Моторикша
- 1 year ago
- 0
- 0
Ри́кша (сильно искажённое дзинрикися — яп. 人力車 , где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка») — вид транспорта , особенно распространённый в Восточной и Южной Азии: повозка (чаще всего двухколёсная), которую тянет за собой, взявшись за оглобли, человек (также называющийся рикшей, на Мадагаскаре таких людей чаще называют «пус-пус» — от фр. pousse-pousse — «толкай-толкай»). Повозка, как правило, рассчитана на одного или двух человек.
Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году ). Однако затем такие повозки из употребления вышли.
В Японии , откуда рикши распространились в другие азиатские страны, их появление относится к рубежу 1860-70-х гг. Это изобретение приписывается некоторыми американскому миссионеру по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.
По другой версии, идея рикши принадлежит трём японцам — Ёсукэ Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косукэ Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 году получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 года : темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 тыс. рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 тыс. рикш. Однако затем, с появлением автомобиля , их число стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 тысяч.
Сразу после Второй мировой войны , в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши ) являются элементом туристической индустрии.
Уже в 1870-е рикши стали появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е их было около 3000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Гонконге насчитывалось всего четверо рикш. Широко распространились рикши и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш ) рикши появились около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте .
В послевоенные годы там, где рикши не начали исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикши были запрещены ещё в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) с 1945 года прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. было запрещено их появление на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикш, что привело к уличным протестам и забастовкам.
Рикши распространены также в Южно-Африканской Республике .
Один из известнейших романов Лао Шэ « Рикша » посвящён жизни человека, вынужденного зарабатывать на жизнь данной профессией.
В СССР действовал неофициальный запрет морякам торгового флота на использование рикш (в том числе велорикш ) в качестве транспорта во время поездок в страны Юго-Восточной Азии , что неоднократно упоминается в советской литературе:
— Скажите, рикши ещё на свете есть? — спросил Мамайчук так неожиданно, что капитан невольно улыбнулся: так и бросает этого «неуправляемого» от земного ядра до рикш.
— Почему вдруг рикши?..
— Просто не верится, что где-то люди ещё ездят на людях. Один двуногий везет на себе другого. И не инвалида, а какого-нибудь паршивого колонизатора…
— Бечак называется такой велосипед, — сказал капитан, и лицо его нахмурилось.
Возможно, вспомнились ему чужие портовые города, стоянки рикш, где эти худые запыленные люди на трехколесных своих велосипедах зорко высматривают пассажиров, с криком бросаются на каждого, за полы хватают…
— На вид такой невинный велосипед с коляской. Но наш советский моряк никогда не сядет в ту коляску.
— Олесь Гончар , «Тронка»