Красная косынка (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кали́на кра́сная» — советский полнометражный цветной драматический художественный фильм 1973 года режиссёра и сценариста Василия Шукшина , снятый по его одноимённой повести на киностудии « Мосфильм ». Последняя режиссерская работа Шукшина (он скончался спустя семь месяцев после выхода фильма в прокат).
На экраны Советского Союза кинокартина вышла 25 марта 1974 года . Фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката 1974 года (его посмотрели 62,5 миллиона зрителей) .
Единственный из шести фильмов Василия Шукшина, снятый им на цветную киноплёнку . [ источник не указан 762 дня ]
В 2019 году киноконцерн «Мосфильм» выполнил цифровую реставрацию изображения и звука фильма в PAL и снова выпустил его в прокат .
Вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке «Горе» выходит на свободу, отсидев срок. После колонии он решает отправиться в деревню Ясное, к Любе Байкаловой, с которой переписывался, отбывая наказание. Сначала в областном центре он встречается со своими бывшими сообщниками — Губошлёпом, Бульдей, Люсьеной. Те зовут его на новое дело, но Егор намерен отдохнуть. Сходку преступников окружают сотрудники милиции, но Егору удаётся скрыться. Егор отправляется к Любе. Она знакомит его со своими родителями, встреча выходит сложной, разговор не складывается. Позже возникает недоразумение с участием брата Любы Петром, которого Егор случайно ошпарил в бане. В деревне обсуждают нового знакомого Любы, которая к тому же окончательно не разорвала отношения с бывшим мужем Николаем, дебоширом и алкоголиком.
Егор покидает Любу, предупредив, что может не вернуться. В городе он получает от сообщников переводом крупную сумму денег и первым делом направляется в ресторан. Егор договаривается с официантом и устраивает на съёмной квартире банкет, чтобы отпраздновать освобождение, на который приглашает незнакомых людей. Егор некоторое время гуляет, сорит деньгами, но «разврат» не доставляет ему удовольствия. Он возвращается в Ясное, встречается с Любой, мирится с Петром, устраивается водителем в колхоз и хочет навсегда осесть в деревне.
Егор отпрашивается на работе и вместе с Любой навещает живущую на отшибе старушку Куделиху. После разговора Егор в слезах признаётся Любе, что это его мать, которая не видела его с юности. Он не решается вернуться и признаться ей. Позже у Егора происходит сложный разговор с бывшим мужем Любы Николаем. Тот пришёл с друзьями, перепалка едва не переросла в драку. Спустя некоторое время дома у Егора и родителей Любы появляется член его бывшей шайки. Егор отказывается возвращаться к криминалу и просит передать решение остальным. Егор пересаживается на трактор и в тот день готовится к посевной. На краю поля он замечает автомобиль « Волга » и своих знакомых — Губошлёпа и компанию. Люба, услышав о появлении рецидивистов около деревни, просит помочь брата Петра. Подъехав к полю, они находят Егора с огнестрельным ранением в живот. Егор умирает.
Преступники собираются покинуть деревню и ждут парома на пирсе. Нагнавший их на грузовике Пётр таранит их машину и отправляет преступников (кроме Люсьен и Шурки) в воду. Из-за этого он сам на грузовике вылетает в реку, но остаётся жив.
Изначально Василий Шукшин планировал снять художественный фильм о крестьянском восстании под предводительством Степана Разина (1667—1671) по своему роману « Я пришёл дать вам волю » (1969), но худсовет киностудии сценарий не пропустил, поставив автору условие — снять сначала киноленту о советской современности. Вследствие нервного напряжения у Шукшина обострилась язва желудка, и он попал в больницу, где за короткий срок написал повесть без названия о своих современниках. Рукопись повести первой прочитала его супруга Лидия Федосеева-Шукшина , после чего предложила назвать её «Калина красная». Так называлась популярная песня советского композитора-песенника Яна Френкеля (стихи народные), которую она спела Шукшину во время их знакомства. Такое же название получил и будущий фильм, но сама песня в нём не прозвучала из-за невозможности купить права у композитора, так как бюджет фильма был крайне низким . Было решено заменить песню «Калина красная» на « Вечерний звон » (стихи Ивана Козлова , музыка Александра Алябьева ).
Приказ о запуске производства фильма вышел 1 марта 1973 года. Он был снят в кратчайшие сроки: между началом съёмок картины и выходом фильма на экран прошло меньше года .
