Interested Article - Губная гармоника системы Рихтера

Губная гармоника системы Рихтера , блюзовая гармоника — разновидность диатонической губной гармоники с 10 отверстиями, в каждом из которых располагается по два язычка: один звучит на вдох, другой на выдох. Диапазон три октавы. Существуют и другие более редкие виды этой гармоники с 4, 6, 8, 12 и 14 отверстиями.

История

Губную гармонику этой системы создал в 1826 году мастер из Богемии Йозеф Рихтер . В первой половине XX века она вместе с гитарой стала одним из основных инструментов при исполнении музыки в стиле блюз . В конце 1960-х музыкант Говард Леви (1951 г.р.) развил малоизвестную ранее технику овербендов, что позволило воспроизводить на гармонике все 12 нот хроматики ( равномерно темперированного строя ).

Устройство

Гребёнка и платы гармоники

Основу гармоники составляет гребёнка, по обеим сторонам которой крепятся две планки с язычками и две крышки. Гребёнка имеет 10 проёмов. На каждой планке находится 10 язычков, располагающихся по возрастанию тона слева направо. Язычки верхней планки звучат на выдох, нижней на вдох. Таким образом в каждом проёме (отверстии) находится два язычка.

Тональность

Гармоника имеет одну из мажорных тональностей (соответствующих первой позиции игры ): G, A, H (малой октавы), C, D, E, F (первой октавы); с понижением или повышением на полутон: A , H , D , E , F ; а также с пониженным на октаву звукорядом: low C, low D, low E, low F (малой октавы). В учебных материалах по игре на губной гармонике используется гармоника в тональности C.

Выбор тональности имеет значение, когда гармоника используется вместе с другими музыкальными инструментами в ансамбле .

Строй

Ниже приведена схема стандартной настройки Рихтера и некоторые другие настройки на его основе (на примере гармоник в тональности «До»).

Рихтер
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
Вдох D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
Настройка Рихтера сделана таким образом, чтобы, используя блокировку языком, в нижней октаве можно было играть аккомпанемент в виде тонического CEG и доминантового GHD трезвучия, а также доминантсептаккорд GHDF . Мелодия при этом играется в средней и высокой октаве :7 .

В первой позиции (в этом и следующих примерах тональность C) подходит для игры Фолка и Кантри . Во второй позиции (в этом и следующих примерах тональность G) — для Блюза , Рок / Поп-музыки , современного Кантри .

Падди Рихтер
C 1 E 1 A 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
В нижней октаве нота G на выдох заменена на A для более удобной игры быстрых мелодий при исполнении ирландской музыки :9 . Звукоряд содержит две полные минорные гаммы (в данном примере A). Настройка изобретена в 1989 году Бренданом Пауэром .

Гармоника Lee Oskar Melody Maker
C 1 E 1 A 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
При перенастройке трёх язычков получается две полные мажорные гаммы во второй позиции.

В 1-й позиции подходит для игры Ирландской музыки, Клаве / Афро-музыки. Во 2-й — для Современного ритм-н-блюза , Кантри , Регги , Поп-музыки , Джаза и Латиноамериканской музыки . Для блюза не рекомендуется .

Тональность гармоники обозначается во 2-й позиции .

Натуральный минор
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
Подходит для стилей (2-я позиция ): Минорный блюз , Регги , Ска , Латиноамериканская музыка , Фанк , Современный ритм-н-блюз , Хип-хоп .

Тональность может обозначаться во 2-й или в 1-й позиции .

Гармонический минор
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
Подходит для стилей (1-я позиция ): Цыганская , Клезмер (еврейская), Восточноевропейская, Средиземноморская, Ближневосточная, Азиатская, Европейская и Американская народная музыка , для некоторых джазовых и классических композиций .
«Соло» настройка гармоник с 10 или 12 отверстиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
C 1 E 1 G 1 C 2 C 2 E 2 G 2 C 3 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 F 1 A 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3
Удобна для игры мелодий , так как содержит полный набор нот в каждой гамме (мажорной и параллельной минорной). Единая схема расположения нот во всех октавах. Такой же строй имеют хроматические губные гармоники.

Позиции

Позиция — набор нот, образующих гамму определённого лада и тональности . Всего существует 12 позиций (по количеству нот в музыке), но в большинстве случаев используются только первые три —пять позиций. Тональности позиций следуют друг за другом с интервалом в квинту : C, G, D, A, E… Примеры на C-гармонике:

