Interested Article - Шагал, Белла Самойловна

Белла Самойловна Шагал (урождённая Розенфельд ; фр. Bella Rosenfeld Chagall , идиш בעלא שאגאל ‎; 14 декабря 1889 , Витебск 2 сентября 1944 , Нью-Йорк , Нью-Йорк ) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала , оказавшая большое влияние на его творчество.

Биография

Бася-Рейза Шмуйловна Розенфельд родилась 15 ноября 1895 года в Витебске, став восьмым ребёнком в хасидской семье. Отец, ювелир Шмуль-Ноах Ицкович, являлся попечителем витебской Талмуд-торы . Мать — Фрида Левьянт-Розенфельд .

До пятого класса Бася-Рейза Розенфельд училась в еврейской школе. После сдачи экзаменов в 1905 году перевелась в Витебскую Алексеевскую женскую гимназию . В гимназии преподавали «Закон еврейской веры» на русском языке, а в субботу евреи могли не посещать учебное заведение. Розенфельд изучала французский и немецкий языки. Через два года окончила гимназию с серебряной медалью и вместе с другой выпускницей витебской гимназии Теей Брахман подала документы на поступление на историко-философский факультет Московских высших женских курсов . Обучение стоило её родителям 100 рублей в год. Поступив в университет Бася-Рейза Розенфельд, русифицировала своё имя и стала Бертой Розенфельд .

Летом 1909 года, находясь в гостях у Теи Брахман в Витебске, Белла знакомится с 22-летним художником Марком Шагалом , который приехал погостить домой из Санкт-Петербурга.

«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).

Марк Шагал и Белла (1923)

Во время учёбы в высших женских курсах Берта занималась актёрским мастерством в студии Станиславского и работала в газете « Утро России ». Занятия в театре она прекратила из-за травмы полученной на репетиции . Берта успешно сдала экзамены в ноябре 1913 года, а в феврале 1914 года защитив две диссертации «Освобождение русских крестьян» и «Достоевский», получила диплом .

После возвращения Шагала из Парижа 25 июля 1915 года Берта выходит за него замуж. Спустя год у них рождается дочь Ида . Во время Первой мировой войны родственники Берты помогают Шагалу покинуть Санкт-Петербург и избежать воинской службы. В 1918 году вместе с Марком она возвращается в Витебск, где Шагала назначают Уполномоченным по делам искусства Витебской губернии. После этого, Шагалы переезжают в Москву, где из-за трудности с финансами Берте приходится продавать драгоценности. В 1922 году семья перебирается в Берлин, а в 1923 году — в Париж. В Европе Берта на европейский манер сменила имя и стала Беллой .

В 1931 году супруги отправляются в путешествие в Палестину. В конце 1920-х Белла перевела с русского на французский книгу мужа «Моя жизнь», а в середине 1930-х начала писать мемуары .

Во время Второй мировой войны в апреле 1941 года супругов лишили французского гражданства. В одном из марсельских отелей их арестовывают вместе с другими евреями. Находящийся во Франции американский журналист Вариан Фрай устраивает скандал, в результате которого местная полиция отпускает их . Спустя месяц Шагалы покидают Францию на корабле и перебираются в США. 2 сентября 1944 года Белла умирает в госпитале в городе Алтамон. По официальной версии Белла скончалась от сахарного диабета , однако по мнению её дочери Иды причиной смерти стала стрептококковая инфекция в горле. Её похоронили на кладбище Уэстчер Хиллз близ Нью-Йорка. На 30-й день после смерти Беллы Комитет еврейских писателей, художников и учёных устроил в Карнеги-холл вечер, посвящённый её памяти, где собралось более двухсот человек .

После смерти Беллы Марк Шагал и их дочь Ида издают её книги — «Первая встреча» и «Горящие огни» .

