Interested Article - Блез Сандрар
- 2020-02-18
- 1
Блез Сандра́р ( фр. Blaise Cendrars , настоящее имя — Фредерик-Луи Созе , фр. Frédéric-Louis Sauser ; 1 сентября 1887 , Ла-Шо-де-Фон , кантон Невшатель — 21 января 1961 , Париж ) — швейцарский и французский писатель, поэт, военный корреспондент, дизайнер.
Биография и творчество
Родился в семье коммерсанта, выходца из Берна , в доме говорили по-французски . Сначала много ездил по свету с родителями, потом всю жизнь переезжал с места на место, бывал в Китае , Монголии , Африке , Бразилии , США и других местах, сменил несколько профессий. В 1905 — 1907 годах оказался в Санкт-Петербурге , стал свидетелем Первой русской революции . В 1912 году опубликовал за свой счёт новаторский сборник стихов «Пасха в Нью-Йорке», близких к кубизму в пластике и глубоко повлиявших на современников. Сблизился в Париже с Аполлинером , Шагалом , Леже , Модильяни (художник написал портрет Сандрара), Архипенко , Соней и Робером Делоне . Соня Делоне иллюстрировала авангардистскую поэму- коллаж Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» ( 1913 ); в этом жанре своего рода киномонтажа работали потом Аполлинер (стихотворение «Зона»), Висенте Уидобро (поэма «С экватора»). Участвовал в Первой мировой войне , был ранен, лишился правой руки. В 1916 году стал гражданином Франции . Воевал в составе Французского Иностранного легиона .
Всегда живо интересуясь всем новым, Сандрар увлёкся кино, снимался у Абеля Ганса , а потом работал у него ассистентом. Сотрудничал с труппой «Шведского балета» в Париже, в частности, с композитором Дариюсом Мийо , на основе африканских мифов написал для него либретто балета «Сотворение мира» ( 1921 , пост. 1923 , с декорациями Фернана Леже ). Был также первоначальным автором либретто последнего нашумевшего балета Эрика Сати , поставленного «Шведским балетом» (декабрь 1924 ) в сильно переработанной версии Франсиса Пикабиа под дадаистским названием «Спектакль отменяется». В том же 1924 году выпустил поэтический сборник-мистификацию «Кодак», составленный из фрагментов романа Гюстава Леружа «Таинственный доктор Корнелиус» .
После 1925 года Сандрар больше не писал стихов. Автор новелл и романов, репортёрских очерков. Написал несколько киносценариев (по одному из них, «Золото Зутера», написанному на основе Сандрарова романа «Золото», собирался ставить в Голливуде фильм С. Эйзенштейн ).
В начале Второй мировой войны работал военным корреспондентом, после вторжения гитлеровских войск во Францию укрылся в Экс-ан-Провансе и три года ничего не писал. Вернулся к литературе, создав автобиографическую тетралогию ( 1945 — 1949 ). Сблизился с фотографом Робером Дуано , писал о его работах; Дуано оставил серию фотопортретов Сандрара.
Писатель умер 21 января 1961 года и был похоронен на парижском кладбище Батиньоль . Его близкий друг Марк Шагал после смерти поэта написал: «Я любил его поэмы, как мой родной город, как мое прошлое, как свет солнца. Его душа и его краски на моей палитре, они причитают и плачут» .
В 1994 году его прах был перезахоронен на кладбище городка Трамбле-сюр-Модр в департаменте Ивелин , где Сандрар имел дом.
Признание
Кавалер Ордена Почётного легиона ( 1960 ), лауреат Большой литературной премии Парижа ( 1961 ). В 1978 создана Международная ассоциация Блеза Сандрара.
