Interested Article - Блэк-метал

Внешние видеофайлы
Примеры блэк-метала
(прото-блэк)

Блэк-ме́тал (от англ. black metal — «чёрный мета́лл»; норв. svartmetall ) или просто блэк музыкальный стиль, один из экстремальных жанров метала . Общие черты этого направления — быстрый темп, вокал — шрайк , гитары с сильным дисторшном , использование тремоло , сырые ( lo-fi ) записи, нестандартные структуры песен и акцент на атмосферу. Артисты часто используют корпспэйнт и берут псевдонимы.

В 1980-х годах несколько трэш- и дэт-метал групп сформировали прототип блэк-метала . «Первая волна» блэк-метала состояла из таких групп, как Venom , Bathory , Mercyful Fate , Hellhammer и Celtic Frost .
«Вторая волна» возникла в начале 1990-х годов, её возглавили норвежские группы, такие как Mayhem , Darkthrone , Burzum , Immortal , Emperor , Satyricon и Gorgoroth ; во время «второй волны» появилось несколько выдающихся шведских групп, таких как Dissection , Abruptum , Marduk и .
Ранняя норвежская блэк-метал-сцена развила стиль своих предшественников в отдельный жанр. Блэк-метал-сцены, вдохновлённые норвежской, возникли по всей Европе и Северной Америке.

Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal , выпущенному группой Venom в 1982 году .

Основные черты

Звучание и инструменты

Блэк-метал, как правило, характеризуется скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит . Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна . Зачастую вместо квинт используются простые минорные и мажорные аккорды . Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается классическим. Бас-гитара и клавишные (крайне редко) играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание. Гитарные соло и связки куплет-припев редки для этого жанра.

Инструменты, применяемые для исполнения, те же, что и в хэви-метале , однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические ( скрипки , виолончели ) или старинные аутентичные ( фольклорные ).

Концерты и сценический образ

В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал-музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создаётся мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами (чаще всего проявляется антихристианство ). На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов , либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями , средневековым оружием , а сами музыканты измазаны в крови .

Гаал на концерте 2009 года

Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов : чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту ( патронташ ) . Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы . Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт , цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в своё время отказалась от корпспэйнта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.

Оформление альбомов

Альбом группы Venom , названный Black Metal , дал название всему жанру

В начале 1990-х ведущие блэк-метал-музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей . Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против групп дэт-метала , которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов . Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor ), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала XX века Теодора Киттельсена , особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета , пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Marduk ), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum ).

Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт , скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал-команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней , намёк на ледяную северную природу) и переплетённых символов-букв.

Логотипы блэк-метал-групп:
  • Тематика песен и идеология

    Существенно более важную роль, чем в других «металлических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии , поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую , антихристианскую и оккультную тематику . Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк — зачастую граничит с экстремизмом . В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм , атеизм , язычество .

    Другие блэк-метал-группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война , смерть , нигилизм . Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивно-суицидальный блэк-метал» (DSBM) или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».

    В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы , зимы , мифологии , фольклора , философии и даже фэнтези . Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал-группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен .

    Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма , что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Многие блэк-метал-исполнители (в том числе участники Dissection , Gorgoroth , Dark Funeral , Summoning и Panopticon ) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэка, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.

    Классификация блэк-метала

    Прото-блэк-метал

    Venom в 2008 году

    Прото-блэк ( англ. proto-black metal ) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal ) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш- , или хеви- метала (как это было с группой Mercyful Fate ). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory , не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дэт-метала . Так же к группам прото-блэка можно причислить альбомы Slayer « Hell Awaits » и « Haunting the Chapel », из-за их мрачного, тяжёлого и скоростного звучания, смешанного с антихристианской и сатанинской тематикой текстов.

    В настоящее время прото-блэк трансформировался в полноценные направления треша, блэка и дэт-метала, из-за чего почти не встречается.