Для производства картины о бывшем советском уголовнике режиссёру была выделена устаревшая кинотехника и малопрофессиональная команда. « Госкино » выделило на картину всего 3 600 метров дефицитной тогда плёнки « Кодак », а нужно было в шесть раз больше .
Часть съёмок проходила в деревне Садовая Белозерского района Вологодской области (на момент съёмок деревня называлась Мериново). Из десяти домов деревни половина была задействована в съёмках. Сцены приезда Егора к Любе и их первого разговора в чайной сняты в деревне Тимонино . Здание чайной было переоборудовано специально для съёмок из столовой. К ней была пристроена веранда, на которой они сидели. Специально построили автобусную остановку .
Исправительная колония , из которой в начале фильма выходит на свободу заключённый Егор Прокудин, — это ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области (ранее — ИК 256/5), расположенная на острове Огненном (озеро Новозеро , Вологодская область) и больше известная как «Огненный остров» или « Вологодский пятак » .
На роль Куделихи, матери Егора, была утверждена народная артистка СССР Вера Марецкая , но в самом начале съёмок она отказалась сниматься, так как не захотела предстать в образе дряхлой старухи. Тогда Шукшин уговорил исполнить эту роль жительницу деревни Мериново, пожилую крестьянку Овфимию (Евфимию) Быстрову (1892—1976), чья история жизни совпадала со сценарием: «Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите». Быстрова, потерявшая во время Великой Отечественной войны трёх сыновей и не видевшая ещё одного сына двадцать лет, просто рассказывала о них Лидии Федосеевой-Шукшиной . После премьеры Быстрова стала всесоюзной знаменитостью. Скончалась в 1976 году в одиночестве — замёрзла на печке в своём деревенском домике. В 2003 году односельчане поставили на её могиле памятник, фотография для которого была взята из кадра фильма .
В эпизодической роли конферансье тюремного концерта снялся заместитель директора картины .
После просмотра готового фильма в декабре 1973 года комиссия «Госкино» потребовала произвести многочисленные исправления. Язвенная болезнь Шукшина снова обострилась, и он был госпитализирован. Доверить монтаж своей картины кому-нибудь другому режиссёр не мог. Пролежав некоторое время в больнице на Погодинской улице , он сбежал, чтобы лично заняться правками. По указанию комиссии Шукшин вырезал из текста слова матери Егора о пенсии «Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии!», реплику Егора «Живём, как пауки в банке. Вы же знаете, как легко помирают», произвёл ряд сокращений в рассказе матери и в сцене разврата, а также убрал отдельные эпизоды и планы, заостряющие предметный мир фильма: обнимающуюся пару в малине, поломанные доски карусели, женщину у телеги с собакой, толстую женщину в сцене в чайной, весь эпизод около бильярда и заключительный план матери Егора в окне. Вследствие выполненных исправлений фильм стал короче на восемьдесят метров (2 867 вместо 2 947). . Результат по-прежнему не удовлетворил руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия опасалась смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни. Кроме того, это совпало по времени с приближающимся 50-летием киностудии « Мосфильм », во время празднования которого член Политбюро ЦК КПСС Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве .
После премьеры режиссёр получил несколько писем от воров в законе , которые критиковали его за недостоверность. В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни убивают бывшие «коллеги» .
Журнал « Советский экран » в рамках «Круглого стола» привёл разноречивые мнения зрителей о фильме и оценки критиков . В частности, критик Вера Шитова утверждала, что «„Калина красная“ — фильм очень важный со всех точек зрения» и «это фильм, который берёт за живое» .
Кинокритик написала: «Откуда это чувство светлой печали — от признанного теорией катарсиса — очищения трагедией, или от благодарности за полтора часа, проведённых в сострадании, или — просто — от всегда неожиданного удивления, рождаемого встречей с человеческой Талантливостью» .
Критик Константин Рудницкий писал, что «игра Шукшина в этом фильме — великое мужество откровенности и самораскрытия» . В «Калине красной» Шукшин «выразил себя с недостижимой прежде полнотой и красотой» .
Киновед Юрий Тюрин подробно рассмотрел фильм, отметив, что кинокартина имела «всенародный триумф» .
Культуролог Наталья Кириллова писала, что в этом фильме «поражает … достоверность, трогательность и простота рассказа о Егоре Прокудине — человеке с трудной судьбой…» .
Немецкий кинорежиссёр и сценарист Р. В. Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов .
В 2019 году «Мосфильм» провёл цифровую реставрацию фильма в формате 4K .