С началом Второй мировой войны был призван в армию, спустя полгода попал в плен. Находясь в лагере для военнопленных, написал ряд сочинений, в том числе «
Квартет на конец света
», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В марте того же года Мессиана освободили, и он стал профессором класса гармонии в Парижской консерватории. В 1947 году специально для композитора был создан класс анализа, эстетики и ритмики.
Мессиан — обладатель многочисленных международных наград в области искусства, в том числе
премии Эрнста Сименса
(1975),
Премии Эразмус
(1971) и др. Он также был членом
Института Франции
, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.
Творчество
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «
Двадцать взглядов на младенца Иисуса
», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «
Турангалила
» и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («
Каталог птиц
» для фортепиано, тетради 1—7, 1956—1958, и др.).
Первый опыт
сериализма
в музыке — пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» (
фр.
Mode de Valeurs d’Intensites
, 1949, из цикла «Четыре ритмических этюда»,
Quatre études de rythme
). Вся музыка представляет собой последовательность серий из определённых нот, длительностей этих нот и их же громкости — и ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Идея была подхвачена композиторами
Дармштадтской школы
. В определённом смысле эта пьеса осталась в творчестве Мессиана особняком — как радикальный творческий эксперимент.
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор.
Список сочинений
Опера
1982 — «Святой Франциск Ассизский» в трёх действиях, либретто композитора
Вокально-симфонические сочинения
1936 — «Поэмы для Ми» (
Poèmes pour Mi
), вокальный цикл; первоначальная версия — с
фп
.
1944 — «Три маленькие литургии божественного присутствия» (
Trois petites liturgies de la présence divine
) для женского хора, фортепиано, волн Мартено, струнного oркестра и ударных
1945 — «Песнь депортированных» (
Chant des déportés
) для хора и оркестра
1969 — «Преображение Господа нашего» (
La transfiguration du Notre Seigneur
), оратория для хора, орк. и солирующих инструментов
Для оркестра (в том числе с инструментами соло)
1930 — Забытые приношения (
Les offrandes oubliées
)
1931 — Гроб сияющий (
Le tombeau resplendissant
)
1932 — Гимн святому причастию (
Hymne au Saint Sacrement
); пьеса утеряна в
1942
и реконструирована автором по памяти в
1946
1953 — Пробуждение птиц (
La réveil des oiseaux
) с фп.
1956 — Экзотические птицы (
Les oiseaux exotiques
) с фп., ударными
1960 — Хронохромия (
Chronochromie
)
1963 — Семь хокку (
Sept haïkaï
) с фп.
1963 — Цвета града небесного (
Couleurs de la cité céleste
) с фп.
1963 — Чаю воскресения мёртвых (
Et exspecto resurrectionem mortuorum
) для дух. орк. и ударных
1974 — Из ущелий к звездам (
Des canyons aux étoiles
) с фп.
1986 — Витраж и птицы (
Un vitrail et des oiseaux
) с фп.
1987 — Город в вышних / Вышнеград (
La Ville d’en haut
) для фп., духовых и ударных
1989 — Улыбка (
Un sourire
)
1991 — Концерт для четырёх / Четверной концерт (
Concert à quatre
) для фп., флейты, гобоя и виолончели с оркестром; финальная часть (5) не написана; на оркестровкой 1 и 4 частей работали
Ивонн Лорио
,
Хайнц Холлигер
,
Джордж Бенджамин
1991 — Озарения потустороннего / Свет нездешний (
Éclairs sur l’au-delà
) для оркестра
около 1991 — Птица деревьев жизни / Туи (
Un oiseau des arbres de vie / Oiseau tui
); пьеса, не вошедшая в цикл «Озарения потустороннего», реконструирована Кристофером Динглом (Christopher Dingle) по авторскому клавиру и эскизам оркестровки, премьера —
2015
Камерно-инструментальная музыка
1932 — Тема с вариациями (
Thème et variations
) для скр. и фп.
1933 — Фантазия (
Fantaisie
) для скр. и фп.
1937 — Праздник прекрасных вод (
Fête des belles eaux
) для 4
волн Мартено
1949—1950 — Четыре ритмических этюда (
Quatre études de rythme
)
1956—1959 — Каталог птиц (
Catalogue d’oiseaux
)
1962 — Славки Эро — концерт пустошей (
Fauvettes de l'Hérault - Concert des garrigues
), фортепианная версия несохранившегося произведения «Концерт пустошей — о птицах Эро» (
Concert des garrigues - sur les oiseaux de l'Hérault
) для фортепиано с оркестром; реконструирована
Роже Мюраро
1964 — Прелюдия (
Prélude
)
1970 — Славка садовая (
La fauvette des jardins
)
1985 — Зарисовки птиц (
Petites esquisses d’oiseaux
)
1923 — Отрубленная грудь святой Агаты (
Les seins coupés de Ste. Agathe
) для органа
1928 — Фуга d-moll (
Fugue
) для оркестра
1928 — Евхаристическая трапеза (
Le banquet eucharistique
) для оркестра
1928 — Иисус, симфоническая поэма (
Jésus – Poème symphonique
) для оркестра
1930 — Простая песнь души (
Simple chant d'une âme
) для оркестра
1962 — Концерт пустошей — о птицах Эро (
Concert des garrigues - sur les oiseaux de l'Hérault
) для фортепиано с оркестром; сохранился в клавире; под названием «Славки Эро — концерт пустошей» (
Fauvettes de l'Hérault - Concert des garrigues
) известен в транскрипции для фортепиано
Роже Мюраро
Слово
rechant
, которое Мессиан использовал в заглавии как дань почтения
К. Лежёну
(использовавшему этот термин в своём песенном сборнике «Весна»), означает то же, что
рефрен
, или припев.
Литература
Мессиан О.
Техника моего музыкального языка / Пер. с франц. и коммент.
. Науч. редакция Ю. Холопова. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1994 (1995).
Холопов Ю. Н.
О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966.
Холопов Ю. Н.
Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. Вып. 7. М.: Музыка, 1971, с. 247—293.
Задерацкий В. В.
Сонористическое претворение принципа остинантности в творчестве Оливье Мессиана // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. С. 283—317.
Екимовский В.
Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М., 1987. — 301 с.
Мелик-Пашаева К.
Творчество О.Мессиана. М., 1987. — 207 с.
Куницкая Р.
Французские композиторы XX века. М., 1990. С. 77—114.
Цареградская Т. В.
Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002.
Век Мессиана: сборник статей / Ред.-сост. К. В. Зенкин, Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. — 272 с.
ISBN 978-5-89598-255-6
Каширников В. П.
// Слово о композиторах. М., 2012.
— Харьков: Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского, 2018. — 188 с.
ISBN 978-617-7445-45-5