Ни́на Ви́кторовна Яво́рская
(1902—1992) — советский искусствовед и музейный работник, кандидат искусствоведения, профессор (1939). Основная сфера интересов — французское искусство XIX—XX веков. Изучала также искусство Украины, Польши и
Югославии
.
Биография
Училась на
историко-филологическом факультете (факультете общественных наук)
МГУ им. М. В. Ломоносова (1919—1923) и в аспирантуре
Российской ассоциации научно-исследовательских институтов (РАНИОН)
(1924—1929). В 1929 году защитила кандидатскую диссертацию «Творчество
Сезанна
».
В 1923—1948 годах работала в
Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ)
. Сначала младшим помощником хранителя, с 1932 отвечала за экспозиционно-выставочную работу. В первые годы Великой Отечественной войны исполняла обязанности директора музея, с 1944 — заместитель директора по научной работе. В качестве одного из ведущих специалистов музея занималась экспозиционной, популяризаторской, методической и научной работой.
В 1924—1929 годах одновременно также работала в
ГАХН
(и. о. учёного секретаря подсекции современного искусства секции пространственных искусств (СПИ))
. Преподавала в
МГУ
(1930—1931), руководила аспирантурой в
ГМНЗИ
(1931—1934), занималась с аспирантами в
ИФЛИ
(1934—1938).
Входила в ликвидационную комиссию при разделе Государственного музея нового западного искусства (1948). После его ликвидации до 1968 года работала в
Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств
Академии художеств СССР. Член
Учёного совета
ГМИИ им. А. С. Пушкина
(1957—1980).
При обсуждении в 1990 году идеи создания в Москве художественного музея XX века, Яворская предложила разместить его в бывшем здании ГМНЗИ (
усадьба Морозова на Пречистенке
), восстановив на исторических местах ансамбли
Мориса Дени
и
Пьера Боннара
.
По мнению
Ю. Б. Норштейна
, «История Государственного музея нового западного искусства» Яворской
должна стать «основой серьёзного разговора о возможности восстановления ГМНЗИ»
.
Автор первой в советском искусствознании
монографии
о
Поле Сезанне
.
А. В. Рыков
рассматривает Яворскую как представителя такого направления в искусствоведении того времени как «вульгарная социология» и отмечает, что «многие корифеи „вульгарной социологии“ были тесно связаны с авангардистским искусством,
формалистическим дискурсом и по праву считаются частью мировой интеллектуальной и художественной
элиты того времени»
.
Супруг —
Б. Н. Терновец
. Похоронена на
Новодевичьем кладбище
.
Избранные труды
-
Художник и зритель во Франции в середине XIX века // Труды секции теории и методологии (социологической).
РАНИОН
. — М., 1928. — Т. II.
-
Сильвестр Щедрин
(1791—1830). — М.: Изд-во
Гос. Третьяковской галереи
, 1931. — 50 с.
-
Современная революционная политическая сатира на Западе: (Германия, Америка, Франция). — М.:
ОГИЗ
— Л.:
ИЗОГИЗ
, 1932. — 94, [6] с.: ил.
-
Пабло Пикассо
. — М.:
ОГИЗ
-
ИЗОГИЗ
, 1933. — 45 с.
-
Вводные статьи:
Клод Моне
,
Поль Сезанн
,
Пабло Пикассо
,
Озанфан
,
Жаннере
,
Ганс фон Маре
в:
: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов; В 4 томах / Под общ. ред.
Д. Е. Аркина
и
Б. Н. Терновца
. — Т. 3. — М.:
Гос. изд-во изобразительных искусств
, 1934. 2-е изд., доп.: М.—Л.: Гос. изд-во изобразительных искусств, 1939.
-
Оноре Домье
. — Л.: Издательство
Ленинградского областного союза советских художников
, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
-
Сезанн. — М.:
ОГИЗ
—
ИЗОГИЗ
, 1935. — 87 с. Итальянское издание:
Iavorskaia N.
Paul Cezanne. — Milano:
, 1935 (Arte moderna straniera. Serie A. Pittori. — № 4). Seconda edizione: Milano: Hoepli, 1944 (Arte moderna straniera. Serie A. Pittori. — № 4). — 41 p., con ill. b.n. n.t. + 34 tavv. f.t. di cui una a col.
-
Романтизм
и реализм во Франции в XIX веке. — М.:
ИЗОГИЗ
, Полиграфтехникум, 1938. — 208 с., 1 вкл. л. ил.: ил.
-
В соавт. c:
Терновец Б. Н.
Художественная жизнь Франции второй половины XIX века: Учебное пособие. — М.:
ОГИЗ
, 1938. — 137 c.
-
В соавт. c:
Искусство Советской Украины: Живопись. Скульптура. Графика. Очерки / Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств. — М.:
Искусство
, 1957. — 299 с.: ил.
