Академическая электронная музыка
(
англ.
academic electronic music
,
electronic art music
) — вид
академической музыки
, при создании и исполнении которой используются
электронные музыкальные инструменты
и технологии
,
автономная
электронная музыка
. Артефакты академической электронной музыки связаны с поисками новаторского, «неакустического», звучания как такового, в совокупности с поисками новшеств в гармонии (см.
Сонорика
,
Микрохроматика
), ритмике, форме (см.
), инструментовке — в отличие от композиций
прикладной
электронной музыки, в основе которых лежат привычные слуху
тональная гармония
и гармонические техники (
секвенция
,
остинато
,
модуляция
),
акцентная тактовая метрика
, простые формы-конструкции (
рондо
,
вариации
,
сюита
и т.п.).
Краткая характеристика
В широком смысле термин «академическая электронная музыка» описывает музыкальное искусство
, которое основано на применении электронных и компьютерных технологий и в значительной степени опирается на лучшие традиции академической школы. К композиторам, работавшим в этом направлении, относятся
Лучано Берио
,
Карлхайнц Штокхаузен
,
Янис Ксенакис
,
Дитер Кауфман
, частично
Дьёрдь Лигети
,
Луиджи Ноно
,
Бруно Мадерна
,
Пьер Булез
,
Янку Думитреску
и другие. В кругу профессиональных музыкантов «академической электронной музыкой»
называют творения наиболее известных композиторов, работавших в сфере
музыкального авангарда
,
экспериментальной
и
альтернативной музыки
(«
электроакустической
», «
конкретной
», «
акусматической
», «
спектральной
», «
», «
компьютерной
» и т. д.) —
Эдгара Вареза
,
Пьера Шеффера
,
Макса Мэтьюса
, частично
Генри Коуэлла
,
Милтона Бэббитта
,
Анри Пуссёра
,
Джона Кейджа
,
Эдуарда Артемьева
,
Софию Губайдулину
,
Эдисона Денисова
,
Шандора Каллоша
,
Михаила Чекалина
.
В западных странах академическая электронная музыка изучается и создаётся чаще всего в центрах при университетах (например,
в
Стэнфордском университете
) и в государственных учреждениях, таких как общественные радиостанции в Германии и Франции или исследовательские центры наподобие
IRCAM
и
.
Современная академическая электронная музыка включает произведения, созданные с использованием
семплирования
и
синтезирования
, а также при помощи традиционных музыкальных инструментов, звуки которых подвергаются электронной обработке
. Её аудиторией являются небольшие сообщества академических музыкантов и исполнителей, члены которых чаще всего склонны видеть электронную музыку как элитную и интеллектуальную, а не как популярную и общедоступную
.
Развитие академической электронной музыки привело к появлению на рубеже 1960—1970-х годов различных форм популярной электронной музыки.
См. также
Примечания
-
Collins N., d’Escriván J.
.— Cambridge University Press, 2007. 287p. (Cambridge companions to music)
ISBN 9780521868617
-
Emmerson S.
: [
31 октября 2016
]. — Ashgate Publishing, 2013. — С. 75. —
ISBN 9781409493716
.
«This can already seen in one English language description used about certain genres of electroacoustic music. In this field the term 'art' music is often replaced with 'academic' music»
-
Collins N., d’Escriván J.
.— Cambridge University Press, 2007. 287p. (Cambridge companions to music)
ISBN 9780521868617
-
Yabsley A.
от 18 июня 2012 на
Wayback Machine
// Back to the 8 bit. A Study of Electronic Music Counter-culture. 3.02.2007.
«In terms of musicality, as with
electronic art music
, it is primarily concerned with timbre and takes little regard of pitch and rhythm in a classical sense…»
-
Montanaro L. K.
11 сентября 2008 года.
// DMA thesis. Austin: The University of Texas at Austin, 2004
«In 1969, a portable version of the studio Moog, called the Minimoog, became the most widely used synthesizer in both popular music and
electronic art music
»
-
, p. 6: «In academia, electronic music has referred to works composed in or near universities ... or governmental institutions ...».
-
К этому виду электронной музыки нередко применяются эпитеты «классическая», «серьёзная», «интеллектуальная», «
концептуальная
» и другие.
-
Артемьев Э.
от 20 июня 2013 на
Wayback Machine
// Интервью Д. Бояринову. OpenSpace.ru, 2.12.2009.
от 26 октября 2012 на
Wayback Machine
«С другой стороны, существует академическая электронная музыка, которая ушла в эксперимент. Это музыка для небольшого круга людей и фестивалей, где решаются проблемы даже не музыкальные, а математические или программные».
-
Артемьев Э.
от 15 марта 2012 на
Wayback Machine
// e-music.ru, 2006.
-
Дмитрюкова Ю.
5 июня 2013 года.
// «Музыкальная академия». № 2, 2003. с.90—98
-
Артемьев Э.
от 26 октября 2012 на
Wayback Machine
// Интервью В. Белунцову. Сайт Э. Артемьева
Ну, я бы мог назвать «Электронную поэму» Вареза (это, кажется, 1956-й год), затем «Печное действо» Штокхаузена (Очевидно, имеется в виду «Пение отроков в пещи огненной» — В. Б.), далее «Одиночество» Франциско Байля, — это чисто
академическая электронная музыка
, созданная на синтезаторе и с использованием монтажа — ещё не было
Pro Tools
, и она монтировалась на плёнке…
У меня давно есть неудовлетворенность тем, что
электроника академическая
пошла по пути экспериментаторства. Эксперимент стоит выше всего. Какие-то звуковые открытия считаются главным, а об остальном как-то забывают. Все бесчисленные фестивали демонстрируют именно это. Сама музыка, музыкальная концепция становится не очень важна, и это печально.
-
↑
, p. 6.
Литература
-
Володин А.А.
Электронные синтезаторы и электронная музыка. В кн.: Володин А.А. Электромузыкальные инструменты. М., 1979, с. 159-178 (очерк развития экспериментальной электронной музыки в России и за рубежом).
-
Demers J.
Listening through the noise: The aesthetics of experimental electronic music. Oxford: Oxford University Press, 2010.
ISBN 9780195387650
.
-
The Cambridge companion to electronic music, ed. by N. Collins and J. d'Escriván. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.
ISBN 9780521688659
.
Ссылки
-
Collins N., d'Escrivan J.
. — Cambridge University Press, 2007. — 287 p. — (Cambridge companions to music). —
ISBN 9780521868617
.
-
Demers J.
. — Oxford University Press, 2010. — P. 6. —
ISBN 9780199774487
.