    Тру-блэк-метал

    Тру-блэк ( англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство , нигилизм , сатанизм , дьяволопоклонничество , люциферианство , оккультизм , мизантропия . Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом , хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой, например, Deathspell Omega , , Ondskapt .
    Условным подвидом тру-блэка является raw black metal ( англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой, без микширования , в крайне низком качестве .

    True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, провокационный, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма . Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей , тюремные заключения, а порой даже убийства .

    Симфонический блэк-метал

    Симфонический блэк-метал ( англ. symphonic black metal ) — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных , эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная группа симфо-блэк-метала — это норвежская группа Dimmu Borgir . От блэка остались тремоло , частые бласт-биты , гитары с дисторшном , настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг , но может использоваться и чистый вокал ( Dimmu Borgir , Shade Empire (третий альбом)).

    Фолк-блэк-метал

    Мелодичный блэк-метал

    Мелодичный блэк-метал ( англ. melodic black metal ) — поджанр блэк-метала, который зародился в 1990-х, и стал популярным в 2000-х благодаря таким группам, как Dimmu Borgir , Satyricon , , Dissection , Catamenia , Naglfar и Keep of Kalessin . С технической точки зрения, мелодичный блэк-метал отличается от своего предшественника меньшим количеством дисторшна (вплоть до его отсутствия в некоторых местах), а риффы и гитарные соло имеют усложнённую структуру (например быстрые смены позиций/темпа). Также нередки появления в песне синтезатора, фортепиано и других альтернативных инструментов. Жанр очень схож с симфоническим блэк-металом, но последний больше стилизован под оркестр.

    DSBM

    Депрессивно-суицидальный блэк-метал , также известный как суицидальный блэк-метал , депрессивный блэк-метал или DSBM , объединяет блэк-метал второй волны с дум-металом , тексты песен которого вращаются вокруг таких тем, как депрессия , мизантропия , самоубийство и смерть . DSBM-группы часто используют акустические проигрыши, присутствующие в дум-метале, чередуя медленные, похожие на дум, секции с более быстрыми тремоло . Вокал обычно высокий, как в блэк-метале, но лишён энергии, имитируя такие чувства, как безнадёжность и отчаяние . Примерами таких групп являются Xasthur , Leviathan , , Silencer , , Lifelover и .

    Атмосферный блэк-метал

    В атмосферном блэк-метале ( англ. atmospheric black metal ) часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа ( леса и горы ), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning , посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока ).

    Эмбиент-блэк-метал

    Грань между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом ( англ. ambient black metal ) размыта . Считается, что эмбиент-блэк более зацикленный по своей структуре, а звучание сливается в единое звуковое полотно, либо же включает в себя ярко выраженный синтезаторный эмбиент. Тем не менее, эмбиент-блэк часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента ), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как например .

    Пост-блэк-метал

    Пост-блэк-метал ( англ. post-black metal ) — поджанр блэка, характеризующийся усложнением структуры композиций и инструментальных партий, а также добавлением отдельных элементов из других жанров — например, электроники , неофолка , классической музыки или джаза . Как жанр появился в середине 90-х годов, а в конце нулевых получил новый толчок развития с творчеством таких групп, как Alcest и Amesoeurs , впитав в себя элементы пост-рока , шугейза и пост-панка . Одной из его характерных черт является чередование в композициях частей с более «жёстким», типичным для блэка звучанием с более спокойными и мелодичными, как правило инструментальными частями , зачастую состоящими из гитарных переборов с наложенным эффектом реверберации . Во многом пост-блэк-метал пересекается с блэкгейзом , так же включая в себя группы, испытавшие заметное влияние пост-рока , пост-метала и шугейза , но не ограничиваясь ими .

    Часто к пост-блэк-металу относят в целом музыкальные коллективы, выходящие за рамки классического «блэкового» звучания, которые трудно отнести к какому-либо из других подвидов этого жанра .

    Блэкгейз

    Блэкгейз появился в начале XXI века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка большое количество элементов «неметаллических» жанров: шугейз , и пост-рок , что делает звучание похожим на традиционный шугейз .

