Витебское воеводство
- 1 year ago
- 0
- 0
Витебское народное художественное училище существовало в 1919—1941 годах. Первый набор в училище начался 11 ноября 1918 года . Торжественное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марком Шагалом .
Название учебного заведения претерпевало изменения несколько раз:
В условиях гражданской войны, в прифронтовом Витебске, с дефицитом помещений для госпиталей и казарм, Шагалу удалось добиться выделения для учебного заведения национализированного особняка со всей обстановкой, принадлежавшего ранее одному из директоров акционерного товарищества «Витебский трамвай» И. В. Вишняку по адресу ул. Бухаринская, 10 (ныне ул. Правды, 5). Во многом Марка Шагала поддерживал и способствовал отдел ИЗО Наркомпроса и его заведующий Д. Штеренберг . Народное художественное училище организовывалось как трудовая школа. Были спланированы художественно-производственные мастерские для выполнения заданий-заказов, предусмотрено исполнение плакатов, лозунгов, рекламных вывесок и т. д. В витебской печати была опубликована программа школы, в которой указывалось, что функционирование таких мастерских должно содействовать украшению города. Наряду с учебными предметами практического плана были и теоретические, например, «теоретическое ознакомление с методами современного „левого искусства“» . Марк Шагал пишет в своей статье «О Витебском Народном художественном училище»: «Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, — воплощается… Мы можем себе позволить роскошь „играть с огнём“, и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до „правых“ включительно» . Шагал пригласил в Витебск художников из Москвы и Петрограда на преподавательскую работу, руководил оргкомитетом по устройству художественного училища и коммунальной мастерской. Он ускорил набор учащихся и наделил коммунальную мастерскую монопольным правом проведения художественно-производственных работ в городе. На заявлениях о приёме в коммунальную мастерскую от членов артели живописцев и Секции живописцев при Витебском отделе Всероссийского союза строительных работников стояла резолюция Шагала: «Принять их на равных началах согласно выработанному уставу» с дополнением: «и обязательно как учащихся школы». В декабре 1918 года состоялся конкурс по выполнению эскизов художественных вывесок для школ и культурно-просветительных учреждений, членами жюри которого были Добужинский М. В. , М. Шагал, Я. Тильберг и других. 20 декабря 1918 года пришла телеграмма из Петрограда: «Утверждены коллегией Добужинский директор, руководители Радлов, Тильберг, Шагал, Любавина». Официальное открытие училища состоялось 28 января 1919 года. Добужинский М. В. вскоре ушёл из училища, и в феврале-марте 1919 года его возглавил Марк Шагал, продолжая воплощать в жизнь свою идею училища как системы свободных мастерских, руководителями которых выступали художники разных направлений со своим видением задач и методов преподавания. «Шагаловский этап» в истории учебного заведения отличается демократизмом и лояльностью по отношению к художникам-педагогам. При Шагале начала складываться система художественного образования в губернии, были открыты художественные школы (студии) в уездных городах Велиже , Невеле , Лепеле , Орше , Полоцке . Все они просуществовали недолго и из-за прекращения финансирования были закрыты в начале 1920 -х годов.
