Interested Article - Браун, Рэй
- 2021-07-30
- 2
Рэй Браун ( англ. Ray Brown ; 13 октября 1926 — 2 июля 2002 ) — американский джазовый музыкант, один из лучших джазовых контрабасистов . В основном, его творчество можно отнести к жанру бибоп . Его игра отличается точностью, красотой и отличимостью звука, полнотой и виртуозностью сделанных со вкусом басовых соло , устойчивым развитым динамичным свингом .
Он играет настолько совершенные ноты, как будто бы сидел всю ночь, устанавливая пальцы в наилучшие позиции для игры. Он - Бах среди басистов
—
Рэй Браун оказал очень большое влияние на манеру исполнения и технику игры многих джазовых басистов .
Биография и карьера
Рэй Браун родился в Питтсбурге, 13 октября 1926 года. Его первым инструментом было фортепиано , уроки которого Рэй Браун стал брать с восьми лет. Его отец хотел, чтобы Рэй Браун играл как Фэтс Уоллер , и в том возрасте Рэй играл его произведения на память. Затем, отец захотел, чтобы Рэй играл как Арт Тэйтум . Как вспоминает сам Рэй Браун
… Это было уже несколько сложнее. Но это не было причиной тому, что я оставил игру на фортепиано. Я не мог найти себя в фортепиано. Оно не давало мне того, что я хотел. Кроме того, я был в школьном оркестре, а там было четырнадцать пианистов…
Рэй хотел играть на тромбоне , но семья не могла себе позволить купить инструмент (или, может быть, тромбон также не давал ему того, что он искал). В школе был контрабас, и Рэй начал играть на нём — к тому же ему некоторое время позволялось уносить его домой на выходные. Но все же, в конце концов, отцу пришлось купить ему инструмент.
Несмотря на то, что он уже имел предложения от профессиональных джаз-бэндов, мать заставила его окончить школу. Немедленно по её окончании в 1944 году, Рэй Браун покинул город и был занят в течение полугода в Jimmy Hinsley’s band , а затем в Luis (Snookum) Russell’s band . В тот момент Рэй Браун испытывал сильное влияние , басиста оркестра Дюка Эллингтона .
В 1946 году Рэй Браун счел себя достаточно подготовленным, чтобы попытать счастья в Нью-Йорке . Сразу по прибытии он направился в клуб на 52-й улице, где, наряду с известнейшими джазменами того времени, он встретил Хэнка Джонса, с кем был знаком, а тот, в свою очередь, познакомил его с Диззи Гиллеспи .
После того, как мы поговорили, Хэнк сказал: «Только что пришёл Диззи Гиллеспи». Я сказал: «Где?! Представь меня! Я хочу с ним встретиться». Хэнк представил меня…«Ты хочешь сыграть?» — спросил Диззи. Я был близок к инфаркту…
После прослушивания, восемнадцатилетний Рэй Браун был принят в группу. Наряду с ним и Диззи в ней играли Бад Пауэлл, Макс Роч и Чарли Паркер , а чуть позже добавился Милт Джексон . Рэй Браун оставался в оркестре Диззи до 1948 года. Тогда, в качестве приглашенного гостя, в концертах группы участвовала молодая певица Элла Фицджеральд . В 1948 году Рэй Браун оставил работу у Диззи Гиллеспи и в это же время женился на Элле Фицджеральд . C 1948 года по 1951 год Рэй Браун работал в трио вместе с Хэнком Джонсом и Чарли Смитом Брауном, где он был в том числе и музыкальным директором. Это трио наряду с собственной работой, аккомпанировало Элле Фицджеральд . В 1952 году Рэй Браун с Эллой Фицджеральд развелись, но остались добрыми друзьями на всю жизнь.
Ещё в 1949 году Рэй Браун встретил Оскара Питерсона , джазового пианиста , с которым впервые сыграл в том же году на Jazz at the Philharmonic concert, а с 1951 года началась совместная работа, которая продолжалась вплоть до 1966 года. Также в этот период Рэй Браун работает с Milt Jackson Quartet , который через год превращается в именитый Modern Jazz Quartet . Кроме того, Рэй Браун гастролирует с проектом Jazz at the Philharmonic.
В 1966 году Рэй Браун переехал в Лос-Анджелес , что вызвало панику среди живущих там басистов , решивших, что Рэй Браун отнимет у них студийную работу. Браун в самом деле стал весьма востребованным студийным музыкантом, однако он кроме того занимался продюсированием и менеджментом . В то время им были написаны пособия для игры на контрабасе , и там же он разработал свой отличительный знак — инструмент, представляющий собой гибрид контрабаса и виолончели и ставший предшественником . Многие молодые басисты Лос-Анджелеса в конце концов поняли, что ошибались в прогнозах. Рэй Браун не только не отнял у них работу, но и напротив, выступил талантливым преподавателем и менеджером, продвигающим молодые таланты .