    Индастриал-блэк-метал

    С начала XXI века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала . Группа Mysticum , сформированная в 1991 году , была первой из этих групп . Норвежские Dødheimsgard , Thorns , а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители . К другим представителям данного направления относят группы Samael , , , …and Oceans . Кроме них, группы The Kovenant , Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой .

    Блэк-дэт-метал

    Этот поджанр, также называемый blackened death metal , является пограничным между блэком и дэтом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дэт-метала . Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor , Sacramentum , Behemoth и прочие.

    Блэк-дум-метал

    Этот поджанр также называется blackened doom metal . DSBM часто перекликается с блэк/думом ( англ. Black/doom ), комбинирующим дум-метал и блэк-метал . Примерами блэк/дума являются группы , Barathrum и Woods of Ypres .

    Психоделический блэк-метал

    В этом поджанре используются психоделические элементы . Представителями являются Oranssi Pazuzu и Nachtmystium .

    Блэк-н-ролл

    Блэк-н-ролл включает в себя элементы хард-рока и рок-н-ролла 1970-х годов . Примерами блэк-н-ролльных групп являются Midnight , Kvelertak , Vreid и Khold . Такие группы, как Satyricon , Darkthrone , Nachtmystium , , Craft и Sarke также экспериментировали с этим жанром .

    Блэк-трэш-метал

    Блэк-трэш-метал является смесью блэк-метала с трэшем в духе Venom , Sodom и Sarcófago . Примерами являются Aura Noir , , , Sathanas и Deströyer 666 .

    Идеологические направления

    NSBM

    Национал-социалистический блэк-метал (от англ. National Socialist Black Metal ) или НСБМ (от англ. NSBM ) — условное направление блэк-метала, ориентированное на нацистскую тематику текстов и сопутствующую атрибутику. Согласно Маттиасу Гарделлу, NSBM — это « национал-социализм как логическое продолжение политического и духовного инакомыслия, присущего блэк-металу » .

    Прежде всего принадлежность групп к жанру обуславливается текстами, сконцентрированными на белом национализме , антисемитизме , национал-социализме , гетеросексизме , расизме и расовой сегрегации , смешанными с эстетикой сатанизма и язычества . Музыканты, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но не отображают их в творчестве, к NSBM не относятся, но могут причисляться к таковым в средствах массовой информации .

    Христианский блэк-метал

    Христианский блэк-метал ( англ. christian black metal ) — пожалуй, самый редкий и противоречивый подвид жанра, иногда называемый unblack metal, отличающийся от родоначальника противоположной идеологией, то есть — лояльностью к христианству . Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.

    Анархистский блэк-метал

    Запреты и ограничения

    В августе 2001 года правительство Малайзии (где более 60 % жителей — мусульмане) объявило о запрете блэк-метала на территории страны. По словам исламских властей страны, подобная музыка дурно влияет на молодёжь и бросает её в объятия оккультизма. В рамках борьбы с блэк-металом правительство издало указ, предписывавший государственным радиостанциям и телеканалам уменьшить количество «метала», звучащего в эфире, и ввело правило, в соответствии с которым иностранные группы, намеренные выступить в Малайзии с концертами, должны сначала предоставить на одобрение специальной комиссии видеокассеты с записью своих выступлений. Кроме того, во многих школах по инициативе их руководителей были проведены проверки учеников на предмет татуировок, атрибутики и прочих тематических украшений .

