Знаменное пение
- 1 year ago
- 0
- 0
Амвросиа́нское пе́ние , амвросианский распев — региональная традиция западнохристианского богослужебного пения , развившаяся в Миланской (Медиоланской) церкви и названная по имени святого Амвросия, епископа Миланского (340—394), который способствовал введению в западноевропейскую певческую практику некоторых принятых на Востоке музыкальных форм — антифонного пения , респонсориального исполнения псалмов , гимнов . Амвросианское пение составляет основу музыкального оформления специфического амвросианского обряда . Древнейшие письменные памятники амвросианского пения сохранились в рукописях не ранее XI века, полные обиходные певческие книги — не ранее XII века .
Амвросианские распевы по своей литургической функции во многом аналогичны римским распевам, при этом обозначаются специфическими терминами. Специфическая амвросианская терминология для распевов мессы: Symbolum (аналог ординарного Credo), ingressa (аналогична интроиту ), psalmellus (аналог градуала ), post epistolam (аналог аллилуйе ), cantus (аналог тракту ), transitorium (аналог коммунио ), антифон post Evangelium и confractorium (римских аналогов нет).
Взаимодействие слова и музыки в амвросианских распевах чрезвычайно разнообразно — от простой силлабики до изысканной мелизматики , особенно в больших респонсориях оффиция . В мелизматически выполненных распевах орнаментика превосходит соответствующие распевы других региональных традиций хорала. Например, верс «Suscipiant montes pacem» градуала мессы (psalmellus) «Benedictus Dominus» содержит мелизм, в котором один слог распевается на 159 (!) звуков .
Стилевая особенность амвросианских распевов — неоднократное повторение (возобновление) мелодических фраз, наиболее часто наблюдаемое в интроитах (ingressae), антифонах post Evangelium и коммунио (transitoria) . Повторение отмечается также и в других жанрах мессы (градуал, аллилуйя, офферторий) и оффиция (большие респонсории).