Interested Article - Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной церквями

Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной церквями — организация, созданная для диалога между Святым Престолом и четырнадцатью автокефальными Православными церквями для обсуждения вопросов сосуществования церквей в современном мире.

Конференции комиссии проходят с 1980 года.

Хронология развития событий

Предыстория

Для представителей католицизма Второй Ватиканский собор , на котором присутствовали в том числе и православные наблюдатели, обозначил новый подход к оценке ситуации, сложившейся в результате великого раскола христианской церкви . Итоговые документы собора содержат терпимую оценку восточной традиции, этому посвящена глава декрета Unitatis Redintegratio . Важным экуменическим моментом стало признание православной церкви и её таинств действительными, в первую очередь это относится к таинствам причастия и крещения. Такой подход привёл к экклесиологическим выводам о том, что католичество и православие являются «дочерними церквями» ( англ. sister churches ) по отношению к Христианской Церкви .

Одновременно с этим происходило явление, получившее название «диалог благотворительности» ( англ. the dialogue of charity ); суть явления заключалась в проявлении доверия между оппонирующими сторонами, которое предшествовало ведению плодотворного теологического диалога. Главы церквей Папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор в январе 1964 года встретились в Иерусалиме , что стало первой встречей предстоятелей Православной и Римско-католической церквей с 1439 года .

7 декабря 1965 года в Риме и Стамбуле они одновременно объявили об отмене взаимных анафем , существовавших с 1054 года .

Теме взаимодействия Православия и католичества было посвящено II Родосское Всеправославное совещание .

Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью .

Пленарные заседания комиссии по годам
1980 —
1981 —
1982 —
1983 —
1984 —
1985 —
1986 —
1987 —
1988 —
1989 —
1990 —
1991 —
1992 —
1993 —
1994 —
1995 —
1996 —
1997 —
1998 —
1999 —
2000 —
2001 —
2002 —
2003 —
2004 —
2005 —
2006 —
2007 —
2008 —
2009 —
2010 —
1-я: Таинства церкви и евхаристия…
Патмос и Родос , Греция , 1980 год
2-я: Таинства церкви и евхаристия…
Мюнхен , Германия , с 30.06 по 6.07.1982
3-я: Вера, причастие и…
Крит , Греция , 1984
4-я: Вера, причастие и…
Бари , Италия , с 9.07 по 16.07.1987
5-я: Таинство священства…
Н. Валаам , Финляндия , с 19 по 27.06.1988
6-я: «Униатство»
Фрайзинг , 1990
7-я: Униатство как метод единения…
Баламанд , Ливан , с 14.06 по 24.06.1993
8-я: …предпосылки униатства
, Балтимор , США , 2000
9-я: …соборность и власть в церкви…
Белград , Сербия , 2006
10-я: …община, соборность и власть…
Равенна , Италия , с 8.10 по 14.10.2007
11-я: Роль епископа Рима…
Пафос , Кипр , 2009
12-я: Роль епископа Рима…
Вена , Австрия , 2010
13-я: Синодальность и первенство…
Амман , Иордания , 2014
14-я: Синодальность и первенство…
Кьети , Италия , 2016
15-я: Синодальность и первенство…
Александрия , Египет , 2023

Пленарные заседания комиссии

Первые десять лет работы комиссии стали чрезвычайно плодотворными, в это период были опубликованы три важных документа, освещающих отношение церквей к ключевым религиозным понятиям. В первом были рассмотрены Троица , церковь и евхаристия ; второй был посвящён связям между общей верой и церковной общиной; темой третьего документа стало богословие .

Комиссия c 1980 года провела четырнадцать пленарных сессий:

  1. 1980 год , Греция ( Патмос и Родос ): «Таинства церкви и евхаристия в свете тайны Святой Троицы»
  2. 1982 год (с 30 июня до 6 июля), Германия ( Мюнхен ): «Таинства Церкви и евхаристия в свете Тайны Святой Троицы»
  3. 1984 год , Греция ( Крит ): «Вера, причастие и единство Церкви»
  4. 1987 год (с 9 по 16 июня), Италия ( Бари ): «Вера, причастие и единство Церкви»
  5. 1988 год (с 19 по 27 июня), Ново-Валаамский монастырь , Финляндия : «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия»
  6. 1990 год (с 6 по 16 июня), Фрайзинг : «Униатство» .
  7. 1993 год (с 17 по 24 июня), Баламанд , Ливан : « Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения »
  8. 2000 год (с 9 по 19 июля), США ( и Балтимор ): «Экклесиологические и канонические предпосылки униатства».
  9. 2006 год (с 18 по 25 сентября), Сербия , Белград : «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: соборность и власть в церкви на трёх уровнях церковной жизни: местный, региональный и универсальный»
  10. 2007 год (с 8 по 14 октября), Равенна , Италия : «Экклезиологические и канонические последствия священной природы церкви — церковная община, соборность и власть» .
  11. 2009 год , Пафос , Кипр : «Роль епископа Рима в общине церкви в первое тысячелетие» .
  12. 2010 год , Вена , Австрия : «Роль епископа Рима в общине церкви в первое тысячелетие» .
  13. 2014 год , Амман , Иордания : «Синодальность и первенство» .
  14. 2016 год , Кьети , Италия: «Синодальность и первенство в первом тысячелетии. На пути к общему пониманию служения единству Церкви» .
  15. 2023 год , Александрия , Египет : «Синодальность и первенство во втором тысячелетии и сегодня» .