    Фильмы и книги

    Документальные фильмы

    • Det Svarte Alvor (1994) показывался на норвежском телевидении NRK .
    • ( норв. Satan rir media ) (1998) фильм норвежского кинематографиста Торстейна Груде (Torstein Grude).
    • Norsk Black Metal (2003), фильм NRK.
    • Metal: A Headbanger's Journey (2005) затрагивает блэк-метал начала 1990-х.
    • (2007) был показан как фильм из пяти частей на онлайн-телеканале VBS.tv . Освещает некоторые аспекты стиля жизни, мировоззрение и споры вокруг Гаала , бывшего фронтмена Gorgoroth .
    • Black Metal: A Documentary (2007), фильм Билла Зебуба ( (англ.) ), показывает мир блэк-метала глазами самих музыкантов. В фильме нет как такового повествователя, и ни в одном интервью или рассказе не принимают участия люди, не относящиеся к блэк-металу .
    • (2007) .
    • Once Upon a Time in Norway (2008).
    • Black Metal Satanica (2008).
    • Until the Light Takes Us (2009) исследует истоки и субкультуру блэк-метала, включает «эксклюзивные интервью» и «редкие материалы о первых днях Чёрного Круга» .
    • Helvete (2020) — фильм NRK.

    Художественные фильмы

    • «Pop Redemption» (2013) / «Добро пожаловать в ПОП». Музыкантов со стажем, играющих в стиле блэк-метал, приглашают принять участие в крупном рок-фестивале. Но в дороге с ним происходит казус — по нелепой случайности в аварии погибает человек.
    • « Повелители хаоса » (2018) / «Lords of Chaos». Триллер режиссёра Юнаса Окерлунда , посвящённый трагическим событиям вокруг норвежской блэк-металлической сцены начала 1990-х. Сценарий фильма основан на одноимённой книге американского журналиста (англ.) и норвежского публициста Дидрика Сёдерлинда. * «Тяжёлая поездка» (2018) / «Heavy Trip». Группа усердно репетировала каверы в подвале оленьей бойни Лотвонена в течение десяти лет, но им еще предстоит отыграть ни одного концерта и не написать ни одной оригинальной песни. В дополнение к неуверенности Туро, их поиск уникального звука также представляет собой проблему, поскольку Паси непреднамеренно подавляет любые творческие попытки Лотвонена своими обширными знаниями.

    Книги

    • Мойнихэн, Майкл; Сёдерлинд, Дидрик. Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground . — 2-е изд. — Feral House, 2003. — 405 с. — ISBN 978-0922915941 .
    • Kugelberg, Johan; Beste, Peter. True Norwegian Black Metal. — 2-е изд. — Vice Books, 2008. — 208 с. — ISBN 978-1576874356 .
    • Sharpe-Young, Garry. A-Z of Black Metal. — Cherry Red Books, 2001. — 400 с. — (Rockdetector). — ISBN 978-1901447309 .
    • Серия книг «Black Metal» (англ.) .

    Лучшие представители жанра по версии Loudwire

    В 2017 году американский онлайн-журнал Loudwire опубликовал топ-30 блэк-метал-альбомов всех времён, по их мнению . Места с 1-го по 10-е заняли:

    1. Emperor Anthems to the Welkin at Dusk (1997)
    2. Bathory Under the Sign of the Black Mark (1987)
    3. Mayhem De Mysteriis Dom Sathanas (1994)
    4. Dissection Storm of the Light's Bane (1995)
    5. Darkthrone Under a Funeral Moon (1993)
    6. Satyricon Nemesis Divina (1996)
    7. Rotting Christ (1993)
    8. Burzum Hvis Lyset Tar Oss (1994)
    9. Absu (2001)
    10. Immortal Pure Holocaust (1993)

