Interested Article - Постимпрессионизм
![](/images/008/584/8584764/1.jpg?rand=507658)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/a7cf8b1676a33f2d7b907899a3a94169.gif)
- 2021-06-23
- 1
![](/images/008/584/8584764/3.jpg?rand=794619)
Постимпрессиони́зм ( фр. postimpressionisme , от лат. post — после и импрессионизм ) — «наименование периода и общее название различных течений в живописи конца XIX — начала XX века, главным образом французской, сложившихся после импрессионизма : дивизионизма , кубизма , орфизма , пуризма , символизма , фовизма , экспрессионизма . Иногда понятие „постимпрессионизм“ определяют уже: исторический период развития французской живописи от последней выставки художников-импрессионистов, состоявшейся в 1886 году, до 1906 года — начала кубизма и фовизма» . В иных формулировках: художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи ; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства .
На самом деле постимпрессионизм не представляет собой определённого художественного направления по причине различных творческих методов и художественных идей его представителей, и даже хронологические границы этого периода чётко не обозначены. Постимпрессионисты Винсент Ван Гог , Поль Гоген , Поль Сезанн , Анри Матисс , Жорж Сёра , Поль Синьяк , Анри де Тулуз-Лотрек в раннем периоде своего творчества сами были импрессионистами, но затем, убедившись в ограниченности метода, исчерпав его живописные возможности, попытались пойти дальше и, прежде всего, преодолеть спонтанность, неясность композиции, утрату целостности формы, объёма и материальности изображаемых предметов .
Для искусства периода постимпрессионизма характерны различные творческие методы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Тем не менее, они значительно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой многих направлений в живописи авангарда , модернизма и постмодернизма . Крупные мастера положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX века: произведения Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма , Гоген проложил путь символизму и модерну . При этом многие мелкие течения в живописи, например, пуантилизм , существовали только в данный хронологический период.
![](/images/008/584/8584764/4.jpg?rand=264150)
Характеристика
Термин «постимпрессионизм» ввёл в обиход английский критик Роджер Фрай , говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 году выставке современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм» ( Manet and the post-impressionists ) , на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека , Сёра , Сезанна и других художников .
![](/images/008/584/8584764/5.jpg?rand=114405)
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов- неоимпрессионистов . Тогда же был опубликован « » французского поэта Жана Мореаса . Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название) существовали параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы предыдущего периода истории искусства.
![](/images/008/584/8584764/6.jpg?rand=962018)
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы созвучны эпохе. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём как материальные, так и духовные. Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определённого духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей . Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.
![](/images/008/584/8584764/7.jpg?rand=792227)
«Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы „подражания природе“. Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.» .
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм ( Жорж Сёра , Поль Синьяк ), символизм Гогена и группы «наби» ( Морис Дени , Поль Серюзье , Пьер Боннар ), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн ( Тулуз-Лотрек и др.), принципы Сезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объёма, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объёмной формы, её обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты .
![](/images/008/584/8584764/8.jpg?rand=721742)
В Великобритании постимпрессионисты входили с 1911 по 1914 год в творческое объединение « Кэмден Таун ». Лидером этой группы был художник Уолтер Сикерт . Широкую известность он получил в конце XIX века изображениями сцен в британском мюзик-холле. Часто на картине были изображены не реальные события, а их отражение в зеркале (« Крошка Дот Хетерингтон в Старом Бедфорде »). Для целого ряда его произведений начала XX века характерны шокирующие сюжеты и мрачное безысходное настроение (« Спальня Джека-потрошителя », « Убийство в Кэмден-Тауне »). Современники воспринимали его полотна как пугающие и неоднозначные .
Направления и художники
- Гении-одиночки:
- Неоимпрессионизм ( Жорж Сёра , Поль Синьяк , Максимильен Люс , Анри Кросс и др.)
- Интимизм
- Пуантилизм
- Клуазонизм
- Синтетизм
- « Наби » ( Пьер Боннар , Эдуар Вюйар , Морис Дени , Феликс Валлотон и др.)
- Понт-авенская школа , объединившаяся вокруг Гогена ( Эмиль Бернар , Поль Серюзье , Ян Веркаде )
- Модерн
Примечания
- Власов В. Г. Постимпрессионизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 645
- ↑ «Популярная художественная энциклопедия». Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
- ↑ «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия». Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007
- ↑ . Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано из 19 сентября 2013 года.
- Власов В. Г. , 2007. — С. 645—646
- . Дата обращения: 26 сентября 2019. 7 ноября 2017 года.
- Peter Morrin, Judith Zilczer, William C. Agee, The Advent of Modernism. Post-Impressionism and North American Art, 1900—1918 , High Museum of Art , 1986
- . Дата обращения: 26 сентября 2019. 14 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано из 21 марта 2017 года.
- (англ.) . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 8 апреля 2021. 17 апреля 2021 года. .
Литература
- Рыков А. В.
- Bowness, Alan, et alt.: Post-Impressionism. Cross-Currents in European Painting , Royal Academy of Arts & Weidenfeld and Nicolson, London 1979 ISBN 0-297-77713-0 .
- Rewald, John: Post-Impressionism: From Van Gogh to Gauguin , revised edition: Secker & Warburg, London 1978.
- Natalya Brodskaia . . — Parkstone International, 2010. — ISBN 9781844847464 .
Ссылки
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/a7cf8b1676a33f2d7b907899a3a94169.gif)
- 2021-06-23
- 1