1-я позиция ( ионийский C- мажор ) — начинается на 4 отверстии на выдох. Акцент делается на ноты, играемые на выдохе. В ней исполняют народную музыку (фолк), кантри , простые мелодии и мелодии с аккордовым сопровождением (аккомпанементом) .
1-я
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
2-я ( миксолидийский G-мажор) — начинается на 2 отверстии на вдох. Акцент на ноты, играемые на вдохе. Эта позиция позволяет извлекать блюзовые ноты — пониженные на полтона ступени III, V, VII, из которых III, V (в примере это ноты H , D ) берутся при помощи техники бендов , а VII ступень F понижена изначально. Также бендом берётся недостающая нота A на третьем отверстии. Во 2-й позиции аккорд CEG становится субдоминантовым, а GHD тоническим. Стили: блюз, рок, поп-музыка, кантри .
2-я
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
3-я ( дорийский D-минор) — начинается на 4 отверстии на вдох. Стили: минорный блюз .
3-я
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
4-я (A- минор ) — начинается на 6 отверстии на вдох. Стили: минорные мелодии .
4-я
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
5-я ( фригийский E-минор) — начинается на 2 отверстии на выдох. Недостающая нота F берётся бендом на втором отверстии. Стили: блюз и рок в минорных тональностях .
5-я
C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3

Бенды и овербенды

Бенды и овербенды
овербенд D 1 D 2 F 2 A 2
бенд 2 H 3
бенд 1 E 3 G 3 H 3
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
бенд 1 D 1 G 1 H 1 D 2 A 2
бенд 2 F 1 A 1
бенд 3 A 1
овербенд C 3 G 3 C 4

Бенд (англ. bend — гнуть) — характерный для блюзовой гармоники технический приём, позволяющий брать отсутствующие в строе гармоники ноты за счёт понижения частоты звучания некоторых язычков на 1—3 полутона . По направлению воздуха различают бенды на вдохе (отверстия 1, 2, 3, 4, 6) и бенды на выдохе (8, 9, 10).

Овербенд , передув (англ. over — пере-, + бенд) — приём, повышающий высоту звучания некоторых язычков на полтона. При выполнении овербенда на выдохе звучать будет тот язычок, который в норме звучит на вдохе, и наоборот . Например, язычок на вдох в первом отверстии при обычной игре звучит нотой D, при использовании бенда — нотой D , а при овербенде на выдохе — нотой D (в это время противоположный язычок C на выдох не звучит). Овербенды на вдохе (овердро) извлекаются в отверстиях 7, 9, 10; на выдохе (оверблоу) — 1, 4, 5, 6.

Овербенды, массово используемые только с 1990-х годов, считаются сложными приёмами для продвинутых игроков и профессионалов. Для традиционных стилей блюза, фолка и рока они практически не используются.

На возможность извлечения бендов и овербендов влияет не только мастерство исполнителя, но и качество инструмента. Схема расположения бендов зависит от строя гармоники, но не тональности.

См. также

  • // Викиучебник

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия. Том 8. — М. , 2007. — С. 124.
  2. // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 96—97. — 960 с.
  3. Мирек А.М. Губные гармоники системы Рихтера // Справочник по гармоникам. — М. : Музыка, 1968. — С. 20. — 131 с.
  4. Колесниченко К. от 2 июня 2009 на Wayback Machine
  5. , с. 4.
  6. , с. 69.
  7. от 28 февраля 2018 на Wayback Machine // harmonica.ru
  8. от 1 октября 2020 на Wayback Machine // harmonica.ru
  9. , с. 3.
  10. от 21 января 2021 на Wayback Machine // harmonica.ru
  11. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  12. Пауэр Б. от 7 мая 2021 на Wayback Machine // harmonica.ru
  13. от 25 июня 2021 на Wayback Machine // leeoskar.com
  14. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  15. , с. 5.
  16. от 24 февраля 2018 на Wayback Machine // buttonbox.ru
  17. от 12 ноября 2020 на Wayback Machine // brendan-power.com
  18. , с. 6.
  19. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  20. , с. 8.
  21. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  22. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  23. от 9 декабря 2020 на Wayback Machine // seydel1847.de
  24. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  25. , с. 10—11.
  26. от 5 августа 2020 на Wayback Machine // seydel1847.de
  27. от 5 августа 2020 на Wayback Machine // harmonica.ru
  28. от 12 ноября 2020 на Wayback Machine // leeoskar.com
  29. Бейкер С. Кропп Д. Блюзовая гармоника. Учебное пособие = Baker S., Kropp D. Blues Harping. — Edition Hohner, 1999. — СПб. : Нева-саунд, 1999. — С. 23. — 26 с.
  30. от 24 октября 2020 на Wayback Machine // harmonica.ru
  31. от 13 февраля 2018 на Wayback Machine // harmonica.ru

Литература

  • Губная гармошка для начинающих / Ред.-сост. К.О. Смолин. — 2-е изд., испр. — М. : Издатель Смолин К.О., 2000. — 59 с.
  • Самоучитель игры на губной гармошке / Сост. М. Белецкая. — СПб. : Лань, 2008. — 112 с.
  • Колесниченко К.
  • Ivanov E. Richter variations // Anthology of harmonica tunings. — 2011. — 68 с.
Источник —

Same as Губная гармоника системы Рихтера