Седьмое пленарное заседание

Баламандский монастырь в 2010 году

Седьмое пленарное заседание было проведено в Баламандском университете , расположенном в Баламандском монастыре Ливана , с 17 по 24 июня 1993 года.

Эта сессия рассматривала теологические и практические вопросы, связанные с существованием и пасторской деятельностью Восточных Католических церквей в новых исторических условиях. Распад Советского Союза в 1991 году и расформирование в том же году организации Варшавского договора в Центральной и Восточной Европе вызвали «глубокие изменения… включающие возрождение религиозной свободы и возобновление открытой пасторской деятельности Восточными Католическими церквями». Комиссия объявила, что эти изменения «сделали эти вопросы проверкой качества взаимоотношений между Католицизмом и Православными церквями» в географических рамках Восточной Европы .

В частности, вокруг вопроса униатства развернулась многолетняя полемика, результаты которой были подведены в итоговом документе седьмого пленарного заседания «Униатство как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем» :

Относительно метода, который назвали «Униатство», который обсуждался на предыдущем заседании в июне 1990 года во Фрайзинге, то «мы отклоняем этот подход, направленный на поиск методов сближения, так как применение этого метода противоречит общей традиции наших церквей».

Действия Восточных Католических церквей понятны, у них, как у католической общины, есть право на существование, и эти церкви действуют в ответ на духовные потребности их членов.

Восьмое пленарное заседание

Восьмая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями была проведена в и Балтиморе , штат Мэриленд , США с 9 по 19 июля 2000 года. Темой этого пленарного заседания, стал документ «Экклесиологические и канонические предпосылки униатства», который был предварительно разработан Координационным комитетом Комиссии Арицции и Риме в 1998 году. Явление, ставшее темой этого документа, приобрело особое значение в вопросах межконфессиональных отношений; усиление униатства началось с изменений, которые произошли в Центральной и Восточной Европе за десять лет, которые прошли от подготовки документа до его обсуждения на пленарном заседании.

Совместная Международная комиссия рассматривала этот вопрос, начиная с шестого пленарного заседания во Фрайзинге ( Германия ) в 1990 году, дискуссия продолжилась в рамках седьмой сессии в Баламандском монастыре Ливана в 1993. В рамках предыдущих обсуждений были приняты документы, затрагивающие теологические аспекты, а также несущие практические рекомендации. Проекты постановлений были приняты в общем положительно, хотя их проработка была непростой, бывали случаи возражений против подготовленных текстов, бывали ситуации, когда к предварительно разработанному тексту были претензии с обеих сторон.

Десятое пленарное заседание

Десятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями была проведена в Равенне , Италия с 8 по 14 октября 2007 года. На ней был принят Равенский документ , который вызвал неоднозначную, в том числе и негативную оценку церковных деятелей.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 июля 2015. Архивировано из 25 октября 2016 года.
  2. McPartlan, Paul. «Towards Catholic-Orthodox Unity». Communio. 19 (Summer 1992): 305—320.
  3. (англ.) — официальный сайт Ватикана, итоги второго заседания комиссии
  4. (англ.) — официальный сайт Ватикана, итоги четвёртого заседания комиссии
  5. (англ.) — официальный сайт Ватикана, итоги пятого заседания комиссии
  6. // Русская православная церковь Журнал Московской Патриархии : Ежемесячный журнал. — М. : Издательство Московской Патриархии, 1997. — № 12 . 15 апреля 2014 года.
  7. (англ.) — официальный сайт Communiqué from the meeting of the seventh plenary session
  8. (англ.) — официальный сайт Ватикана, итоги десятого заседания комиссии
  9. (англ.) . The Ecumenical Patriarchate (22 октября 2009). 28 октября 2020 года.
  10. (англ.) . The Ecumenical Patriarchate (26 сентября 2010).
  11. (англ.) . The Ecumenical Patriarchate (22 сентября 2014). 28 октября 2020 года.
  12. (англ.) . Официальный сайт Папского совета по содействию христианскому единству . 28 октября 2020 года.
  13. (англ.) . Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству . Архивировано 14 июля 2023 года.

Литература

Источник —

Same as Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной церквями