Interested Article - Всемирная выставка (1862)

Всеми́рная вы́ставка 1862 года — вторая всемирная выставка , проходившая в Лондоне с 1 мая по 1 ноября 1862 года, рядом с садами Королевского общества садоводов в Южном Кенсингтоне , где в наши дни располагается несколько музеев, в том числе — Музей естественной истории и Музей науки .

Подготовка

Британскую промышленность поразил экономический кризис 1857—1858 годов, который приобрёл характер всемирного. В 1861—1862 годах наступила глубокая депрессия. Это произошло в дни выставки 1862 года. Вот свидетельство современника, написанное в день её открытия :

Дела очень плохи… Манчестер совсем в крайности. Ланкашир совсем изнемогает. Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис .

Гражданская война в США , начавшаяся в 1861 году, привела к приостановлению поступления американского хлопка в Англию. Это вызвало массовые закрытия хлопчатобумажных фабрик . Но английское руководство сделало всё, чтобы выставка состоялась.

Организация

Интерьер Дворца искусств и промышленности

В выставке приняли участие более 28 000 участников из 36 стран, за исключением США, которые были заняты Гражданской войной . Отделы выставки (всего 25) были созданы по принципу «одна страна — один отдел». Однако под экспонаты Англии отводилось шесть отделов (с 20 по 25) . Крупнейшая английская экспозиция занимала более половины выставочной площади (более 10 тысяч экспонентов, включая порядка 700 — из колоний). Следующей по площади стояла экспозиция Франции — около 13,5 тыс. м² и более 3500 производителей. Среди крупнейших экспонентов выставки были Германия ( Немецкий таможенный союз Пруссия и др.) — 7,7 тыс. м² , Австро-Венгрия и Бельгия — около 5,0 тыс. м² каждая, Россия и Италия — более 1,7 тыс. м² каждая. Остальные страны занимали менее 1000 м² ( Швейцария , Швеция , Норвегия , Дания , Голландия , Испания , Португалия , Рим , Греция , Турция , Египет , Тунис , Коста-Рика , Гватемала , Бразилия , Эквадор , Перу , Уругвай , Венесуэла , Босния ) .

Местом выставки был выбран Южный Кенсингтон в Лондоне, где сегодня стоит музей естественной истории. Постройка кирпичных зданий (с использованием 12 000 тонн чугуна ) на 21 га обошлась в £300 тысяч, вырученных с Всемирной выставки 1851 года . Здание возвели за 12 месяцев, стоило оно более двух с половиной миллионов фунтов стерлингов . Художественные галереи заняли три стороны южной зоны, где особое внимание уделили освещению, чтобы не допустить бликов. Следом шли «Производственные здания», объединённые под стеклянными куполами 45×80 м — самыми грандиозными на тот момент. Фахверковая «Машинная галерея» была единственной постройкой, позже перенесённой на Принс-Консорт-Роуд .

Ротонду , поддерживавшую стеклянный купол, венчал слоган :

О Боже! От Тебя снисходят на Землю богатства и слава. Ты царствуешь над всем, в деснице Твоей заключается могущество и сила, и только Ты один можешь сделать человека великим!

Открытие выставки состоялось 1 мая 1862 года. Королеву Викторию представлял её кузен герцог Кембриджский . Вступительные слова произнёс граф Гранвиль , возглавлявший группу организаторов мероприятия .

1 ноября 1862 года состоялась официальная церемония закрытия, однако выставка для посетителей оставалась открытой до 15 ноября 1862 года. Выставку посетили около 6,1 миллиона человек при планировавшихся 11 миллионов .

Парламент отклонил предложение правительства приобрести здания выставки, которые позже были проданы и использованы в строительстве Александра-палас .

Экспонаты

Вычислительная машина Бэббиджа

На выставке было представлено 29800 экспонатов . Выставка демонстрировала успехи промышленной революции после Всемирной выставки 1851 года . Среди экспонатов отмечены электрический телеграф , подводный коммуникационный кабель , пластик, ткацкие и прочие станки, вычислительная машина Бэббиджа , хлопчатобумажная прядильня . На выставке демонстрировалось применение резины , где российские производители были особенно отмечены , и Бессемеровский процесс в сталелитейном производстве. Прототип холодильника произвёл сенсацию .