    См. также

    Примечания

    1. Sammy O'Hagar. (англ.) . MetalSucks (8 ноября 2012). Дата обращения: 7 февраля 2022. 24 августа 2017 года.
    2. Eduardo Rivadavia. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 7 февраля 2022. 10 августа 2017 года.
    3. Channing Freeman. (англ.) . Sputnikmusic (18 января 2013). Дата обращения: 7 февраля 2022. 17 февраля 2013 года.
    4. Cosmo Lee, Stewart Voegtlin. (англ.) . Stylus Magazine (9 января 2006). Дата обращения: 7 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
    5. Dunn, Sam (2005). от 29 декабря 2017 на Wayback Machine .
    6. Kahn-Harris, Keith (2006). Extreme Metal: Music and Culture on the Edge , page 4 (англ.) .
    7. Александр Гагинский, Александр Киселёв. (рус.) . Журнал « Мир Фантастики » (сентябрь 2008). Дата обращения: 30 сентября 2010. 12 октября 2011 года. (рус.)
    8. Зуева, Мария. . Metalrus.ru (19 июля 2006). Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано из 28 февраля 2009 года.
    9. Dayal Patterson. . — Feral House, 2013-11-25. — С. 342. — ISBN 978-1-936239-76-4 . 7 февраля 2022 года.
    10. Daniel Ekeroth. . — Bazillion Points Books, 2008. — С. 255. — ISBN 978-0-9796163-1-0 . 7 февраля 2022 года.
    11. Daniel Ekeroth. . — Bazillion Points Books, 2008. — С. 225. — ISBN 978-0-9796163-1-0 . 7 февраля 2022 года.
    12. Daniel Ekeroth. . — Bazillion Points Books, 2008. — С. 253. — ISBN 978-0-9796163-1-0 . 7 февраля 2022 года.
    13. Albert Mudrian. . — Da Capo Press, 2009. — ISBN 978-0306818066 . 25 февраля 2023 года.
    14. Tisdall, Jonathan. (англ.) . Aftenposten (4 февраля 2004). Дата обращения: 30 сентября 2010. 24 августа 2011 года.
    15. Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary (англ.) .
    16. Kalis, Quentin. . Chronicles of Chaos (31 августа 2004). Дата обращения: 30 сентября 2010. 24 августа 2011 года.
    17. Dome, Michael (2007). 23 июля 2011 года. // Rockworld TV
    18. . Дата обращения: 31 января 2010. 14 июля 2011 года.
    19. 22 апреля 2009 года.
    20. Zebub, Bill (2007). Black Metal: A Documentary .
    21. 30 июня 2012 года.
    22. . Дата обращения: 31 января 2010. 29 сентября 2013 года.
    23. Sharpe-Young, Garry. Metal: The Definitive Guide , page 208
    24. Martin Ledang, Pål Aasdal (2008). Once Upon a Time in Norway .
    25. M. Selim Yavuz. (англ.) . — R, 2015. 10 февраля 2022 года.
    26. Zareen Price, Aspasia Stephanou, Ben Woodard. . — Punctum Books, 2013-04-09. — С. 5—19. — 135 с. — ISBN 978-0-615-75828-2 . 10 февраля 2022 года.
    27. Dayal Patterson. . — Feral House, 2013-11-25. — С. 351. — 496 с. — ISBN 978-1-936239-76-4 . 10 февраля 2022 года.
    28. Christopher Luedtke. (англ.) . Metal Injection (2 февраля 2016). Дата обращения: 10 февраля 2022. 20 марта 2022 года.
    29. Alec Chillingworth. (англ.) . Metal Hammer (30 сентября 2015). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    30. . Дата обращения: 5 апреля 2012. 14 сентября 2014 года.
    31. . Altwall . Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    32. Arthur von Nagel. (англ.) . MetalSucks (19 ноября 2009). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    33. Erik Bosbach. (нем.) . metalinside . Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    34. Colin Kauffman. (англ.) . Heavy Blog Is Heavy (10 ноября 2016). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    35. Simon Handmaker. (англ.) . Heavy Blog Is Heavy (6 августа 2015). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    36. (англ.) . Last.fm . Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    37. Tom O'Boyle ( Metal Hammer ). (англ.) . Louder (14 мая 2019). Дата обращения: 3 ноября 2021. 3 ноября 2021 года.
    38. . Дата обращения: 5 апреля 2012. 24 февраля 2015 года.
    39. Marty Rytkonen, Mysticum interview, Worm Gear #8, от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Access date: January 11, 2009.
    40. Roel F., Interview with Treachery, Lords of Metal issue 87, December 2008. от 9 октября 2012 на Wayback Machine Access date: December 3, 2008.
    41. Chris Dick. (англ.) . Decibel (5 февраля 2007). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано из 5 февраля 2007 года.
    42. Samael, metal-archives.com, September 3, 2011. от 25 июля 2016 на Wayback Machine Access date: September 10, 2011.
