Учитель богословия в
Эворе
и Мадриде; приобрел известность своей книгой о согласии свободной воли с дарами
благодати
и с божественным предопределением («Liberi arbitrii cum gratiae donis etc. concordia», Лиссабон,
1588
), в которой он пытался согласовать вероучение
Фомы Аквината
с мнениями иезуитов. В этом сочинении не только отвергалось безусловное предопределение, но и действие благодати до крайности ослаблялось. Против учения Молины, как противоречащего авторитету Фомы Аквинского, восстали
доминиканцы
, а многие
иезуиты
, получившие название
молинистов
, вступились за него. Для разрешения спора Папа
Климент VIII
назначил в
1598
г. Congregatio de auxiliis gratiae, в
1607
г. упраздненную папой
Павлом V
до разрешения вопроса. Этот спор возродился в
янсенизме
.
Труды
De liberi arbitrii cum gratiae donis, divina praescientia, praedestinatione et reprobatione concordia
, 4 тома, Lisbona, 1588; 2nd ed. Antwerp, 1595.
De jure et justitia
, 6 томов, 1593–1609.
Commentaria in primam partem divi Thomae in duos tomos divisa,
2 тома. Cuenca. 1593.
De primogeniorum hispanorum origine ac natura libri quatuor
. Lugduni, 1613.
Переводы на русский язык
Луис де Молина, ОИ. Согласие свободного решения с дарами благодати, божественным предзнанием, провидением, предопределением и отвержением (1595). Диспутация 52. Есть ли в Боге знание будущих контингентных [вещей]? И каким образом свобода решения и контингенция вещей согласуются с ним? Приложение: фрагменты из диспутаций 47, 49, 50 и 51 части IV «О предзнании Бога». Перевод с примечаниями В.Л. Иванова
С. 213–275.
De Hispanorum primogeniorum origine ac natura
, 1588