Interested Article - Мохой-Надь, Ласло
- 2020-01-25
- 2
Ласло Мохой-Надь ( венг. Moholy-Nagy László ; имя при рождении — Ласло Вайс ( венг. Weisz László ); 20 июля 1895 года, Боршод , Австро-Венгрия — 24 ноября 1946 года, Чикаго , США ) — венгерский художник , теоретик фото- и киноискусства, журналист , одна из крупнейших фигур мирового авангарда , один из важнейших представителей фотографии Нового ви́дения .
Биография и творчество
После ухода отца из семьи воспитывался в семье дяди по материнской линии, юриста по профессии, Густава Надя. Двоюродным братом его матери был дирижер Георг Шолти . Получил юридическое образование. Ласло взял венгерскую фамилию своего дяди, а позже добавил к ней « Moholy » в память города Mohol (теперь часть Сербии ), где он провел часть своего детства . Первые стихи опубликовал в 1911 году. С 1915 года воевал в австро-венгерской армии как артиллерийский офицер, был ранен на в 1917-м, после выздоровления оставлен в резерве в Будапеште . Во время службы делал карандашные наброски, акварели и записи для документирования своего военного опыта . Начал посещать художественную школу, познакомился с представителями будапештского авангарда ( кубизм , экспрессионизм ), участвовал в нескольких групповых выставках.
Поддерживал Венгерскую советскую республику , хотя никаких постов при ней не занимал. В конце 1919 года, после поражения Венгерской республики, бежал в Сегед , откуда переехал в Вену , затем в Берлин . Вошел в круг дадаистов , испытал воздействие Курта Швиттерса , в архитектурных проектах развивал принципы конструктивизма . В 1923—1928 годах работал в Баухаузе . Среди его учеников был Йозеф Альберс . В 1924 году познакомился с Владимиром Маяковским , создал несколько его фотопортретов. Писал киносценарии , снимал короткометражные фильмы (« », 1926). В 1925 году в серии Баухауз книги вышла его книга Живопись , Фотография , Кино , где для своих фотомонтажей он выбрал слово « фотоскульптура » . В 1929 году Ласло был привлечен к организации в Штутгарте известной выставки «Кино и Фото» .
Сотрудничал с берлинскими экспериментальными театрами (в частности, политическим театром Э. Пискатора ). В 1934 году эмигрировал из нацистской Германии в Амстердам , в 1935-м — в Лондон . В гитлеровской Германии его произведения фигурировали на известной пропагандистской выставке « Дегенеративное искусство » (1937).
В 1937 году по рекомендации Вальтера Гропиуса и по приглашению , председателя совета директоров Мохой-Надь переехал в Чикаго (США) и занял должность директора «Нового Баухауза» — Школы дизайна, которой и руководил с 1939 года до конца жизни. Умер от лейкемии . Похоронен на кладбище Грейсленд .
В 1944 году Школа дизайна стала , а в 1949-м объединилась с Иллинойсским технологическим институтом , ставшим первым учебным заведением в США, присваивающим степень Ph.D. по дизайну.
Мохой-Надь и фотография
Мохой-Надь считается одним из тех мастеров, которые принципиально реформировали художественную фотографию и изменили представление о ней. "Мохой-Надь обозначил фотографию важным инструментом подготовки художников и дизайнеров. Он рассматривал фотографию как способ развития нового художественного мышления...". Работая с фотографией он стал одним из создателей концепции Нового ви́дения . Работая с фотографией он сформировал содержательную программу нового изображения. "Мохой-Надь сделал фотографию основой новой художественной программы, где не фотография подчинена живописи, а наоборот — живопись и архитектурная программа зависят от условий фотографического восприятия. Мохой-Надь создал современную визуальную систему, в которой определяющая роль принадлежит фотографии".
Признание
Университет искусства и дизайна в Будапеште носит имя Ласло Мохой-Надя.
Осенью 2003 года Фонд Мохой-Надя был основан как источник информации о жизни и творчестве художника .
В 2004 году его работы были представлены в Москве на выставке «100 лучших фотографий Венгрии».
В 2016 году в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена ретроспектива работ Мохой-Надя, в которую вошли живопись, кино, фотография и скульптура .
Тексты художника
- Painting, photography, film. — Cambridge: M.I.T. Press, 1969. англ.
- Живопись или фотография. — М. , 1929.
Каталоги выставок
- Montagen ins Blaue: Laszlo Moholy-Nagy, Fotomantagen und -collagen, 1922—1943. Giessen: Anabas, 1980.
- László Moholy-Nagy: compositions lumineuses, 1922—1943. Paris: Editions du Centre Pompidou, 1995.
- László Moholy-Nagy: a life in motion : paintings, sculpture, drawings and photography. London: Annely Juda Fine Art, 2004.
- Laszlo Moholy-Nagy: color in transparency: photographic experiments in color 1934—1946 = Fotografische Experimente in Farbe 1934—1946. Göttingen: Steidl; Berlin: Bauhaus-Archiv, 2006.
Литература
- . СПб.: Пальмира, 2022. 255 с.
- Кулаков. Г Моголи-Надь и «Баухауз».// Фотография. 1992.№ 3-4. стр.36-38.
- Ласло Мохоли-Надь и русский авангард: Статьи и пер. с венг. и нем. / Сост ; ред. Ю. Герчук . — М. : , 2006. — 296 с. — (artes et media). — 1000 экз. — ISBN 5-94607-062-2 .
- Hight E.M. Picturing modernism: Moholy-Nagy and photography in Weimar Germany. Cambridge: MIT Press, 1995.
- Kostelanetz R. Moholy-Nagy. New York: Praeger, 1970.
- Mansbach S.A. Visions of totality : Laszlo Moholy-Nagy, Theo Van Doesburg, and El Lissitzky. Ann Arbor: UMI Research Press, 1980.
- Margolin V. The struggle for utopia: Rodchenko, Lissitzky, Moholy-Nagy, 1917—1946. Chicago: University of Chicago Press, 1997.
- Moholy-Nagy S. Moholy-Nagy: experiment in totality. Cambridge: M.I.T. Press, 1969.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — С. 841.
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- László Moholy-Nagy // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- Мохой-Надь Ласло // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- (англ.)
- ↑
- (англ.) . Дата обращения: 21 июня 2019. 28 марта 2019 года.
- (англ.) . Moholy-Nagy Foundation, Inc . Дата обращения: 21 июня 2019. 27 марта 2019 года.
- ↑ Фотографии XX века. Музей Людвига в Кёльне / ответственный = пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4 .
- от 14 мая 2022 на Wayback Machine . СПб.: Пальмира, 2022, c. 141.
- Ласло Мохой-Надь и русский авангард. / Сост С. Митурич; ред. Ю. Герчук. М.: Три квадрата, 2006.
- от 14 мая 2022 на Wayback Machine . СПб.: Пальмира, 2022, c. 144.
- Chilvers, Ian & Glaves-Smith, John eds., Dictionary of Modern and Contemporary Art , Oxford: Oxford University Press, 2009. pp. 471-472
- (англ.) (2 февраля 2016). Дата обращения: 21 июня 2019. 21 июня 2019 года.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (недоступная ссылка) (рус.)
- 2020-01-25
- 2