Был также ряд менее масштабных товаров: ткани, ковры, скульптуры, мебель, посуда, фарфор, изделия из серебра и стекла, обои .

Ниф Западной галереи. Стереоизображение 1862 года

Художественная выставка впервые проводилась полномасштабно, отдельно от промышленных экспонатов . Свои художественные работы представил Уильям Моррис . Впервые за всю историю выставок свои картины представила Турция: сын турецкого посла Пол Мусурус-Бей (1840—1927) выставил портреты и картины повседневной турецкой жизни .

продемонстрировал фотокарточки народов Индии .

Локомотив «Дама озера» № 531 произвёл впечатление на выставке

сделал 350 стереоизображений выставки для Лондонской стереоскопической компании. При этом использовался новый коллодионный процесс . Эти снимки продавались желающим в коробках, а также специальным посланником были доставлены королеве, которая смогла оценить выставку, не оставляя своего траура по мужу .

Лондонская железнодорожная компания представила пассажирский экспресс № 531 «Дама озера» ( англ. Lady of the Lake ). Его «собрат» — локомотив № 229 Watt в том же году стал известен из-за инцидента с судном Trent . «Дама озера», получившая на выставке бронзовую медаль, стала столь популярной, что весь класс локомотивов начали называть «Дамы озера» .

Инженер-технолог мануфактурного совета Министерства финансов Николай Филиппович Лабзин сообщал, что на выставке никаких совершенно новых механизмов не нашлось, отчего «в век таких громадных успехов машинного дела трудно ожидать ещё чего-нибудь нового, которое могло бы сделать переворот в промышленном мире». Но через несколько лет появились электродвигатели, и век пара начал стремительно уступать место новому виду энергии .

В это же время здесь прошёл международный шахматный турнир 1862 года .

В середине выставки, 12 июня / 11 июля , лучшим из более чем 25 тысяч её экспонатов было присуждено 7 тысяч медалей и 5300 почётных отзывов , что больше, чем в 1851 году, но меньше, чем на предыдущей Всемирной выставке в Париже . Оценки проводились по 36 категориям (классам), на которые были подразделены все выставленные предметы .

Российская делегация

В силу ряда причин (одна из главных — крепостничество ) промышленный переворот в России произошёл позже передовых стран Запада. Накануне, в 1861 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка русской мануфактурной промышленности, и наиболее выдающиеся экспонаты заняли достойное место и на всемирной выставке в Лондоне .

В выставке приняли участие 659 представителей . Несмотря на отсутствие оригинальности и некоторое однообразие представленных товаров, российскую делегацию отметили 177 медалями (98 из которых — за сырьевые продукты) и 128 почётными отзывами жюри .

Российская художественная экспозиция за подражание западному искусству получила невысокие оценки . На выставке появились 77 картин и гравюр художников Антона Павловича Лосенко , Карла Петровича Брюллова , Александра Андреевича Иванова , Сильвестра Феодосиевича Щедрина , Ивана Константиновича Айвазовского , Павла Петровича Чистякова . Среди работ художественной чеканки лучшими признаны памятник Екатерине Второй работы Феликса Шопена и выполненная по рисунку профессора Николая Степановича Пименова группа, изображающая идолов X века . Единственным представителем цветной печати из России был Максимилиан Фаянс из Варшавы , представивший альманахи в тёмной хромолитографии с портретами правителей России .

В промышленном разделе приняли участие около 750 российских представителей, выделяясь товарами химического ( замша , кожа ) и текстильного производства (одеяла, оренбургские платки ). Отмечены одобрением господина Фидлера из Окатова и господина Тило чёрные сукна , а также кашемиры , орманы, шелка высокого качества и окраски. Значительный успех выпал на долю «Российско-Американской резиновой мануфактуры», которую удостоили двух золотых медалей: за усовершенствование отделки резиновых галош и за превосходные резинотехнические изделия — машинные приводные ремни . Восторг вызвал российский ковёр из тюленьей кожи .

Домашняя металлическая посуда — самовары , кофейники , лампы — была в основном отменного качества .