Библиография

  • Горящие огни / Иллюстрации Марка Шагала. Пер. с фр. Н. Мавлевич. Послесл. и примеч. Н. В. Апчинской. — М.: Текст, 2001. — 348, [4] с., ил., портр. — ISBN 5-7516-0205-6 .
  • Горящие светильники / Пер. с нем. Г. Снежинская. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 224 с. — Серия: Библиотека российского еврейского конгресса. — ISBN 5-8370-0152-2 .
на английском языке
  • The Burning Lights. Translation by Norbert Guterman. New York: Schocken Books Inc., 1946. 268 pp. 8vo, with thirty-six black and white illustrations by Marc Chagall.
  • The Burning Lights. New York: Biblio Press, 1996. 268 pp., 36 black and white drawings by Marc Chagall. ISBN 0-930395-26-3 .
  • The First Encounter. Translation by Barbara Bray, illustrations by Marc Chagall. New York: Schocken Books Inc., 1983. Pp. VI + 348; 74 ills. ISBN 0-8052-3768-2 .
на идиш
  • Brenendike likht (The Burning Lights), with drawings by Marc Chagall. New York: Book League of the Jewish People's Fraternal Order, IWO, 1945. Yiddish. 254 pp.
  • Di ershte bagegenish (The First Encounter), with drawings by Marc Chagall. New York: Book League of the Jewish People's Fraternal Order, IWO, 1947. Yiddish. 230 pp.
на французском языке
  • Lumières allumées. Traduction par Ida Chagall. 45 illustrations/Dessins de Marc Chagall. Genève et Paris: Editions des Trois Collines, 1948. Squarish 8vo., In-8, 228 pp.Tirage limité à 2500 exemplaires numérotés.

Белла в творчестве Шагала

Марк Шагал и Белла Розенфельд в работе «Прогулка». Почтовая марка Белоруссии (1993)

Марк Шагал изображал Беллу на своих картинах со времени знакомства в 1909 году . Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Почти во всех картинах Шагала, образ женщины это образ Беллы .

В 1917—1918 годах Шагал написал автобиографический триптих из картин «Над городом», «Прогулка» и «Двойной портрет». Образ Беллы также изображён в картинах «Голубые любовники» (1914), «Зелёные любовники» (1914), «Розовые любовники» (1916), «Серые любовники» (1917), , «Любовники» (1914), «День рожденья» (1915), «Белла в белом воротничке» (1917) и «Белла в белых перчатках» (1909) .

Мотив своей свадьбы с Беллой Марк Шагал изобразил в работах «Свадьба» (1916), «Шагал с Беллой» (1934). После смерти Беллы Шагал не мог заниматься живописью в течение девяти месяцев, повернув мольберты с эскизами к стене. Уже после кончины Беллы Шагал пишет работы «Свадебные огни» (1946), «Рядом с ней» и «Одиночество» .

Образ в культуре и искусстве

Литература

  • Шагал і Віцебск = Шагал и Витебск = Chagall and Vitebsk / [Аўт. тэксту Л. У. Хмяльніцкая; пер. на англ. Дз. У. Людчыка; фота У. С. Базана]. — Мінск : Беларусь, 2006. — [87] с. — На бел., рус. і англ. мовах.
  • Шишанов В. ) // Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X – XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). — Минск: «Рифтур», 2008. — С. 176—182.
  • Шишанов В. // Бюллетень Музея Марка Шагала. — 2005. — №13. — С. 64—74.

Примечания

  1. Rosenfeld, Bella // Routledge , 2001. — С. 463. — ISBN 978-1-57958-233-3
  2. Rosenfeld, Bella // Routledge , 2001. — С. 462. — ISBN 978-1-57958-233-3
  3. По другим данным родилась 2 декабря 1889 года
  4. Любарский Лазарь. // Семь искусств. — 2011. — Октябрь ( № 10 (23) ). 15 февраля 2020 года.
  5. Хмельницкая Людмила. // Бюллетень Музея Марка Шагала. — 2003. — № 2 (10) . — С. 13—17 . 29 сентября 2020 года.
  6. Лозинская Рита. . Артхив. Дата обращения: 17 марта 2020. 26 октября 2020 года.
  7. Апчинская Наталья. // Шагаловский сборник. — Витебск, 2004. — № 2 . — С. 3—7 . 2 октября 2019 года.
  8. Harshav, Benjamin. (англ.) . — Stanford University Press , 2004. — P. .
  9. Авлукова В. // Університет митної справи та фінансів. — 2018. — 10 июля. 1 октября 2020 года.

Ссылки

  • Биробиджанер Штерн. . Издательский дом «Биробиджан» (4 июля 2018). Дата обращения: 17 марта 2020.
  • Райхельсон Гирш. . Еврейский Мир (30 августа 2018). Дата обращения: 17 марта 2020.
Источник —

Same as Шагал, Белла Самойловна