Замена в середине сезона
- 1 year ago
- 0
- 0
Трито́новая заме́на , в расширенной тональности — замещение данной гармонии другой, которая включает те же звуки тритона и имеет ту же самую функцию и ту же, либо сходную, аккордовую структуру.
Сама возможность тритоновой функциональной замены обязана в первую очередь равномерно темперированному строю . Аккорды, образующиеся в результате тритоновой замены, представляют собой так называемые функциональные дубли , то есть гармонии-антиподы, исполняющие ту же функцию, но с основным тоном, отстоящим на тритон. Таким дублем, например, является «вторая доминанта» в виде структурно идентичного доминантсептаккорду аккорда увеличенной сексты на нII ступени, тритоновой по отношению к V ступени, в c-moll: des-f-as-h (аккорд на нII с увеличенной секстой des-h , благодаря энгармонизму звучащей как малая септима доминантсептаккорда) vs. g-h-f-as (доминантовый нонаккорд).
Тритоновые замены отмечаются в академической музыке XIX–XX веков (у Ф. Шуберта , Ф. Шопена , П. И. Чайковского , особенно А. Н. Скрябина ), широко используются в джазе ( Диззи Гиллеспи , вступление et passim), встречаются в популярной музыке (босса-нова «Девушка из Ипанемы» А. К. Жобина , тт. 6 и 8; песни В. П. Соловьёва-Седого «На лодке» [т. 38] и «Подмосковные вечера» [тт. 2, 4 вступления]).
Одно из типичнейших применений тритоновой замены — в блюзовом квадрате (двенадцатитактовом блюзе), где септаккорд на второй низкой используется вместо доминантсептаккорда, либо первый и второй аккорды намеренно сопоставляются. Например, в следующей схеме блюза в C-dur при отклонении в F-dur (тт.3-4) вместо септаккорда V ступени используется альтерированный аккорд на нII.
Стандартная схема блюзового квадрата:
I
C |
IV
F |
I
C |
I
C 7 |
IV
F |
IV
F |
I
C |
I
C |
V
G 7 |
IV
F 7 |
I
C |
I (V)
C (G) |
Блюзовый квадрат с тритоновой заменой в такте 4:
I
C |
IV
F |
I (C) = V (F)
C 7 |
нII (F)
G ♭ 7 ♭ 5 |
I (F) = IV (C)
F |
IV
F |
I
C |
I
C |
V
G 7 |
IV
F 7 |
I
C |
I (V)
C (G) |