья

Дочери:

Примечания

  1. www.jazz.ru . Дата обращения: 20 февраля 2021. 20 января 2019 года.
  2. . Джаз-портал . Дата обращения: 20 февраля 2021. 31 марта 2022 года.
  3. (рус.) . «Джаз.Ру» . Дата обращения: 31 января 2024.
  4. . loveread.ec . Дата обращения: 16 февраля 2021.
  5. . flibusta.site . Дата обращения: 20 февраля 2021.
  6. . Джаз-портал . Дата обращения: 31 января 2024.
  7. Яндекс Дзен | Блогерская платформа . Дата обращения: 16 февраля 2021.
  8. . — С. 50-52. — 3 с. 1 февраля 2021 года.
  9. . Дата обращения: 31 января 2024.
  10. Владимир Марочкин. Дзен . Дзен.Платформа (28 сентября 2020).
  11. . saxbird.ru . Дата обращения: 23 января 2024.
  12. . brendoptom.ru . Дата обращения: 21 февраля 2021.
  13. Редакция журнала Теленеделя Журнал о Знаменитостях с Телепрограммой. . — Litres, 2020-01-23. — 80 с. — ISBN 978-5-457-72937-7 .
  14. (англ.) . Дата обращения: 16 февраля 2021. 25 февраля 2021 года.
  15. . Discogs . Дата обращения: 16 февраля 2021. 18 февраля 2021 года.
  16. . www.jazzesse.ru . Дата обращения: 20 февраля 2021. 9 сентября 2016 года.
  17. (англ.) . ruslania.com . Дата обращения: 20 февраля 2021.
  18. Редакция Джаз.Ру. . «Джаз.Ру» (2013—08—01). Дата обращения: 2021—02—15.
  19. . Discogs . Дата обращения: 16 февраля 2021. 18 февраля 2021 года.
  20. . Дата обращения: 16 февраля 2021. 23 февраля 2021 года.
  21. (англ.) . Дата обращения: 16 февраля 2021.
  22. (англ.) . Дата обращения: 16 февраля 2021.
  23. . Дата обращения: 16 февраля 2021. 22 февраля 2021 года.
  24. . persons—info.com . Дата обращения: 2021—02—15.
  25. . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 16 февраля 2021.

Ссылки

  • от 10 сентября 2019 на Wayback Machine
  • . svidetel.su . Дата обращения: 21 февраля 2021. 5 декабря 2020 года.
  • от 31 марта 2022 на Wayback Machine
  • от 18 февраля 2021 на Wayback Machine
Источник —

Same as Клейнот, Виталий Ефимович