-
Западноевропейское искусство XIX века. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962 (Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек) / Акад. художеств СССР). — 79 с., 2 л. ил.: ил.
-
Пейзаж
барбизонской школы
. — М.:
Искусство
, 1962. — 345 c.
-
Кубизм
и
футуризм
//
Модернизм
: Анализ и критика основных направлений / ред.
В. В. Ванслов
,
Ю. Д. Колпинский
. — М.:
Искусство
, 1969. — С. 37—78.
-
Пьер Боннар
. — М.:
Искусство
, 1972. — 128 с.
-
Современная французская живопись: очерки. — М.:
Искусство
, 1977 (Зарубежное искусство 20 в.). — 213 с.: ил.
-
К истории международных связей
Государственного музея нового западного искусства
(1922—1939) / Авт.-сост.
Н. В. Яворская
; Под ред.
И. Е. Даниловой
. — М., 1978 (Из архива ГМИИ / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. — Вып. 2). — 475 с.
-
Из истории советского искусствознания; О французском искусстве XIX—XX веков. — М.:
Советский художник
, 1987 (Серия:
). — 256 с.
-
Рассказ очевидца о том, как был закрыт Музей нового западного искусства //
Декоративное искусство
. — 1988. — № 7.
-
Каким быть музею XX века //
Творчество
. — 1990. — № 11.
-
История Государственного музея нового западного искусства (по документам и воспоминаниям) //
. — 1/02. — М., 2002. — С. 595—603.
-
История Государственного музея нового западного искусства. Москва. 1918—1948. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2012. — 480 с.: ил., портр. —
ISBN 978-5-903190-50-8
В качестве редактора и составителя:
-
Терновец Б. Н.
Избранные статьи / Сост., авт. вступ. статьи и примеч.
Н. В. Яворская
и
Г. Ю. Стернин
. — М.:
Советский художник
, 1963. — 364 с.
-
: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В семи томах. В восьми книгах. — Т. 4: Первая половина XIX века / Под общ. ред.
А. А. Губера
и др.; под ред.
И. Л. Маца
и
Н. В. Яворской
. — М.:
Искусство
, 1967. — 622 с.; Т. 5 (Кн.1, 2): Искусство конца XIX — начала XX века / Под общ. ред.
А. А. Губера
и др.; под ред.
И. Л. Маца
и
Н. В. Яворской
. — М.: Искусство, 1968—1969. — 448+541 с.
-
Всеобщая история искусств: В шести томах / Академия художеств СССР, Институт теории и истории изобразительных искусств. — Т. 5: Искусство 19 века / Под общей редакцией
Ю. Д. Колпинского
и
Н. В. Яворской
. — М.: Искусство, 1964. — 872, XCVIII с., ил.
.
-
Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников / Пер. с франц.
Е. Р. Классон
,
Л. Д. Липман
; сост., вступит. статья, с. 3—46, примечания и хронология жизни и творчества Сезанна
Н. В. Яворской
. — М.: Искусство, 1972. — 370 с.
-
Терновец Б. Н.
Письма. Дневники. Статьи / Сост., вступ. ст., тексты к разд., коммент.
,
Н. В. Яворской
. — М.: Советский художник, 1977. — 362 с.
-
Из истории художественной жизни СССР: Интернациональные связи в области изобразительного искусства, 1917—1940. Материалы и документы / Сост. и вступ. статья
и
Н. В. Яворской
. — М.: Искусство, 1987. — 365 с.
Литература
Примечания
-
(неопр.)
Дата обращения: 4 июля 2018.
4 июля 2018 года.
-
Цикл панно «История Психеи» М. Дени находился в Белом зале, затем попал в Эрмитаж (
от 1 июля 2018 на
Wayback Machine
).
-
Панно П. Боннара «У Средиземного моря» (триптих), «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов» в начале Великой Отечественной войны были эвакуированы, а при разделе собрания ГМНЗИ в 1948 году первое было отправлено в Эрмитаж, а другие переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина (
от 1 июля 2018 на
Wayback Machine
).
-
↑
(неопр.)
Дата обращения: 28 июня 2018.
29 июня 2018 года.
-
Яворская Н. В.
История Государственного музея нового западного искусства. Москва. 1918—1948. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2012. Текст книги был завершён в 1989 году, издан по авторской рукописи при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина.
-
(неопр.)
Дата обращения: 10 июля 2018.
4 июля 2018 года.
-
Рыков А. В.
3. — В:
: [
29 июня 2018
] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12. — С. 159—164. —
ISSN
.
-
(неопр.)
Дата обращения: 4 июля 2018.
5 июля 2018 года.
-
от 5 июля 2018 на
Wayback Machine
—
ISBN 5-89826-159-1
Ссылки