Interested Article - Глаубиц, Иоганн Кристоф

Иоганн Кри́штоф Гла́убиц ( лит. Jonas Kristupas Glaubicas , польск. Jan Krzysztof Glaubitz , белор. Ян Глаўбіц около 1700 , Свидница 30 марта 1767 , Вильно ) — создатель и крупнейший представитель виленского барокко , один из наиболее востребованных архитекторов Великого княжества Литовского середины XVIII века.

Биография

Вероятно, родился в Силезии , хотя высказывались предположения о том, что он был уроженцем Вильнюса . Судя по формам и орнаменту его ранних произведений, напоминающих раннее немецкое рококо , архитектуру изучал в Южной Германии.

Опустошительные пожары 1737 , 1748 и 1749 годов нанесли глубокие повреждения кварталам Старого города Вильнюса. Глаубиц участвовал в работах по восстановлению, реконструкции и строительстве ансамблей и отдельных зданий — в первую очередь дома по ( Švento Mikalojaus g. ), в котором он сам жил со своей семьей до 1749 года . В 1749 году Глаубиц арендовал у общины евангеликов-лютеран большой угловой дом, отстроил его и жил в нём до последнего дня.

До 1737 года Глаубиц был членом совета и архитектором общины евангеликов-лютеран. В 1737 1744 годах он отстроил и реконструировал в формах позднего барокко храм евангеликов-лютеран и прилегающие здания общины. По его проекту и при его участии в 1741 1742 годах в храме был сооружён пышный барочный алтарь .

Костёл Святых Иоаннов ( Вильнюс )
Дворец Олизаров (Лопацинского)
Костёл Святой Екатерины ( Вильнюс )
Собор Святой Софии ( Полоцк )
Костёл Воздвижения Святого Креста ( Лида )

Творчество

По его проектам в Вильнюсе построены или реконструированы храмы различных конфессий:

  • Евангелико-лютеранский костёл (и оборудован его интерьер в стиле рококо ) (1738—1744).
  • Главный западный фасад и восточный фронтон костёла Святых Иоаннов (1738—1748), в интерьере был сооружён уникальный ансамбль из 23 алтарей в стиле барокко (сохранилось 10 алтарей); костёл и колокольня, долгое время остававшаяся самым высоким сооружением в Вильнюсе (свыше 60 м, данные колеблются от 63 м до 68 м с крестом ) определили господство барокко в ансамбле университета и стали архитектурной доминантой барочной панорамы Вильнюса.
  • фронтон и верхние ярусы двух колоколен костёла Святой Екатерины (1741—1743), в 1746 году реконструировал капеллу Провидения в этом костёле.
  • интерьер православной церкви Святого Духа (1749—1753), пострадавшей при пожаре 1749 года.
  • реставрировал вильнюсскую ратушу , пострадавшую при пожаре 1749 года, отстроив при этом её башню (1749—1753) .
  • В середине XVIII века создал барочный интерьер Большой синагоги (пострадала во время Второй мировой войны и не сохранилась).
  • В 1749—1751 и 1759—1762 годах отстраивал и декорировал часовню на евангелическо-лютеранском кладбище. Глаубицем, кроме того, надстроены башни костёла миссионеров (1750—1756).
  • Им же возведены в стиле позднего барокко ворота базилианского монастыря Святой Троицы (1761); предполагается также, что Глаубиц в 1750 году возвёл две грациозные боковые башни при восточном фасаде церкви Святой Троицы и в 1760—1763 годах на прежнем фундаменте построил здания монастыря, восстановил часовню Скуминов.
  • Ему также приписывается авторство костёла Обретения Святого Креста (Кальварийского) в Вильнюсе.

По проектам Глаубица реконструировались жилые дома в Литве , строились дворцы и костёлы в Беларуси . Среди восстановленных и реконструированных им зданий в Вильнюсе — дом Солтановского (1739), Мюллера (1741—1742 и 1749—1749).

