Иезуитские коллегии (колледжи) — среднее образовательное учреждение. Первые колледжи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561)
.
Весь курс обучения в иезуитских коллегиях составлял 5 лет, на протяжении которых воспитанники осваивали программу колледжа. В программу колледжа входили латинский и греческий языки, античная литература,
катехизис
на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания.
Коллегии состояли из двух отделений младшего и старшего:
Младшее отделение
состояло в свою очередь из классов:
грамматического
(младший, средний, старший классы),
гуманитарного риторического
(2 года обучения). Содержание обучения — «
семь свободных искусств
»:
Старшее отделение высшего типа
заключалось в 3-летней подготовке артистического (подготовительного) факультета
университета
.
Семинарии
Семинарии — образовательное учреждение высшего уровня (коллегии высшего типа).
Академии
Академия — образовательное учреждение высшего уровня, направленное на подготовку: теологов, церковных юристов, преподавателей (только выпускников коллегий).
Образование учителей:
2 года — совершенствование полученных знаний и навыков, специальная проверка в ходе
новициата
;
3 года — изучение философии;
2 года — педагогическая практика под руководством опытных наставников, ведение педагогического дневника;
4 года — изучение теологии, совершенствование светских наук.
Вся организация и деятельность учебных заведений регламентировалась уставом 1599 года. Изменения были внесены лишь в 1832 году. К началу XVIII века насчитывали около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе 20 университетов.
Устройство обучения
Иезуитское обучение было организованно следующим образом
:
Упражнения и регулярные повторения, обучение — от лёгкого к трудному
. Учебный день начинали с повторения предыдущего урока. Точно так же учебную неделю начинали с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывали обзором пройденного в предыдущем году. Начало занятий в «классах риторики» предваряли кратким повторением материала «грамматических классов». Девизом служил лозунг: «
Важнее основательность, чем объём знания
».
Ежемесячные
конкурсы сочинений
.
Прочность знаний
как способ устранения сомнений и дисциплинированности ума.
Отработанная методика лекций
, построенная на устной последовательности изложения материала в несколько приёмов:
Полное изложение.
Анализ содержания лекций по частям.
Дополнение историческими и другими справками.
Стилистический анализ первоисточников.
В философии ведущее место отводили
Аристотелю
и
Фоме Аквинскому
. Всех античных авторов (приоритетно
Цицерон
) подгоняли к целям иезуитского воспитания, осознано пренебрегали гуманистическим содержанием произведений античной культуры, поощряли осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы.
Комфортность коллегий
— помещения просторны, удобны, чисты и хорошо оборудованы.
Принцип здорового образа жизни
— хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников (занятия
гимнастикой
, верховой ездой, плаванием,
фехтованием
).
Занятия не более 5 часов в сутки
, обязательные поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким — 180 дней и прерывали частыми каникулами.
Воспитательная система
Стремясь воспитать преданных последователей католической церкви — «христовых воинов», способных противостоять идеям
протестантизма
, иезуиты для своих учебных заведений разработали чёткие правила образовательно-воспитательной деятельности
, изложенные в детально разработанном «Школьном уставе». Этот документ, принятый ещё в 1599 году, сохранял свою силу вплоть до 1832 года.
В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей.
Принципы воспитания
Воспитание направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.
Методы стимулирования:
Основа
иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики;
Ежегодное торжественное проведение экзаменов
, сопровождающееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших; соревнование отдельных учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий;
Создание магистрата
среди лучших учеников с присуждением почётных званий, организация «академий» (прообразов школьных кружков);
Система поощрений
: почётные звания, почётные места в классе, занесение на доску почёта;
Система наказаний
: скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища;
Физические наказания
, допускаемые за проступки против религии. Исполняли светские лица («корректоры»);
Важное место отводили
светскому воспитанию
— правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника.
Этих методов достигали, прежде всего, жёсткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимный разбор поведения на собраниях, система доносительства.
Среди воспитанников иезуитов было немало крупных учёных, писателей, философов, политиков (
Ж. Боссюэ
,
Р. Декарт
,
П. Корнель
,
Ж.-Б. Мольер
и др.). Позже некоторые из них отреклись от своих учителей.
Вольтер
, например, писал: «
Отцы
научили меня лишь немного латыни и глупостям
». Ему вторил
Г. Лейбниц
: «
Иезуиты в деле воспитания остались ниже посредственности
».
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 12 марта 2016.
13 марта 2016 года.
Лявшук В. Е.
. — Гродно: ГрГУ, 2010. — С. 165—218. — 239 с. —
ISBN 978-985-515-341-3
.
29 мая 2018 года.
Лявшук В.Е.
. — Гродно: ГрГУ, 2010. — С. 76—95. — 239 с. —
ISBN 978-985-515-341-3
.
29 мая 2018 года.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С.100.
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.55.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.