Акбар I Великий
- 1 year ago
- 0
- 0
Али́ Акба́р Хашеми́ Рафсанджани́ ( перс. علي اکبر هاشمی رفسنجانی ; 25 августа 1934 , дер. , близ г. Рефсенджан , провинция Керман , Иран — 8 января 2017 , Тегеран , Иран ) — иранский политик, государственный деятель, писатель, бывший председатель Совета по целесообразности . Председатель Исламского консультативного совета Ирана (1980—1989), президент Ирана (1989—1997 год).
Родился в провинции Керман в обеспеченной крестьянской семье, занимавшейся выращиванием фисташек. У него было семь братьев и сестер. В возрасте 14 лет покинул семью, чтобы изучать богословие в Куме .
С 1948 по 1963 год учился в теологическом центре в Куме, где стал посещать лекции Рухоллы Мусави Хомейни по исламскому праву и стал его учеником. В этот период он увлекся политикой.
В начале 1960-х годов активно включился в антимонархическое движение. До Исламской революции в период за 15 лет 7 раз сидел в тюрьме за антиправительственную деятельность. Несмотря на антизападную позицию революционеров, он побывал в 20 штатах США. Хомейни видел в нем финансового менеджера революционной борьбы, а также связующее звено с другими революционными группами.
В начале 1979 года был введён в состав Исламского революционного совета, являвшегося высшим органом власти Ирана, одновременно исполняя обязанности министра внутренних дел. Избирался в совет экспертов по составлению проекта конституции страны.
В 1980—1989 годах являлся председателем Меджлиса . Сыграл важную роль в смещении Абольхасана Банисадра с поста президента в 1981 году и в создании Совета целесообразности , который он сам возглавлял в 1989—2017 годах. Одновременно служил в качестве одного из пятничных молитвенных имамов Тегерана (в течение следующих тридцати лет), представителя Хомейни в Высшем совете обороны (после смерти Мустафы Чамрана ).
С 1988 года исполнял обязанности верховного главнокомандующего вооружёнными силами и был членом Высшего совета культурной революции Ирана. Отличался яркими ораторскими способностями. Убедил Хомейни согласиться на прекращение Ирано-иракской войны . Всего через три месяца после его назначения заместителем главнокомандующего Вооруженными силами Иран принял резолюцию 598 Совета Безопасности ООН, и восьмилетняя война закончилась.
28 июля 1989 года был избран президентом Исламской Республики Иран, получив 96,1% голосов (вступил в должность 3 августа). Проводил политику экономически либеральную, политически авторитарную и философски традиционную. В период его президентства Иран испытал заметную либерализацию как в экономике, так и в социальной сфере. Поддерживал одобренный Всемирным банком курс на структурные преобразования, стремился создать современную индустриальную экономику, интегрированную в мировую экономику. Проводил реформы, нацеленные на создание в Иране полноценного свободного рынка, однако это привело к огромному росту инфляции — 49%. Обвинялся в коррупции внутри страны и репрессиях против инакомыслящих за ее пределами.
Среди поддерживаемых им проектов можно выделить Исламский университет Азад .
Начало президентства Рафсанджани совпало с кардинальными изменениями в мировой политике. Он положил начало отношениям Ирана с центральноазиатскими и закавказскими республиками бывшего СССР , выстроил новые отношения с Арабским миром . Впрочем, отношения с США оставались всё такими же напряжёнными. Осудил Войну в Персидском заливе . Инициировал оказание гуманитарной помощи жертвам конфликта, направив грузовики с едой и лекарствами в Ирак, при этом тысячи кувейтских беженцев получили убежище в Иране. Являлся сторонником ядерной программы Ирана , при этом вел успешные переговоры с Западом по этой проблеме.
Стал первым президентом Ирана, покинувшим пост по истечении полномочий. Летом 1999 года выступил с проповедью в Тегеранском университете , в которой высоко оценил применение правительством силы для подавления студенческих демонстраций.
Долгие годы являлся членом Ассоциации воинствующего духовенства . Был тесно связан с руководителями Партии лидеров строительства (Executives of Construction Party) и Партии умеренности и развития.
С октября 1989 года до конца жизни возглавлял Совета целесообразности Ирана .