Посетителей поразили колоссальные куски графита весом 4-8 пудов (65,5 — 131 кг), две фарфоровые вазы диаметром около одного метра , яшмовая колонна коринфского ордера высотой более 3 метров с Екатеринбургской гранильной фабрики (удостоены медалями) , самый большой из когда-либо экспонированных кусков нефрита из Иркутска , две огромные хрустальные вазы Петербургского Императорского завода .

Золотой медали удостоилось горного инженера Павла Матвеевича Обухова стальное орудие 12-фунтового калибра, точность которого не изменилась после 1000 выстрелов (сегодня находится в артиллерийском музее Санкт-Петербурга ). В области вооружения наградами также отмечены: пушечный лафет новой конструкции, изготовленный Кронштадтским казённым заводом, сделанная из слоновой кости и меди господином Фёдоровым модель 111-пушечного корабля «Николай I», а также сабельные клинки Златоустовской казённой фабрики .

Большая часть сельскохозяйственных сырьевых продуктов ( щетина , воск , стеарин , лён , пенька , шерсть) также получила медали .

Музыка

В отличие от Всемирной выставки 1851 года побеспокоилось о музыкальном сопровождении. Музыкальный критик Генри Чоли рекомендовал произведения Уильяма Стерндейла Бернетта , Джакомо Мейербера , Даниэля Обера и Джоаккино Россини . Последний уже не сочинял и потому отказался от сотрудничества. Вместо Россини пригласили Джузеппе Верди .

Уильям Стердейл Бернетт написал « Оду на открытие Всемирной выставки» ( англ. Ode Written Expressly for the Opening of the International Exhibition ) на слова Альфреда Теннисона , Мейербер сочинил праздничный марш « Fest-Ouvertüre im Marschstyl» , а Обер — триумфальный марш « Grand triumphal march» . Эти три композиции под управлением оркестра Майкла Косты прозвучали на торжественном открытии 1 мая 1862 года. Из-за политического подтекста, выражающего позицию итальянца-композитора, кантату Верди « » не включили в программу открытия . Она прозвучала впервые 24 мая 1862 года в Театре Её Величества .

Происшествия и видные гости

На открытии выставки 1 мая 1862 года один 70-летний член британского парламента упал с железнодорожной платформы. Несмотря на ушиб, он продолжил осмотр выставки, но скончался от развившейся с 19 числа гангрены .

Летом на выставке побывал Фёдор Михайлович Достоевский , впервые выехавший за границу :

Да, выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира в едино стадо; вы сознаёте исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество.

Ф. М. Достоевский «Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863

Известный русский педагог Василий Водовозов оставил описание педагогического отдела, впервые появившегося на Всемирной выставке .