С 1972 года сотрудничает с Дюком Эллингтоном , в 70-е годы басист руководит известными джазовыми фестивалями Monterey и Concord.
C 1974 года по 1982 год, Рэй Браун выступал и записал несколько альбомов с гитаристом Лориндо Альмейдо, саксофонистом и флейтистом Бадом Шэнком и барабанщиком Шелли Мэнном , которого после 1977 года заменил Джефф Хамильтон. Группа выступал под названием .
В течение своей долгой карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами. В 90-х Браун создает свой всемирно известный проект « », в котором он играет с самыми именитыми музыкантами старого и нового джаза.
Рэй Браун умер по дороге в Индианаполис , где должен был играть в концерте Jazz Kitchen, в то время, когда он вздремнул после партии гольфа. В соответствии с его инструкциями на случай смерти, на похоронах была организована вечеринка — джем-сейшн продолжался весь вечер.
Я просто играю на контрабасе уже почти шестьдесят лет. Я думаю… Басист должен всегда иметь прежде всего отличный ритм и отличный звук. Хорошо взаимодействовать с ансамблем.
Что такое джаз? Джаз — это чувство. Это зависит от тебя, от того, что эта музыка для тебя означает. Для разных людей — по-разному. Для меня джаз — доброе чувство, оно заставляет меня улыбаться, двигаться, притоптывать ногой.
Разные ощущения джаза чаще всего и не пересекаются, потому что те, кто по-другому чувствует, по-другому и играют. Я играю вот так — со свингом. И в коллективах, где я играл, всегда ценили именно это, иначе меня бы и не приглашали» .
По версии Рэй Браун занимает 4 место среди лучших джазовых музыкантов стиля хард-боп , 7 место среди лучшых джазовых басистов, его совместный с Дюком Эллингтоном альбом This One’s For Blanton занимает 106 место среди лучших джазовых альбомов.
Его песня «Gravy Waltz» в 1963 году была удостоена Грэмми как лучшая джазовая композиция, и дважды (1990, 1991) Рэй Браун в составе трио Оскара Питерсона был лауреатом премии в номинации «лучшее джазовое выступление»
Из книги « Джазовые портреты » Харуки Мураками :
В игре Рэя Брауна нет лишних хитростей. Он играет просто, по-деловому. Демонстрируя мастерские соло, вызывающие возгласы восхищения, Рэй Браун никогда не выставляет целиком весь арсенал коронных «штучек». Своей невозмутимостью он напоминает искусного собеседника, временами вставляющего в светскую беседу острое словцо. Рэй Браун четко знает, что главная цель контрабасиста — задавать ритм, указывая тем самым другим исполнителям на их место в музыкальном процессе. Все остальные «штучки» — всего лишь «скромный десерт», подавать который ему доставляет большое удовольствие. Слушая Рэя Брауна, чувствуешь, как рождается джаз, и к горлу подкатывает комок. В этом и заключается величие музыканта.
Дискография
Сольные работы (в качестве лидера)
- New Sounds in Modern Music (1946),
- Bass Hit! (1956),
- This is Ray Brown (1958), Polygram
- Jazz Cello (1960), Verve Records
- Ray Brown with the All Star Band (1962), Verve Records
- Featuring Cannonball Adderley (1962), Verve Records
- Much in Common with Milt Jackson (1962), Polygram
- Ray Brown with Milt Jackson (1965), Verve Records
- This One's for Blanton (c Дюком Эллингтоном ) (1972), Original Jazz
- The Giants (с Оскаром Питерсоном и Joe Pass ) (1974), Original Jazz Classics
- Hot Tracks (с (1975),
- Brown's Bag (1975),
- Overseas Special (1975),
- The Big 3 (1975),
- As Good as it Gets (1977),
- Something for Lester (1977), (Japanese)
- Tasty! (1979),
- Live at the Concord Jazz Festival (1979),
- Echoes from West (1981), Atlas
- (1982), Japanese
- Milt Jackson (1982), Brown Jam - (
- Soular Energy (1984), Groove Note/Concord Jazz
- One O'Clock Jump (1984), Verve Records
- Bye Bye Blackbird (1985), Paddle Wheel
