Костёл Святых Петра и Павла (Краков)
- 1 year ago
- 0
- 0
Костёл Святы́х Петра́ и Павла́ , Костёл Святых апостолов Петра и Павла , Šventų apaštalų Petro ir Pauliaus bažnyčia , Šventų apaštalų Petro ir Povilo bažnyčia , kościół Śwętych Piotra i Pawła — римско-католический приходской костёл Вильнюсского деканата; памятник архитектуры XVII века (в советский период памятник архитектуры всесоюзного значения); относится к самым выдающимся памятникам барокко Литвы и поэтому нередко называется «жемчужиной барокко». Ансамбль построек монастыря (здания храм и монастыря, а также ограда с воротами) включён в Реестр культурных ценностей Литовской Республики (уникальный код объекта 3, до 2005 G353K, ранее AtR1 ), охраняется государством как объект национального значения. Располагается в самом начале улицы Антакальнё ( Antakalnio g. 1/1 ) в Вильнюсе . Службы на литовском и на польском языках .
По традиции считается, что в этом месте находилось языческое святилище богини Милды (Мильды). Предполагается, что на месте нынешнего храма уже во времена Ягайло был построен деревянный костёл, сгоревший в 1594 году. В 1609—1616 годах было выстроено новое, также деревянное, здание. Оно было разрушено во время войны с Россией 1655—1661 годов.
Основатель нынешнего костёла — влиятельный магнат, великий гетман литовский Михал Казимир Пац , заложивший храм в исполнение обета, данного за своё избавление при бунте в войске, и в ознаменование освобождения Вильны от захватчиков. Строительство было начато зодчим из Кракова Яном Заором в 1668 году. C 1671 года строительством руководил итальянец Джамбаттиста Фредиани .
К 1676 году храм был построен (стены были возведены уже в 1674 году, в 1675 году выведен купол ). В следующем году началось строительство монастыря латеранских каноников ( августинцев ), примыкающего к костёлу и составившего с ним единый комплекс, и отделка интерьера под руководством итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана и Джованни Мариа Галли из Рима .
Пац в 1682 году умер, не дождавшись завершения начатого с размахом украшения храма. Перед смертью он завещал похоронить себя под порогом костёла под плитой с надписью „Hic iacet peccator“ («Здесь лежит грешник»). Спустя сто лет в конце XVIII века удар молнии расколол надгробную плиту. Она была вмурована в стену справа от входа, гроб гетмана был закрыт плитой без надписи. В костёле в 1808 году монахами был сооружён памятник Пацу с эпитафией на латинском языке .
Тщеславие великого гетмана Казимира Паца, назвавшего себя грешником, тем не менее было удовлетворено надписью на фронтоне церкви с недвусмысленным намеком на ее благотворителя: «Rеgina pacis funda nos in pace», что в переводе с латыни значит: «Королева мира, укрепи нас в мире» и дважды напоминает фамилию Пац .
В начале XIX века и из Милана ремонтировали храм и соорудили амвон в стиле рококо .
На просторной площадке перед костёлом в день храмового праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) проходили многолюдные ярмарки (до 1940 года). В помещениях прилегающего монастыря (ул. Сапегос, бывшая Суворова) в XIX веке были устроены казармы российской армии. В период между двумя мировыми войнами их занимала польская армия. После Второй мировой войны здесь же размещалось , а с 1953 года Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.
Реставрационные работы 1871—1878, 1901—1902, 1944—1946 годов значительных изменений в облик храма не вносили. В 1954 году кровля всего храма была покрыта новой жестью . В 1968 году было введено центральное отопление . В 1969—1974 годах были перекрашены наружные стены.
После Второй мировой войны в костёл Петра и Павла в 1953 году были перенесены мощи святого Казимира из кафедрального собора святого Станислава , превращённого советскими властями в склад, затем в Картинную галерею. Реликвия была установлена в главном алтаре храма. До возвращения кафедрального собора верующим и торжественного переноса в собор мощей святого Казимира в 1989 году костёл Петра и Павла выполнял функцию главного католического храма Вильнюса.