Галерея

Примечания

  1. Ерофеев Н. А. Очерки истории Англии (1815-1917 гг.). — М. : ИМО, 1959. — С. 97. — 263 с.
  2. Зайцев В. П. // Новая и Новейшая история. — 2001. — № 4 . 11 марта 2022 года.
  3. Блан Луи. Письма об Англии / Антонович М. А.. — СПб. , 1866. — Т. 2. — С. 67-77.
  4. www.uefexpo.ru. Дата обращения: 23 августа 2017. 28 февраля 2022 года.
  5. International Exhibition of 1862 (LONDON). . — William Mackenzie, 1862. — С. 64, 103, 196. — 678 с. 28 февраля 2022 года.
  6. . — New York: D. Appleton & Company, 1868. — С. 413. — 848 с.
  7. International exhibition 1862. . — 1861. — 46 с. 28 февраля 2022 года.
  8. (англ.) . British History Online . www.british-history.ac.uk. Дата обращения: 15 декабря 2017. 28 февраля 2022 года.
  9. Edward David Mills. The National Exhibition Centre: a shop window for the world. — Crosby Lockwood Staples, 1976. — 116 с.
  10. Michael Tongue. . — Discovery Books, 2006. — 112 с. — ISBN 9789197211826 . 28 февраля 2022 года.
  11. Catherine Johns. . — Harvard University Press, 2008. — 216 с. — ISBN 9780674030930 . 28 февраля 2022 года.
  12. . — Cambridge University Press, 2014. — Т. 1. — С. 112, 117, 121-122. — 712 с. — ISBN 9781108067287 . 28 февраля 2022 года.
  13. Taliaferro Preston Shaffner, W. Owen. The Illustrated Record of the International Exhibition ... of All Nations, in 1862. — Cambridge University Press, 2014. — С. 223. — 410 с. — ISBN 9781108068611 .
  14. John Hannavy. . — Routledge, 2013-12-16. — С. 488. — 1629 с. — ISBN 9781135873271 . 28 февраля 2022 года.
  15. . Дата обращения: 30 декабря 2013. 28 февраля 2022 года.
  16. Nock O.S. . — London: Ian Allan, 1952. — С. 54. 28 февраля 2022 года.
  17. . rulex.ru. Дата обращения: 4 декабря 2017. 28 февраля 2022 года.
  18. Мезенин Н.А. 1862 год, Лондон. Стальная пушка Обухова. — Парад всемирных выставок. — М. : Знание, 1990. — 160 с.
  19. Sylvia Lovina Chidi. . — Lulu.com, 2014-06-08. — С. 28. — 509 с. — ISBN 9781291908800 . 28 февраля 2022 года.
  20. Стасов В. В. . — Избранные сочинения в трёх томах. — Искусство, 1952. — Т. 1. Живопись. Скульптура. Музыка. 28 февраля 2022 года.
  21. Charles Lowe. . — T. F. Unwin, 1892. — С. 26. — 646 с. 28 февраля 2022 года.
  22. The Works of Giuseppe Verdi / Robert Montemorra Marvin. — Chicago and Milan: University of Chicago and Ricordi, 2007. — Т. 1. — (4). — ISBN 0226853284 .
  23. Roberta Montemorra Marvin. . — Routledge, 2017-07-05. — 217 с. — ISBN 9781351541442 . 28 февраля 2022 года.
  24. Gregory W. Harwood. . — Routledge, 2012. — С. 375. — 466 с. — ISBN 9780415881890 . 28 февраля 2022 года.
  25. "The Late Mr Slaney, M.P.". Shrewsbury Chronicle . 23 May 1862. p. 4.
  26. Достоевский Ф. М. . — 1863. — 73 с. 23 августа 2017 года.
  27. Водовозов В. Педагогический отдел Лондонской всемирной выставки // Журнал минист. народн. просвещения. — № 10 . — С. 27-44 .

Литература

  • Мезенин Н. А. . — М. : Знание, 1990. — 160 с.
  • Стасов В. В. . — Избранные сочинения в трёх томах. — М. : Искусство, 1952. — Т. 1. Живопись. Скульптура. Музыка.
  • Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. — М. : Искусство, 1863. — 73 с.
  • Водовозов В. И. Педагогический отдел Лондонской всемирной выставки // Журнал минист. народн. просвещения . — № 10 . — С. 27-44 .
  • Dishon, Dalit. South Kensington’s forgotten palace : the 1862 International Exhibition Building (англ.) // 3 vols. : PhD thesis. — University of London, 2006.
  • Hollingshead, John. . — London: her Majesty's Commissioners, 1862. — 183 с.
  • Hunt, Robert. Handbook of the Industrial Department of the Universal Exhibition 1862. — 2 vols. — London, 1862.
  • Tongue, Michael. . — Discovery Books, 2006. — 112 с. — ISBN 9197211826 .
  • Hosmer, Harriet Goodhue. (англ.) // (Series 1) : magazine. — 1859–1860. — Vol. II . — P. 8—9 .

Ссылки

  • (англ.) . Official website of the BIE . Bureau International des Expositions. — официальный сайт. Дата обращения: 22 декабря 2017.
  • (англ.) (31 августа 2003). — заметка о выставке 1862 года. Дата обращения: 22 декабря 2017. 11 марта 2016 года.
  • (англ.) . Scinece & Society Picture Library . — изображения с выставки. Дата обращения: 22 декабря 2017.
  • . Survey of London: Volume 38, South Kensington Museums Area (англ.) . British History Online 137—147 (1975). Дата обращения: 22 декабря 2017.
Источник —

Same as Всемирная выставка (1862)