С середины 1919 года Марк Шагал приглашает своего учителя Юделя Пэна руководить мастерской в Народном художественном училище, и студия Пэна становится филиалом училища. В мае 1919 года по приглашению Шагала в Витебск из Москвы приезжает Эль Лисицкий . Он преподаёт основы архитектуры, графику и печатное дело. Позднее он приглашает в Витебск Казимира Малевича. Малевич приезжает в Витебск в конце октября 1919 года . Витебский период жизни Малевича характеризовался борьбой с Марком Шагалом за переустройство системы преподавания в художественном училище вплоть до отъезда Малевича в Петроград. Совместно с единомышленниками, которых он обрёл здесь великое множество, он создаёт группу «УНОВИС» и напряжённо работает, создавая теорию нового искусства. «Лисицкий оказывается в сложной этической ситуации выбора между своим учителем Шагалом и Малевичем — лидером радикально настроенной художественной молодёжи. Приняв сторону Малевича, Лисицкий становится его последователем, адептом и испытывает мощный импульс воздействия супрематической концепции» . Летом 1921 года Лисицкий был отозван в Москву преподавать курс истории архитектуры и монументальной живописи во ВХУТЕМАСе . Весной 1919 года в Витебск приехала Ермолаева В. М. и приступила к работе в художественном училище в качестве руководителя мастерской и заместителя директора училища. Активно поддерживая начинания Казимира Малевича, Ермолаева была одним их инициаторов создания УНОВИС , участвовала в создании эскизов театральных костюмов к постановке футуристической супрематической оперы Кручёных А. Е. на музыку Матюшина М. В. «Победа над солнцем» (январь — февраль 1920 года). Когда в конце мая — начале июня 1920 года Марк Шагал, устав от противостояния с Казимиром Малевичем и от административно-организационной нагрузки, заслонившей творческие задачи, покинул Витебск, Ермолаева стала руководителем училища, которое теперь стало называться «Витебские государственные свободные художественные мастерские» . Круглая печать училища в период зимы — весны 1920 года, то есть ещё во времена директорства Марка Шагала, имела две надписи: в центре — «1-ое Витебское Высшее народное художественное училище», а по кругу — «Свободные государственные художественные мастерские». Это объясняет, почему в документах 1920 года использовались оба варианта названия учебного заведения. В конце 1921 — начале 1922 годов училище получило статус Художественно-практического института, ректором которого стала Ермолаева и была им до своего отъезда в Петроград в августе 1922 года . Учебный процесс в Витебских государственных свободных художественных мастерских стал осуществляться на основе выработанной Казимиром Малевичем и членами УНОВИС системы. В «Альманахе УНОВИСа № 1» (Витебск, 1920) была опубликован Программа единой аудитории живописи коллектива «УНОВИС». Она начиналась с вводного курса по освоению живописной и скульптурной формы, объёма, плоскости, затем предполагала последовательное изучение сезаннизма, кубизма, футуризма, супрематизма. Малевич пропагандировал свой собственный метод творчества, являясь единственным теоретиком и исследователем по вопросам нового искусства. Он создал учебную жизнь целого ряда учебных коллективов мастерских и покинул Витебск на рубеже 1921—1922 годов, когда вокруг художественно-практического института сгустилась атмосфера непонимания и недоброжелательности, материальное положение педагогов стало критическим, и о дальнейшей продуктивной работе не могло быть и речи. Некоторые витебские соратники Малевича оставили институт и уехали вслед за ним в Петроград — Ермолаева В. М. , Н. И. Коган и некоторые выпускники института. В мае 1922 года прошёл первый и единственный выпуск в Витебском художественно-практическом институте. Дипломы об окончании получили 11 человек, ещё 17 студентов были переведены в высшие художественные учебные заведения Москвы и Петрограда. Выпускниками института стали Т. Г. Бейнарович, супрематист И. Т. Гаврис, Н. И. Гусев, М. С. Векслер, Н. И. Коган, Г. И. Носков, Н. М. Суетин , Л. М. Хидекель , И. Г. Чашник, Л. А. Юдин, С. Б. Юдовин , в графе специальность у большинства из них было указано — художник-конструктивист. Любопытная деталь: некоторые из выпускников, будучи ещё студентами, являлись одновременно руководителями Витебских свободных мастерских, затем института. Это М. Векслер, Н. Коган, Г. Носков, С. Юдовин, а И. Гаврис с осени 1921 года являлся даже заместителем В. Ермолаевой и руководил институтом во время её командировок. 1922—1923 учебный год стал последним годом существования художественно-практического института. К осени в его штате осталось 5 преподавателей, секретарь и служитель. Исполняющим обязанности ректора стал Иван Трофимович Гаврис, которому В. Ермолаева передала дела перед отъездом в Петроград. Осенью 1922 года в момент глубокого кризиса в Витебском художественно-практическом институте, на общем собрании Юдель Пэн избирается проректором по учебной части и членом правления, а Юдовин С. Б. проректором по хозяйственной части. Руководство учебными мастерскими осуществляли также А. Бразер и Е. Минин.