    43. Matt Mooring, Deleted Scenes from the Transition Hospital review, Metalreview.com, 3/28/2005. . Дата обращения: 25 января 2010. 27 февраля 2012 года. Access date: January 4, 2009.
    44. Antti J. Ravelin, Nexus Polaris review, Allmusic. [ (англ.) на сайте AllMusic ] Access date: January 11, 2009.
    45. Stefanos Zachariadis, Blood Inside review, Metal Invader, May 3, 2005. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
    46. Mark Hensch, Some Kind of Heroin review, Thrashpit . от 18 декабря 2014 на Wayback Machine Access date: January 9, 2009.
    47. Newshound, Terrorizer. . Terrorizer Online . Дата обращения: 29 января 2009. 23 июня 2012 года.
    48. Marsicano, Dan. [heavymetal.about.com/od/ordoobsidium/fr/Ordo-Obsidium-Orbis-Tertius-Review.htm Ordo Obsidium - Orbis Tertius Review review] . About.com . Дата обращения: 29 января 2012. 23 июня 2012 года.
    49. Newshound, Terrorizer. . Terrorizer Online . Дата обращения: 29 января 2009. 24 июня 2012 года.
    50. (англ.) . Decibel Magazine (22 февраля 2016). Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
    51. (англ.) . www.vice.com . Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
    52. (англ.) . MetalSucks (7 июня 2010). Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
    53. Kez Whelan. (англ.) . Terrorizer (17 сентября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 23 декабря 2015 года.
    54. (англ.) . Invisible Oranges (25 января 2017). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    55. John D. Buchanan. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    56. (англ.) . Blabbermouth (12 февраля 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    57. Condé Nast. (англ.) . Pitchfork (14 августа 2014). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    58. Adrien Begrand. (англ.) . PopMatters (2 февраля 2009). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    59. Natalie Zina Walschots. (англ.) . Exclaim! (16 сентября 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    60. Dan Marsicano. (англ.) . About.com (24 сентября 2015). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано из [heavymetal.about.com/od/darkthrone/fr/Darkthrone-Soulside-Journey-Review.htm оригинала] 24 сентября 2015 года.
    61. Condé Nast. (англ.) . Pitchfork (9 июля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    62. Condé Nast. (англ.) . Pitchfork (5 декабря 2012). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    63. Michael Nelson. (англ.) . Stereogum (30 декабря 2013). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    64. Joseph Schafer. (англ.) . Decibel (6 декабря 2017). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    65. Eduardo Rivadavia. (англ.) . Loudwire (11 сентября 2020). Дата обращения: 6 марта 2022. 11 мая 2021 года.
    66. (англ.) . Bandcamp Daily . Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 30 августа 2018 года.
    67. Zoe Camp. (англ.) . Revolver (5 апреля 2018). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    68. (англ.) . Blabbermouth (6 октября 2017). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    69. (англ.) . Kerrang! (24 июля 2018). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    70. (англ.) . Metal Injection . Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
    71. Mattias Gardell, , p.307
    72. (англ.) . burzum.org (12 августа 2004). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
    73. . Дата обращения: 1 марта 2011. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
    74. Stormblast, Nr. 2-3, 1999, цит. по от 16 апреля 2015 на Wayback Machine
    75. от 1 августа 2018 на Wayback Machine (нем.)
    76. Kapelovitz, Dan. (неопр.) // Mean Magazine. — 2001. — February. 5 августа 2007 года. . Дата обращения: 1 марта 2011. Архивировано из 5 августа 2007 года.
    77. от 9 марта 2016 на Wayback Machine (рус.)
    78. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 20 августа 2011 года.
    79. (англ.) на сайте Internet Movie Database
    80. DiVita, Joe DiVitaJoe (англ.) . Loudwire (9 августа 2017). Дата обращения: 26 января 2024.

    Ссылки

    • . darkgrot.ru. Дата обращения: 30 сентября 2010. 24 августа 2011 года.
    • Dunn, Sam . Metal: A Headbanger’s Journey (2005)
    Источник —

    Same as Блэк-метал