Иерусалимский храм
- 1 year ago
- 0
- 0
Иерусали́мский собо́р ( Апостольский собор ) — раннехристианский не вселенский церковный собор , проходивший около 49 года (по другим данным — в 50 или 51 году ) в Иерусалиме с участием апостолов , созванный для разрешения спора между Павлом и некоторыми иудеями-христианами о том, должны ли христиане соблюдать Закон Моисея. Иерусалимский собор был важным событием в истории христианства, став прообразом вселенских соборов. Решение собора, именуемое как Апостольское постановление, заключалось в том, что новообращённым христианам было не обязательно выполнять обрезание мужчин для спасения через веру в Христа. При этом по настоянию Иакова христианам не евреям предписывалось соблюдать лишь законы Ноя , а именно сохранялся запрет на приём в пищу части живого животного, прелюбодеяние и идолопоклонство .
Гонения на христиан со времён убийства мученика Стефана стали усиливаться из-за проповеди Евангелия неиудеям. Некоторые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию и проповедовали там не только евреям, но и грекам, обратив в христианство большое количество людей. Между 45 и 49 годами апостолы Павел и Варнава основали южно-галатские церкви Антиохии в городах Писидия, Икониум, Дербе и Перге, населённых преимущественно не евреями. Видя огромное количество обращённых среди не евреев, зилоты стали бить тревогу. В личной беседе апостола Павла с Петром , Иаковом и Иоаном апостолы одобрили миссию Павла к язычникам (Гал. 2: ). Однако недавно обращённые фарисеи роптали, требуя чтобы верующие, называемые как и все верующие «братьями» (Гал. 2: 1 — 10), примкнувшие «из язычников», делали обрезание и соблюдали в полном объёме Закон Моисея.
Новый Завет дважды сообщает о соборе — в рассказе апостола Луки ( Деян. ) и в рассказе апостола Павла ( Гал. ). Причиной созыва собора послужило то, что «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» ( Деян. ). Также в Послании к Галатам , апостол Павел упоминает о разногласии с апостолом Петром , упрекая его в нежелании есть вместе с гоями при иудеях ( ). Это разногласие могло послужить причиной созыва апостолов.
На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме , левирата , а также множества обрядовых ритуалов , введённых книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё сам Христос . Несмотря на это, уверовавшие из евреев всё так же соблюдали традиции и обряды, установленные старцами ( Деян. ), а также правила кашрута , и другие законы Торы .
Встречается мнение, прежде всего в адвентизме , что, если «Закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян. ), то христиане из язычников, посещая собрания, могли постепенно изучать Закон в полноте, им, для начала, было предписано воздержание от идоложертвенного , крови, удавленины и блуда , а также запрет верующим делать другим того, чего себе не хотят ( Деян. ). Однако, в сравнении с другими местами Нового Завета, описывающими враждебное отношение иудеев к новому учению и неприятие его последователей (Деян. , Деян. и пр.) оно представляется маловероятным.
Апостольское постановление об отказе от обязательного обрезания для крещения стало одним из первых шагов к отделению раннего христианства от иудаизма . Апостол Павел указывал, что Бог являет Богом как иудеев, так и язычников ( и не соглашался на обрезание апостола Тита . Однако призыв к несоблюдению закона Моисея привёл к расколу с такими группами иудеев верующих в Христа, как эбиониты .
Часто встречается ошибочное мнение, что это был единственный собор, на котором присутствовали апостолы ; однако они собирались и раньше, например, для избрания ( Деян. ) двенадцатого апостола — Матфия вместо отпавшего Иуды Искариота , для избрания и поставления семи диаконов ( Деян. ) и в других случаях.
После Иерусалимского собора Апостол Павел пишет « Послание к Галатам », в котором сообщает что « если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» . Это приведёт к конфликту апостола Павла с апостолом Петром, известному как .