Синди Шерман
(
англ.
Cindy Sherman
; род.
19 января
1954
) — популярная
современная американская
художница
, работающая в технике постановочных фотографий. По версии
ArtFacts.net
является самой известной и влиятельной художницей в мире (за всю историю искусств)
. В рейтинге
ArtReview
«Сто самых влиятельных персон в арт-мире-2011» Синди Шерман заняла 7-е место
.
Содержание
Детство
Синди Шерман родилась 19 января 1954 года в Глен-Ридже, штат Нью-Джерси, в семье инженера Чарльза Шермана и учительницы. Она стала пятым и последним ребёнком в семье, правда, двое старших детей к моменту её рождения жили уже отдельно. Отец Синди обладал тяжёлым характером и, по воспоминаниям художницы, мать была вынуждена заступаться за своих детей. Один из братьев художницы — Фрэнк, — не смог найти себя в жизни, был вынужден вернуться жить к родителям и в 27 лет покончил с собой.
Всё своё детство Синди очень любила наряжаться в старую одежду, в том числе оставшуюся от бабушки. Делала это она не вместе с кем-то, а играя сама с собой. Образы принцесс её не интересовали, обычно она придумывала себе роли старушек, ведьм и чудовищ. Помимо этого, Синди с детства много и хорошо рисовала, а также запоем смотрела фильмы по телевизору. На одном из телеканалов сетка вещания была устроена так, что один и тот же фильм повторялся пять вечеров подряд, и каждый день девочка возвращалась к этой киноистории.
Юность
Денег на обучение в частном колледже у семьи не было, и поэтому Синди в 1972 году поступила в
, на факультет изобразительных искусств. Там она познакомилась со студентом постарше
Робертом Лонго
(сегодня Роберт Лонго также является прославленным художником), который и обратил её внимание на модернистское и контемпорари искусство. С Робертом Лонго Синди жила вплоть до 1979 года, после чего они расстались, но остались друзьями.
Творчество
1964—1975
A Cindy Book
1975
Untitled A-E
1976—2005
Bus Riders
1976—2000
Murder Mystery
В 1977, в возрасте двадцати трёх лет, Синди Шерман начала свою знаменитую серию
от 28 апреля 2009 на
Wayback Machine
. Фотографии выглядели как кадры из фильмов, Синди Шерман снимала саму себя, перевоплощаясь в разные образы. Хотя все персонажи были вымышленными, у зрителей возникало ощущение, что они эти кадры где-то видели. Такой эффект возникал благодаря тому, что Шерман использовала стереотипы массовой культуры. Серия была завершена в 1980, Шерман остановилась, как она объяснила, когда исчерпала клише. Другие художники до Шерман также использовали популярную культуру, но её стратегия была новой. В декабре 1995 Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрёл все шестьдесят девять чёрно-белых фотографий Синди Шерман из серии Untitled Film Stills.
1980 Серия
Rear Screen Projections
. Синди Шерман перешла от чёрно-белой к цветной фотографии и стала работать с большими форматами.
1981
Centerfolds/Horizontals
1985
Fairy Tales
1986—1989
Disasters
Ещё одна известная серия,
, была создана в 1988—1990. Используя накладные части тела, Шерман изображает себя в виде модели из произведений старых мастеров. Некоторые работы в серии отсылают к реальным живописным полотнам, но большинство из них выглядит как с трудом припоминаемые посетителем произведения после непродолжительного посещения музея. Хотя в этот период времени она жила в Риме, Шерман не посещала музеи, предпочтя работать с репродукциями из художественных альбомов.
1991
Civil War
1992— Выпуск серии снимков «
Sex Pictures».
Для создания этой серии, Шерман устраивала композиции с помощью предметов купленных в ceкc-шoпе, а также эротическим бельем и хирургическими принадлежностями
.
1994—1996
Horror and Surrealist Pictures
2000—2002
Hollywood/Hampton Types
2003—2004
Clowns
Одна из последних серий Синди Шерман, созданная в 2008, посвящена вопросам пола, красоты, опыта и старения. Каждая из героинь серии несёт отпечатки представлений о гламуре и социальной иерархии, имидже и статусе.
В 2012 году состоялась большая ретроспектива Синди Шерман в главном музее современного искусства — в
MoMA
. На выставке (которая до сих пор доступна онлайн
) можно было увидеть полностью серию
Untitled Film Stills
(70 чёрно-белых снимков
), раннюю минисерию
Untitled A-E,
выборочные работы из более поздних серий, а также специально снятый для выставки документальный фильм
«Карт-Бланш: Синди Шерман»
. Выставку посетили 605 586 человек (и ещё 183 788 в Сан-Франциско), таким образом она стала второй по посещаемости выставкой года в Нью-Йорке (на первом месте — ретроспектива
Виллема де Кунинга
), восемнадцатой — в мире, а также первой в мире по количеству зрителей выставкой фотографии
. Позже выставка была показана в
SFMOMA
,
Центре искусств Уокера
и
Музее искусств Далласа
.
В 1997 году Синди Шерман выступила в качестве режиссёра и сценариста своего единственного полнометражного фильма — комедийного
хоррора
«
». Фильм не имел успеха ни у критики, ни в прокате.
Аукционные рекорды
Начиная с 2007 года отдельные фотоработы художницы начинают продаваться на аукционах «Кристис», «Сотбис» и «Филипс» за суммы, превышающие 1 млн долл. Для единичных фотографий цена молотка может доходить до $3,89 млн (
Без названия #96
от 1981 года; цена зафиксирована в мае 2011 г.) или $3,86 млн (
Без названия #93
от 1981 года; цена зафиксирована в мае 2014 г.).
Премии и гранты
National Endowment for the Arts, 1977
John Simon Guggenheim Memorial Fellowship, 1983
Skowhegan Medal for Photography, Maine, 1989
Larry Aldrich Foundation Award, Connecticut, 1993
John D. and Catherine T. MacArthur Foundation, 1995
Wolfgang-Hahn-Preis (Gesellschaft fur Moderne Kunst am Museum Ludwig), 1997
2008 Галерея
от 8 июня 2012 на
Wayback Machine
, Нью-Йорк (а также в 1980, 1981, 1982, 1983, 1985, 1987, 1989, 1990, 1992, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2004 и 2006)
2008
"History Portraits, "
от 5 марта 2022 на
Wayback Machine
, Нью-Йорк
Шерман посвящён игровой короткометражный фильм французского кинорежиссёра
Бертрана Бонелло
Cindy: The doll is mine
(
2005
), в роли художницы и её двойника снялась
Азия Ардженто
.
Литература
Krauss R.E. Cindy Sherman, 1975—1993. New York: Rizzoli, 1993
Morris C. The essential Cindy Sherman. New York; London: Harry N. Abrams, 1999
Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Cindy Sherman/ Shelley Rice, ed. Cambridge: MIT Press, 1999
↑
Рейтинг посещаемости музеев и выставок // The Art Newspaper Russia № 4 (13). — 2013. — май.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 июня 2012.
8 июля 2017 года.
Собств. корр.
от 7 июля 2012 на
Wayback Machine
// Артгид. — 2011. — 14 окт.
Фотография XX века. Музей Людвига в Кёльне / пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. —
ISBN 978-5-17-047116-4
.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 июня 2012.
11 июня 2012 года.
В MoMA были показаны 70 чёрно-белых снимков из серии
Untitled Film Stills
: с 1-го по 65-й, с 81-го по 84-й и
Untitled Film Still #27B,
по сюжету отличный от № 27
(неопр.)
Дата обращения: 14 июня 2012.
3 июня 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 июня 2012.
6 июня 2012 года.