В 2000 году был избран в Меджлис, занял 30-е или последнее место. Сначала он не входил в число 30 избранных представителей Тегерана, как было объявлено министерством внутренних дел Ирана, но Совет стражей конституции постановил, что многочисленные бюллетени признаны недействительными, это привело к обвинениям в фальсификации бюллетеней в его пользу. Однако вскоре он оставил работу в парламенте и возглавил Совет по целесообразности. В 2006 году был избран в Совет экспертов от Тегерана. В 2007—2011 годах занимал должность председателя Совета экспертов, что рассматривалось как весомое поражение консерваторов во главе с президентом Махмудом Ахмадинежадом . Постепенно взгляды политика становились все более либеральными. В своей речи 17 июля 2009 года он подверг критике ограничение средств массовой информации и подавление активистов, а также подчеркнул роль всенародного голосования в конституции Исламской Республики. Его проповедь в Тегеране слушали в тот день по разным оценкам от 1,5 до 2,5 миллионов человек.
Как во внешней, так и во внутренней политике Рафсанджани считался одним из наиболее влиятельных , прагматичных государственных деятелей Ирана.
В мае 2013 года зарегистрировался для участия в президентских выборах всего несколько минут до окончания срока подачи документов. Его кандидатуру поддержал бывший президент-реформатор Мохаммад Хатами . Однако вскоре Совет стражей Конституции отстранил его от участия в президентских выборах. В июне того же года он поддержал умеренного политика Хасана Рухани заявив, что этот кандидат более подходит на пост президента, чем другие.
Его деятельность способствовала избранию умеренного по своему составу парламента в 2016 года. При этом его отношения с духовным Лидером Ирана Али Хаменеи заметно ухудшились.
Хашеми скончался 8 января 2017 года в 19:30 ( UTC+3:30 ) от сердечного приступа в бассейне. Как сообщают иранские государственные СМИ, он был немедленно доставлен в больницу Шохада-йе-Таджриш в северном Тегеране . На момент его смерти ему было 82 года . Правительство объявило трёхдневный национальный траур и государственный праздник в день его похорон . В Тегеране и других городах были подняты чёрные знамена, а на некоторых плакатах были изображены улыбающиеся Верховный лидер и Рафсанджани. Пятидневный траур также объявлен в южной провинции Керман , где находится родной город аятоллы Рафсанджани Рефсенджан .
Церемония прощания с ним прошла в Тегеранском университете , на ней молитву прочёл лично аятолла Хаменеи. Был похоронен в мавзолее Хомейни , своего соратника по исламской революции .
Был женат на с 1958 года. Эффат Мараши является внучкой Великого аятоллы . У них родились пятеро детей: трое сыновей ( , и ) и две дочери (Фатеме и ).
В 1997 году сын Рафсанджани оказался в центре скандала с французской компанией Total , которая якобы передала Мехди Рафсанджани 80 млн долларов за право нефтяных разработок на шельфе Ассалуйе . Расследование этого дела до сих пор продолжается во Франции.
Считался самым богатым человеком в Иране, однажды он даже попал в список сотни богатейших людей по версии Forbes. Благодаря своему состоянию на родине он получил прозвище Акбар Шах.
Из-за слабого роста и густоты своей бороды, среди народа, оппозиционеров и оппозиционных СМИ, и даже среди соратников имел устойчивое прозвище куусэ́ ( перс. کوسه ), которым на персидском языке называют человека со слабой и негустой бородой.
Разыскивался правоохранителями Аргентины вместе с другими лидерами Ирана по обвинению в подготовке Теракта в Буэнос-Айресе (1994).
В 1997 году во время суда в Германии по делу об убийствах в ресторане на Миконосе было объявлено, что Рафсанджани, тогдашний президент Ирана, наряду с аятоллой Хаменеи , Велаяти и Фаллахианом , принимал участие в подготовке убийств иранских активистов оппозиции в Европе.
Находился в открытом конфликте с президентом Ахмадинежадом. Рафсанджани критиковал его администрацию за проведение чисток правительственных чиновников, медленный переход к приватизации и враждебную внешнюю политику, в частности политику в области атомной энергии. В ответ Ахмадинежад указывал, что Рафсанджани не смог дифференцировать приватизацию с коррумпированным поглощением государственных компаний, а проводимая им внешняя политика, привела к санкциям против Ирана в 1995 и 1996 годах. Он также неявно осудил Рафсанджани и его последователей, назвав тех, кто критикует его ядерную программу, предателями. Во время дебатов с Мир-Хоссейном Мусави на президентских выборах 2009 года Ахмадинежад обвинил Хашеми в коррупции. Тот в ответ выпустил открытое письмо, в котором он указал на то, что он назвал оскорблениями, ложью и ложными обвинениями президента, и просил верховного лидера страны Али Хаменеи вмешаться в ситуацию.