В 1762 году он подготовил план реконструкции дворца Олизаров (Лопацинского) в Вильнюсе. М. Лопацинский приобрёл здание на участке у перекрёстка нынешних улиц Шилтадаржё и Бернардину в Старом городе и проект реконструкции заказал у Глаубица. Работы выполнялись сначала архитектором Андрисом (умер в 1765 году), затем Фрезером. Дворец представляет собой сложный трапециевидный комплекс зданий с частично закрытым двором. Основное здание двухэтажное, окружающее неправильной формы двор, высокая крыша крыта черепицей. Нижний этаж покрыт серой, верхний — более тёмной фактурной штукатуркой , на которых контрастно выделяются белые обрамления окон и другие детали. По линии улицы Бернардину фасад незначительно изогнут. Наиболее пышный боковой фасад с ризалитами , двухэтажной аркадой , пилястрами и ломаной линией карниза . Историк архитектуры Юлиуш Клос отмечал интересные архитектурные мотивы, характерные для переходной эпохи от рококо к классицизму . Во второй половине XIX века дом принадлежал Завадским. Ныне во дворце располагается отель.

В 1748—1765 годах Глаубиц работал над реконструкцией базилианского кафедрального собора Святой Софии в Полоцке ; вероятно, самое высокое и самое внушительное по своим размерам барочное строение в Беларуси. В число главных его работ относится также костёл кармелитов в Глубоком. В 1748—1749 годах он спроектировал и построил двухэтажный дворец униатского митрополита Гребницкого в Струне под Полоцком. Как считает белорусский исследователь А. Ярошевич, по проекту Глаубица мог быть построен костёл Святого Архангела Михаила в Ивенце .

Часто среди построек архитектора упоминается трёхнефный костёл Воздвижения Святого Креста в Лиде , однако польский исследователь П. Пызель считает, что ни время возведения храма, ни его стилистические особенности не позволяют говорить об авторстве Глаубица.

Его постройкам свойственны оригинальные черты виленского барокко , отличающегося изящностью форм и декоративностью. Яркая особенность созданного Глаубицем стиля — две, как правило, высокие и лёгкие башни главного фасада с ярусами, по-разному украшенными.

Память

Именем Глаубица названа одна из улиц ( Jono Glaubico gatvė ) в районе Вильнюса Пашилайчяй .

Примечания

  1. Johann Christoph Glaubitz // (англ.) — Ratingen: 1998.
  2. Antanas Rimvydas Čaplikas. Vilniaus gatvių istorija. Pilies gatvė. Vilnius: Charibdė, 2005. ISBN 9986-745-89-6 . P. 201. (лит.)
  3. Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. 1: Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. P. 542 (лит.)
  4. Vladas Drėma. Dingęs Vilnius. Vilnius: Vaga, 1991. ISBN 5-415-00366-5 . P. 146. (лит.)
  5. Lietuvos architektūros istorija. T. II: Nuo XVII a. pradžios iki XIX a. vidurio. Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidykla, 1994. ISBN 5-420-00583-3 (ошибоч.) . P. 167. (польск.)
  6. Wilno. Przewodnik krajoznawczy Juliusza Kłosa, Prof. Uniwersytetu St. Batorego. Wydanie trzecie popraione po zgonie autora. Wilno, 1937. S. 145. (польск.)
  7. Ярашэвіч А. А. Івянецкія касцёлы // Ave Maria: Часопіс Мінска-Магілёўскай архідыяцэзіі. № 2 (69), 2001. — С. 13 — 15 (польск.)
  8. Pyzel, K. Kościół parafialny P. W. Podwyższenia Krzyża Św. w Lidzie // Kościoły i klasztory rzymskokatolickie gawnego wojewódstwa wileńskiego / redakcja naukowa: Maria Kalamajska-Saeed; Międzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie. — Krakow: MCK, 2005—2008. T. 2. 2008. — 244 s., [218] s. il.: il. (польск.)
  9. (лит.) . Vilniaus katalogas . Дата обращения: 2 февраля 2014. 4 февраля 2014 года.

Литература

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • S. Lorentz, Jan Krzysztof Glaubitz — architekt wileński XVIII wieku, Warszawa 1937
  • Lietuvos architektūros istorija. T. II: Nuo XVII a. pradžios iki XIX a. vidurio. Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidykla, 1994. ISBN 5-420-00583-3 (ошибоч.) . С. 50—52.
  • Литва. Краткая энциклопедия. Вильнюс: Главная редакция энциклопедий, 1989. С. 212—213.
  • Савицкий, К. В. / К. В. Савицкий // Роль личности в истории государства и права Беларуси: сборник тезисов докладов по материалам Республиканской научно-теоретической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 3–4 ноября 2016 года / [под ред. И.В. Вишневской, И.П. Манкевич]; УО «Белорусский государственный экономический университет». – Минск: БГЭУ, 2016. – С. 234-235.
Источник —

Same as Глаубиц, Иоганн Кристоф