- Don't Forget the Blues (1985),
- The Red Hot Ray Brown Trio (1985) Telarc (частично переиздан (2003)),
- Two Bass Hits (1988), Capri
- Bam Bam Bam повторный выпуск (1988),
- Georgia on My Mind (1989), LOB
- Moore Makes 4 (1990),
- Summer Wind: Live at the Loa (1990),
- 3 Dimensional: The Ray Brown Trio (1991),
- Ray Brown's New Two Bass Hits (1991)
- Bassface (1993),
- Black Orpheus (1994), Evidence
- Don't Get Sassy (1994),
- Some of My Best Friends Are ... The Piano Players (1994),
- Seven Steps to Heaven (1995),
- Some of My Best Friends Are ... The Sax Players (1996),
- Live at Scullers (1996),
- SuperBass (1997),
- Some of My Best Friends Are ... Singers (1998),
- Summertime (Ray Brown Trio, Ulf Wakenius (1998),
- Moonlight in Vermont (1998), Prevue
- Christmas Songs with The Ray Brown Trio (1999),
- Some of My Best Friends Are ... The Trumpet Players (2000),
- Blues for Jazzo (2000), Prevue
- Live at Starbucks (2001),
- SuperBass 2 (2001),
- In the Pocket (с /Ray Brown Sextet (2002),
- Some of My Best Friends Are ... Guitarists (2002),
- Walk On (2003),
- Live from New York to Tokyo (2003),
- Bassics: The Best of the Ray Brown Trio 1997-2000 (2006),
Как соисполнитель
- Quadrant (1977) с Милтом Джексоном , , Джо Пассом , Original Jazz Classics
- Rockin' In Rhythm (1977) с , Джимми Смитом ,
- As Good as It Gets (2003), Telarc, (2000),
- Tasty (1978) с Jimmy Rowles ,
- Breakin' Out (1987) с Джорджем Ширингом , ,
- Listen Here! (1989) с Gene Harris Quartet,
- Uptown: Songs of Harold Arlen с Дюк Эллингтоном и другими (1990) с Андре Превином , ,
- Old Friends (1991) с Андре Превином ,
- The More I See You (1995) c Оскаром Питерсоном , Кларком Терри , Бенни Картером ,
- Introducing Kristin Korb с the Ray Brown Trio (1996),
- Triple Play (1998),
- The Duo Sessions (2000) с Jimmy Rowles ,
- Triple Scoop (2002),
- Ray Brown, Monty Alexander, & Russell Malone (2002),
- Straight Ahead (2003) с Монти Александером и Хербом Эллисом ,
Как участник
- Lady Day (1952) с Билли Холидэй , ???
- Cosmopolite (1952) с Бенни Картером , Оскаром Питерсоном , , ???
- King of Tenors (1953) с Беном Уэбстером , ???
- Bounce Blues (1953) с Беном Уэбстером , ???
- Diz and Getz (1953) с , Stan Getz , ???
- Music For Loving: Ben Webster with Strings (1954) с Беном Уэбстером , ???
- Ella and Louis (1956) с Эллой Фицджеральд и Луи Армстронгом , ???
- The Poll Winners (1957) с , Shelly Manne , ???
- Coleman Hawkins Encounters Ben Webster (1957)
- Blossom Dearie (1957)
- Give Him the Ooh-La-La (1957)
- Once Upon a Summertime (1958)
- Blossom Dearie Sings Comden and Green (1959)
- My Gentleman Friend (1959)
- Oscar, Ray, and Milt: The Very Tall Band (1961) с трио Оскара Питерсона ,
- Night Train (1962, с трио Оскара Питерсона , Polygram
- These Are the Blues (1963) с Эллой Фицджеральд Verve
- Montreux '77 (1977) с Оскаром Питерсоном , Original Jazz Classics
- Soaring (1977) c , , ???
- Jackson, Johnson, Brown & Company (1983), Original Jazz Classics
- King of America (1986) c Элвисом Костелло , Columbia
- After Hours: Jazz Standards (1989),
- The Legendary Oscar Peterson Trio Live at the Blue Note (1990),
- Last Call at the Blue Note (1990) с Оскаром Питерсоном ,
- Saturday Night at the Blue Note (1990) с Оскаром Питерсоном ,
- Encore at the Blue Note (1990) с Оскаром Питерсоном ,
- Jazz Showcase (1994),
- Santa's Bag: An All-Star Jazz Christmas (1994),
- Frank Morgan: Love, Lost & Found (1995),
- Oscar and Benny (1998) с Оскаром Питерсоном , ,
- Jazz: Live from New York (2001),
Примечания
Ссылки
- от 3 марта 2008 на Wayback Machine
- от 5 марта 2008 на Wayback Machine
- от 22 декабря 2007 на Wayback Machine
- 2021-07-30
- 2