В начале апреля 1923 года в институте началась ревизия, в результате которой Художественно-практический институт в августе-сентябре 1923 г. был реорганизован с понижением статуса — в Художественный техникум (ВХТ), что было ознаменовано сильным конфликтом педагогов с новым директором. Губернское начальство не только приняло решение о реорганизации художественно-практического института, но и привлекло к преподавательской работе в техникуме коллектив художников-педагогов из находившейся неподалёку от Витебска художественной школы в Велиже . Из Велижа в Витебск приехали выпускники Академии художеств М. Керзин, В. Волков, М. Энде и М. Лебедева, несколько позже к ним присоединился В. Хрусталёв. С 1923 года , как техникум, находился в помещении бывшей синагоги по ул. Володарской (ныне ул. Суворова). Комиссия учителей, в которую входил Юдовин С. Б. , не смогла воспротивиться переводу учебного заведения из особняка («дом Вишняка») на ул. Бухаринской в неприспособленное здание бывшей Любавичской синагоги на ул. Володарского, 15. Затем новый директор, Керзин М. А. принял решение перепроверить знания всех бывших студентов и стал единолично решать вопросы организации обучения. Сочтя это унизительным, Пэн Ю. М. (проректор по учебной работе), Юдовин С. Б. , Минин Е. С. и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт . Юдель Пэн до своей трагической гибели в ночь на 1 марта 1937 года продолжал занятия с молодёжью в более скромных масштабах в своей мастерской на Гоголевской улице . Михаил Керзин был директором техникума до 1932 года, после чего был переведён в Минск. После него директором был назначен Вольский Виталий Фридрихович .
Согласно плану Охобра Главпрофобра Витебский художественный техникум был предназначен для обслуживания всего Западного края, в стране действовало только 4 подобных заведения. В апреле 1924 года Витебск вместе с несколькими уездами Витебской губернии вошёл в состав БССР, и Витебский техникум получил название Белорусский художественный техникум. До 1941 года в Минске художественное учебное заведение так и не было создано, поэтому Витебск был не только культурной столицей, но и главным учебно-педагогическим центром изобразительного искусства республики. В техникуме были созданы отделения живописи и скульптуры, в 1925—1930 годах первый белорусский художник-керамист Николай Михолап вёл подготовку специалистов на гончарно-керамическом отделении, в 1930—1936 годов работало полиграфическое отделение. Техникум был преобразован в училище в связи с острой потребностью в кадрах учителей ИЗО для школ республики. Учебный план был дополнен такими дисциплинами, как педагогика и методика преподавания рисования. Первый выпуск училища состоялся в 1938 году. Среди выпускников техникума (с 1934 года — Витебского художественного училища) — имена ведущих белорусских живописцев и графиков: Евгения Зайцева , Виталия Цвирко , Натана Воронова , Адольфа Гугеля, Раисы Кудревич, Павла Масленикова , Александра Волкова, Петра Явича и многих других.
В настоящее время в помещении бывшего училища размещается Витебская детская художественная школа № 1. На здании пять мемориальных досок: скульпторам Герою Социалистического Труда, лауреату Государственных премий, народному художнику СССР Заиру Азгуру , лауреату Ленинской премии, народному художнику БССР Сергею Селиханову , народному художнику БССР Андрею Бембелю и народному архитектору СССР, лауреату Государственной премии БССР Владимиру Королю и народному писателю Беларуси Василю Быкову .
В разное время в училище преподавали: