Пеппер Поттс
- 1 year ago
- 0
- 0
Артур Эдвард Пеппер младший ( англ. Arthur Edward Pepper, Jr. ), более известен как Арт Пеппер ( англ. Art Pepper ) — американский джазовый музыкант, саксофонист, кларнетист, бэнд-лидер. Один из знаковых джазменов вест-кост-джаза
Родился в 1925 году в Калифорнии. Отец, моряк торгового флота и мать, умершая, когда Арту Пепперу было четырнадцать, были алкоголиками, поэтому молодой музыкант с юности воспитывался бабушкой отца. Он рано начал интересоваться музыкой и демонстрировать способности к ней, и стал брать уроки. В девять лет Арт Пеппер освоил кларнет, в 13 начал играть на альт-саксофоне в составе сначала Gus Arnheim’s band , а затем Lee Young’s band Декстера Гордона и сразу же нашёл поклонников своей игры в одном из негритянских (Арт Пеппер стал одним из первых музыкантов, игравших в совместных коллективах ) клубов на Центральной авеню.
В семнадцать лет Арт Пеппер стал профессиональным музыкантом, присоединившись к Бенни Картеру , а затем к оркестру Стэна Кентона . В 1943 года Арт Пеппер был призван в армию, служил в военной полиции в Лондоне , где поддерживал форму с британскими коллективами. После войны музыкант вернулся в Лос-Анджелес и продолжил работу в Kenton Innovations Orchestra . В этом оркестре он работал до 1951 года, после чего начал работать с различными коллективами, выступая и как бэнд-лидер, и как сайдмен. В 1957 году Арт Пеппер подписал контракт с Contemporary Records .
К 1950-м годам Арт Пеппер стал расцениваться как один из лучших альт-саксофонистов в джазе, уступая первенство лишь Чарли Паркеру (по оценке читателей журнала Down Beat 1952 года). Однако его называли при этом одним из немногих саксофонистов, кто смог избежать подражания Паркеру. Вместе с такими известными джазменами, как Чет Бейкер , Джерри Маллигэн и Шелли Мэнн он ассоциировался с так называемым джазом западного побережья ( ), который контрастировал с джазом восточного побережья, где главными фигурами тогда были Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи и Майлз Дейвис .
С 1952 года музыкант лечился от героиновой зависимости, а в 1954 году музыкант впервые получил тюремный срок. С этого времени его карьера постоянно прерывалась на заключение и лечение (1954—1956, 1960—1961, 1961—1964, 1964—1965, при этом некоторые его преступления были связаны уже с грабежами ), но каждый раз он возвращался и снова выходил на прежний уровень. В 1961—1965 годах Арт Пеппер отбывал наказание в Сан-Квентин , после отбывания наказания в конце 1960-х лечился в центре реабилитации Synanon , где он встретил свою жену Лауру. Особенно ярким стало возвращение Арта Пеппера в середине 1970-х, после метадоновой терапии и при поддержке своей жены, и к этому времени относятся одни из самых его ярких работ, в том числе и на кларнете. Последние годы своей жизни Арт Пеппер «пытался наверстать упущенное, выступая каждый раз не на жизнь, а на смерть, гастролируя по всему миру, поучаствовав в записи более сотни альбомов».
В 1979 году его жена выпустила биографию музыканта Straight Life а в 1981 году был выпущен телефильм «Заметки выжившего джазмена»
Арт Пеппер умер 15 июня 1982 года от кровоизлияния в мозг.
Карьеру Арта Пеппера делят на три части : раннюю (1950-е), когда Пеппер выступал в основном как бэнд-лидер:
Ранний звук Пеппера был холоден как сухой лёд, с безупречным интонацией и вибрато
Оригинальный текст (англ.)Pepper's early tone was cool, dry-ice with impeccable intonation and vibrato
среднюю (1960-е):
Звук Пеппера стал потрёпанным в драке, выдавая голые эмоции которые он выдувал из своей трубы до конца своей жизни
Оригинальный текст (англ.)Pepper's tone began to fray, betraying the naked emotion he would emit from his horn during the end of his life
и позднюю (1970-е):
Пеппер полностью перестроился и стал бесконечно страстным
Оригинальный текст (англ.)Peppers is fully reconstructed and infinitely impassioned.
В начале своей карьеры Пеппер играл в светлых воздушных тонах, посредством которых он достигал редкой эмоциональности, которая отражала его восхищение Чарли Паркером и те уроки, что он брал у Бенни Картера. После реабилитации и периода увлечения тенор-саксофоном, на котором он играл музыку в которой одновременно было влияние Лестера Янга и ощущение Джона Колтрейна , Пеппер развивал крепкий с боповыми корнями стиль альт-саксофона, который сохранил большую часть его богатой мелодикой игры начала карьеры.
Оригинальный текст (англ.)Early in his career Pepper played with a light airy tone, through which burned a rare intensity of emotion that reflected his admiration for Charlie Parker and the lessons he learned playing with Carter. After his rehabilitation and a period playing tenor saxophone, on which instrument he showed both the influence of Lester Young and an awareness of John Coltrane, Pepper developed a strong, bop-rooted alto style that retained much of the richly melodic elements of his earlier playing
С самого начала игра Арта сочетала в себе нежную деликатность звука с чистотой музыкальной темы…
Оригинальный текст (англ.)From the beginning Art’s playing combined a tender delicacy of tone with a purity of narrative line…
Харуки Мураками написал эссе о музыканте в Джазовых портретах , сказав что: «Мне не доводилось слышать Арта Пеппера „живьем“, однако в его многочисленных записях неизменно присутствует острое, граничащее с самоистязанием раздражение. Музыкант словно жалуется на свою долю: „То, что я сейчас играю, — на самом деле совсем не то, что мне хочется играть“. Какой бы замечательной ни была его игра, все равно после каждого соло кажется, что он колотит инструментом о стенку. Нам нравится слушать Арта Пеппера. Однако вряд ли кто вспомнит хотя бы одну из его счастливых записей. Честный падший ангел Пеппер играл, не жалея себя. Альт-саксофон, как и полагается, был всегда с ним».