Бронислава Нижинская была третьим, младшим ребёнком в семье артистов балета, уроженцев
Варшавы
Томаша (или, по-русски, Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды. Отец начинал в
оперном театре
в Варшаве, а выйдя в отставку выступал и ставил танцы во многих городах
Российской империи
. После 1897 года родители развелись, и мать с детьми переехала в Петербург. В 1902 году Бронислава была принята в
Театральное училище
, где уже учился её брат. Среди её педагогов были
Михаил Фокин
, Николай Легат и
Энрико Чекетти
.
С
1910
по
1913
год, как и брат, участвовала в «
Русских сезонах
»
Сергея Дягилева
. По мнению
Игоря Стравинского
, она была лучшим балетмейстером Дягилевской антрепризы, и непревзойдённой танцовщицей, а её дуэт с братом — «лучшей балетной парой, которую только можно пожелать». При этом сам Дягилев не желал давать Брониславе главных ролей, так как её характерное скуластое лицо и крепкая фигура с большой грудью не подходили для лирических эфемерных образов, которые чаще всего воплощали примы
.
19 января 1919 года она открыла в
Киеве
«Школу движений Брониславы Нижинской», где среди её учеников были
Серж Лифарь
, впоследствии ставший последним
премьером
Дягилева, и первая российская чемпионка в беге на 100 м
Нина Попова
.
В 1921 году Нижинская эмигрировала и снова начала работать у Дягилева в качестве хореографа. В 1923 году она поставила для Дягилева получасовой балет «
Свадебка
», который стал переломной точкой в стилистическом переходе к новому неоклассическому балету
. За несколько лет сотрудничества с Дягилевым Бронислава, не прекращая выступать на сцене, поставила балеты «
Лиса
»
Игоря Стравинского
, «
», «
», «
», «
». В
1925
году у Дягилева кроме
Мясина
появился новый молодой хореограф —
Джордж Баланчин
, и тот стал менее нуждаться в услугах Нижинской. Последней её работой для «Русских сезонов» был балет «
»
Константа Ламберта
(
1926
).
В
1928
года Нижинская стала хореографом и педагогом вновь созданной труппы
Иды Рубинштейн
. В том же году поставила для неё в Париже «
Болеро
» Равеля. В
1932
году организовала собственную балетную труппу.
В 1938 году переехала в
США
, где открыла балетную школу и вновь занялась преподавательской деятельностью. Впоследствии продолжала сотрудничать с разными балетными труппами, в том числе с театром «
Колон
»
.
Отец — Томаш (Фома Лаврентьевич) Нижинский (1862—1912) — танцовщик.
Мать — Элеонора (Николаевна), девичья фамилия Береда (1856—1932) — танцовщица.
Первый муж — Александр Владимирович Кочетовский (1889—1952) — танцовщик (1907—1911 —
Большой театр
), хореограф.
Второй муж — Николай Николаевич Сынгаевский (1895—1968) — танцовщик, менеджер Нижинской.
Дочь — Ирина Александровна Нижинская (1913—1991) — танцовщица. Родилась в России; училась у своей матери. Была с матерью все годы и выступала более чем в 20 балетных спектаклях, поставленных ею. В 1939 переехала в США и открыла Голливудскую балетную школу (Hollywood Ballet School) (1940). Совместно с матерью ставила балетные спектакли; после смерти матери возобновляла её постановки во всем мире
.
Сын — Лев Александрович Кочетовский (1919—1935) — погиб в автокатастрофе под Парижем, за рулем был Сынгаевский. Бронислава Нижинская и Ирина тоже пострадали.
Нижинская Б.
. —
М.
: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — Т. 1. — 352 с. — (
Ballets Russes
). —
2500 экз.
—
ISBN 5-87334-032-3
.
(недоступная ссылка)
Нижинская Б.
. —
М.
: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — Т. 2. — 320 с. — (
Ballets Russes
). —
2500 экз.
—
ISBN 5-87334-033-1
.
(недоступная ссылка)
«Чернота делает росчерк в душе моей» Б. Ф. Нижинская. Дневник (1919—1921); трактат «Школа и театр Движений» Публ. Л. Гарафолы и Е. Я. Суриц при участии С. А. Конаева («Школа и театр Движений»), вступ. статья Л. Гарафолы (пер. с англ. И. В. Груздевой), коммент. Е. Я. Суриц и С. А. Конаева («Школа и театр Движений»), текстол. С. В. Потемкиной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 6 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 297—450.
«…всегда была преданным другом вашим и Вашего дела» Письма Б. Ф. Нижинской С. П. Дягилеву и дягилевцам. (1921—1925). Приложение. Письмо В. Ф. Нувеля С. П. Дягилеву. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц, текстол. С. В. Потемкиной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 6 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 451—480.
«Две любви. Записки ненужных „огорчений“» Дневники Б. Ф. Нижинской (1924—1930) / Публ., вступит. статья и коммент. А. С. Галкина // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 627—706.
Гарафола Л. Бронислава Нижинская, Парижская опера и попытка создать собственную труппу // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 707—740.