Площадь перед костёлом названа именем папы римского Иоанна Павла II , посетившего Литву в 1993 году.
Построенный далеко за тогдашней чертой города, костёл для безопасности был окружён стеной с башнями-часовнями по углам. Храм базиликальный , прямоугольного плана с формой латинского креста в основе. Над пересечением трансепта с центральным нефом располагается купол с фонарём. Главный фасад фланкирован двумя башнями, круглыми в первом ярусе и восьмигранными в верхних ярусах.
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров ), треугольный фронтон , по композиции близкий классическому портику , с рельефом , символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой . По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава .
Надпись вверху второго яруса над входом на латинском языке „REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE“ («Королева мира, укрепи нас в мире») обыгрывает родовое имя фундатора Паца. Портал обрамляют колонны из имитации мрамора . Над входом помещён картуш с родовым гербом Пацев — двойная лилия с кольцом ( Гоздава ).
В костёле девять алтарей; главный — во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные — Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях). Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия , в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина , Женщин, Святой Урсулы , Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше . Останавливавшийся в Вильне в апреле 1862 года проездом в Германию русский драматург А. Н. Островский в своих дорожных записках отмечал:
Снаружи костёл не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь ещё можно найти подобную роскошь.
Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские , исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы . Скульптуры и лепные украшения выполнены из белого стука ( стукко , иначе стюк ). Справа от входа стоит скульптурная аллегория смерти — человеческий остов с косой, слева — фигура покровителя Вильнюса святого Христофора . Арка часовни Святого Августина украшена двумя барельефами, изображающими головы слонов , что должно напоминать об Африке , где подвизался отец Церкви .
Основные лепные украшения ( стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем (М. Жилявичюс) в 1677 — 1685 годах .
Работы по лепным украшениям продолжались и позднее, другими мастерами, до 1704 года. Автором фресок центрального нефа и сакристии , как полагают, является итальянский живописец К. М. П. Паллони , по другим сведениям автор фресок и картин — Мартино Альтомонте из Рима при вероятном участии Паллони.
Главный алтарь, выполненный скульпторами А. С. Капони и Пенсом в 1700—1701 годах, был продан в конце XVIII века и увезён в костёл местечка Бочки ( Польша ). Нынешний алтарь создан в начале XX века . Слева от него находится алтарь Иисуса Антокольского с деревянной скульптурой Христа ( XVII век ; автор неизвестен) с париком из натуральных волос, привезённая в 1700 году из Рима как дар папы римского. Скульптура перенесена сюда из костёла Господа Иисуса (тринитариев) в 1864 году. Она выделяется особой экспрессивностью и моделировкой и, как считается, обладает чудотворной силой.
В пресбитерии помещена картина Франциска Смуглевича «Прощание свв. Петра и Павла» ( 1804 ) и четыре скульптуры Казимира Ельского .
В начале XIX века проведена частичная реставрация декора, в ходе которой были заменены картины в алтарях капелл Женщин и Рыцарей. В центральном нефе был установлен амвон в форме лодки в стиле рококо .
Возле алтаря Девы Марии находится большая (172 Х 237 см) картина, изображающая ужасы эпидемии чумы , свирепствовавшей в Вильно в 1710 году, и защищающую жителей города от заразы деву Марию Милосердную (написана масляными красками по дереву в 1761 году, поновлялась в 1856, 1903 и 1957 годах; утратив первоначальный вид, картина интересна скорее как документ истории города, нежели произведение искусства).
Для освещения костёла служит необычная люстра в форме корабля, созданная мастерами Латвии в 1905 году. В XIX — XX веках у входа в костёл стояли две литавры , как утверждается в путеводителях по Вильнюсу А. Г. Киркора , А. А. Виноградова, Ф. Н. Добрянского и других авторов, турецкие, отнятые Пацом в битве под Хотином при Сигизмунде III ( 1621 ). . Сейчас они перемещены в капеллу Святого Августина в левом нефе храма.