Круглый стол демократического единства
- 1 year ago
- 0
- 0
Фронт демократического и народного единства (ФДНЕ) — принятое в русской передаче название коалиции Демократический и народный союз ( исп . Unidad Democrática y Popular , UDP), зонтичного политического альянса Боливии , в 1977—1984 годах объединявшего ряд ведущих левых сил страны.
Он был основан в 1977 году бывшим президентом Эрнаном Силесом Суасо и включал его Левое националистическое революционное движение (откол от Националистического революционного движения ) и Левое революционное движение Хайме Паса Саморы , а также Коммунистическую партию Боливии , фракции Социалистической партии , Движение национальных левых (позднейший откол от НРД), Альянс национальных левых (основанный убитым генералом Хуаном Хосе Торресом ), Народное движение за национальное освобождение. В 1978 году в блоке участвовало индихенистское , в 1979 году — мелкая постгеваристская Революционная партия трудящихся Боливии и крупная Революционная партия националистических левых Хуана Лечина и Лидии Гейлер Техады , а в 1980 году — небольшая троцкистская партия Рабочий авангард. Леводемократическая коалиция стала чрезвычайно популярной среди боливийских трудящихся и избирателей вообще в конце 1970-х годов, в том числе из-за усталости от военных диктатур, сменявших друг друга с 1964 года.
ФДНЕ в своей программе характеризовался как «народный», «национально-освободительный» и «революционный» союз, объединяющий представителей рабочего класса, крестьянства, служащих, а также той части национальной буржуазии, которая встала на сторону борющегося народа. Более радикальные левые силы (в том числе маоисты , геваристы , некоторые троцкисты и изначально левые националисты из РПНЛ) к выборам 1978 года объединились в Революционный фронт левых .
ФДНЕ выступал за создание «национального, народного и демократического правительства», способного обеспечить эффективный контроль над использованием национальных ресурсов. Ратуя за развитие государственного сектора в экономике и крестьянских кооперативов, фронт также высказывал готовность после прихода к власти поддерживать и частные промышленные и агропромышленные предприятия . Во внешней политике ФДНЕ выступал за развитие дружественных отношений со всеми государствами и за участие Боливии в Движении неприсоединения .
ФДНЕ представил себя в апреле 1978 года к выборам того года, а Силес Суасо встал во главе его избирательного списка. По общему мнению, он победил на выборах. Однако голосование было аннулировано из-за раскрытия массовых фальсификаций в пользу одобренного правительством кандидата генерала Хуана Переды .
В итоге в 1979 году были проведены новые выборы. Они тоже оказались безрезультатными, поскольку кандидаты в президенты и вице-президенты от ФДНЕ Эрнан Силес Суасо и Хайме Пас Самора заняли первое место, но не набрали 50 % голосов, необходимых для прямых выборов. Таким образом, определение следующего главы исполнительной власти было отведено Конгрессу, как предусматривалось Конституцией Боливии. Однако парламент не смог согласовать ни одного кандидата, и, в конце концов, провозгласил временным президентом главу Сената Вальтера Гевару в ожидании объявления нового цикла выборов в 1980 году.
При приближении выборов 1980 года ультраправое крыло боливийских вооруженных сил давало понять, что никогда не потерпит приход в правительственный дворец Кемадо «левых экстремистов» Силеса и Пас Саморы. В ноябре 1979 года правый полковник Альберто Натуш совершил путч, однако, встретив всеобщее сопротивление, отказался от власти; голосование Конгресса сделало исполняющей обязанности главы государства сторонницу левых Лидию Гейлер Техаду .
В апреле 1980 года небольшой арендованный самолет, в котором летели Пас Самора и делегация политиков ФДНЕ, разбился на Альтиплано неподалеку от Ла-Паса — в катастрофе погибли все находившиеся на борту, кроме кандидата в вице-президенты. Обозреватели не сомневались, что это было покушение. В любом случае, Пас оправился от ран и возобновил кампанию, опираясь на растущую поддержку, полученную ФДНЕ после авиакатастрофы.
29 июня 1980 года победителем третьего голосования за три года снова стал Фронт демократического и народного единства с 10 сенатскими и 47 депутатскими местами в Национальном конгрессе и тандем Силеса Суасо-Паса Саморы с 38,74 % голосов. Эти двое были бы приведены к присяге, если бы не ультраправый «кокаиновый переворот» 17 июля 1980 года генерала Луиса Гарсиа Месы , прервавший демократический процесс и установивший брутальный авторитарный режим. Военная администрация запретила на время установившегося « гарсиамесизма » деятельность ФДНЕ, который стал координировать в подполье действия части демократической оппозиции.
Силес Суасо и Пас Самора бежали в изгнание, но вернулись в 1982 году, после провала военных экспериментов, приведших экономику Боливии на грань краха. В октябре 1982 года были подтверждены результаты выборов 1980 года: Силес Суасо был приведен к присяге, а Пас Самора стал его вице-президентом. Экономическая ситуация была действительно ужасной, началась галопирующая гиперинфляция. Силесу и правительству ФДНЕ в целом было очень трудно контролировать ситуацию. Правящая коалиция не получила поддержки со стороны других политических партий или депутатов Конгресса. Профсоюзы, возглавляемые ветераном боевого рабочего движения Хуаном Лечином , парализовали правительство постоянными забастовками. ЛРД (MIR) во главе с Пасом Саморой отмежевался от режима в 1984 году, покинув тонущий корабль ФДНЕ, когда популярность Силеса упала до рекордно низкого уровня. По сути, в этот момент ФДНЕ прекратил своё существование.
К 1985 году бессилие правительства побудило Конгресс объявить досрочные выборы, сославшись на тот факт, что Силес был первоначально избран пятью годами до этого. После полного раскола ФДНЕ Силес ушел в отставку, и его партия ЛНДР весьма неудачно поучаствовала в выборах 1985 года под руководством Роберто Джордана Пандо. Что касается ЛРД (другой основной составной группы ФДНЕ), то она участвовала в выборах 1985 года под своим собственным именем и заняла третье место. Её лидер Пас Самора был избран президентом в 1989 году.
ФДНЕ больше никогда не реанимировался, но остаётся мощным символом ранней фазы демократической консолидации (1977—1984), когда этот фронт был самой популярной политической силой Боливии.