Произведения
Стихи
- La Légende de Novgorode ( 1907 , опубл. 1996 )
- Séquences ( 1912 )
- Les Pâques à New York ( 1912 )
- La Prose du transsibérien et de la petite Jehanne de France ( 1913 )
- La Guerre au Luxembourg ( 1916 )
- Le Panama ou les aventures de mes sept oncles ( 1918 )
- 19 Poèmes élastiques ( 1919 )
- Feuilles de route ( 1924 )
- Kodak. Documentaires (1924)
Романы и рассказы
- J’ai tué ( 1918 , с иллюстрациями Ф.Леже)
- L’Or ( 1925 , роман об американском авантюристе-золотоискателе)
- Moravagine ( 1926 , роман)
- Petits contes nègres pour les enfants des blancs ( 1926 , по мотивам африканских мифов)
- Les Confessions de Dan Yack ( 1929 , роман, номинирован на Гонкуровскую премию )
- Rhum — L’aventure de Jean Galmot ( 1930 , роман-репортаж)
- Hollywood, la Mecque du cinéma ( 1936 , роман-репортаж)
- L’Homme foudroyé ( 1945 , первая книга автобиографической тетралогии)
- La Main coupée ( 1946 , вторая книга)
- Bourlinguer ( 1948 , третья книга)
- Le Lotissement du ciel ( 1949 , четвёртая книга)
- Emmène-moi au bout du monde! ( 1953 , роман)
Публикации на русском языке
- Золото. — М. , 1926.
- Дурной судья // Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. — М. : Художественная литература, 1973. — С. 432—436.
- Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира / Перевод М. П. Кудинова ; статья и примечания Н. И. Балашова ; ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1974. — 231 с. — ( Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Д. С. Лихачёв ).
- Азбука кино. Интервью о кино // Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911—1933. — М. : Искусство, 1988. — С. 37—45.
- Сандрар, Б. Маленькие негритянские сказки для белых детей / Блез Сандрар; худож. Жаклин Дюэм; перевод с фр. О. А. Каменевой. — М. : Рудомино, 1993. — 88 с. + 8 с. : ил.
- Стихотворения / Пер. В. Парнаха // Семь веков французской поэзии в русских переводах. — СПб. : Евразия, 1999. — С. 561—562.
- Принц-потрошитель, или Женомор . — М. : Текст , 2005.
- Золото. — М. : Текст , 2008.
- Ром. Тайная жизнь Жана. — М. : Текст , 2010.
- Стихотворения / Пер. с фр., сост., коммент. и послесл. М. Яснова. — М. : Текст , 2016. — На фр. и рус. языках.
Литература
- Балашов Н. И. Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в. : статья // По всему миру и вглубь мира / Б. Сандрар ; перевод М. П. Кудинова ; статья и примечания Н. И. Балашова ; ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1974. — С. 143—202. — 231 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Д. С. Лихачёв). — 50 000 экз.
- Bochner J. Blaise Cendrars: discovery and re-creation. — Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1978.
- Chefdor M. Blaise Cendrars. — Boston: Twayne Publishers, 1980.
- Cendrars M. Blaise Cendrars. — P. : Balland, 1984. (биография, написанная дочерью писателя)
- Debenedetti J.-M. Blaise Cendrars. — P. : H. Veyrier, 1985.
- L’Encrier de Cendrars: actes du colloque du centenaire. — Boudry-Neuchâtel: Baconnière, 1989. (материалы коллоквиума к 100-летию писателя)
- Blaise Cendrars: je suis l’autre. — P. : Champion, 2004.
- Doisneau rencontre Cendrars. — P. : Buchet-Chastel, 2006.
Примечания
- ↑ (англ.) — 1990.
- ↑ Blaise Cendrars // (англ.)
- ↑
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #118667653 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ Cendrars, Blaise // — 2006.
- (англ.)
- ↑ Гальцова Е. Д. . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 17 октября 2020. 17 октября 2020 года.
- (фр.) . Grande Encyclopédie Larousse . Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано из 19 октября 2020 года.
- Хмельницкая Л. Марк Шагал и Блез Сандрар в Париже в 1912–1914 годах // Шагаловский сборник. Вып. 4. Материалы XXIV и XXV Шагаловских чтений в Витебске (2014–2015) / Музей М. Шагала. — Минск, 2016. — С. 15—61.
- Сандрар Б. // Новый Мир / Перевод с французского, вступление и примечания Михаила Яснова. — 2015. — № 6 . 20 апреля 2016 года.
- Craig Dworkin, Kenneth Goldsmith. // Against Expression: An Anthology of Conceptual Writing. — Northwestern University Press. — 2011. — P. 136.
- Figaro littéraire (Paris). Nr. 771. 1961. Le 28 janvier. P. 6.
Ссылки
- от 7 марта 2022 на Wayback Machine
- 2020-02-18
- 1