Михайловский горно-обогатительный комбинат
- 1 year ago
- 0
- 0
Михайловский сад — один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга . Находится в самом центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу (главное здание Русского музея), зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа . С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей , с северной — рекой Мойкой , а с западной — каналом Грибоедова . У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови . Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея .
В то время, когда вся приневская земля принадлежала шведам, эта территория называлась Перузина . Рекреационный статус этого участка был определён самим Петром I . Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним ; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра — Екатерины I .
Изначально участок простирался гораздо дальше современных границ: от Мойки до Невского проспекта и от Фонтанки до канала Грибоедова. Перед любым строительством необходимо было осушить территорию. С этой целью соединили глухую Мью с Кривушей узким каналом, тем самым одновременно отделив резиденцию Екатерины от Первого и Второго летних садов. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки был «променад», иначе говоря дорога для прогулок. Она завершалась наплавным мостиком Через Мойку к Первому и Второму летним садам.
На месте нынешнего павильона Росси построили небольшой Екатерининский дворец. Здание с золотым шпилем с фонариком фигурирует в исторических хрониках под названием «Золотых хором». Архитектурное решение было типично для всех первых построек в Петербурге, однако имя зодчего не сохранилось. Интерьеры отличались роскошью, контрастируя с простой планировкой сада, характерной для московских усадеб с их садами и огородами. Тут были яблоневые и прочие плодовые деревья, стояли оранжереи и теплицы, где садовник Эклибэн выращивал бананы и ананасы. К хозяйственным постройкам — амбарам, конюшням, домам для садовников, винотекам — вели аллеи в виде зелёных коридоров.
Камер-юнкер Берхгольц из свиты приехавшего в Петербург герцога Голштинского записал 11 июля 1721 года в своём дневнике:
Сад разведён недавно, и поэтому в нём ничего нет, кроме довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому двору.
С воцарением Анны Иоановны Третий летний сад подвергся кардинальной перестройке. Сперва на место нынешней Мариинской больницы перенесли «овощной огород», а на высвободившихся значительных площадях для страстно любящей охоту императрицы разбили «ягд-гартен» — сад для гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галереи для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби .
Остальную часть устроили по тогдашней моде в регулярном стиле. Работы по «императрицыному саду» вёл Франческо Бартоломео Растрелли . Крестообразные аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженые деревья превратили усадьбу в итальянский или французский парк. Пространство оживлялось декоративными павильонами и беседками с мраморными полами. В самом центре сада поместили качели и горки для катания в любой сезон. Кроме того, вокруг одного из деревьев поставили вертящиеся скамейки, а в его кроне для панорамного обозрения сада соорудили беседку, куда поднимались по винтовой лестнице.
В то же самое время наряду с увеселительным характером сад сохранял и практическую направленность. Так, в 1745 году в нём соорудили императорскую баню, или, как её тогда называли, мыльню . К ней от «ягд-гартена» вела запутанная зелёная аллея-лабиринт. О своём творении Растрелли записал:
На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха.
Анна Иоановна заказала Растрелли для себя Летний дворец и приказала строить «с крайним поспшанием». Однако его заложили лишь 24 июля 1741 года, уже при правительнице Анне Леопольдовне . Деревянный барочный дворец, богато украшенный резьбой и скульптурой, стоял ровно на месте нынешнего Инженерного замка . Парадная аллея от Невской першпективы к дворцу заканчивалась у ворот с золочёной кованной решёткой, за которой располагалась площадь, образованная дворцовыми корпусами. Во внутренних двориках были миниатюрные сады. Главный фасад выходил на петровский Летний сад. Площадь перед ним украшал большой фонтан с позолоченными барельефами и вазами, вокруг бассейна стояла мраморная скульптура. В этом дворце праздновали подписание мира с Пруссией после Семилетней войны , здесь же Екатерину II приветствовали после восшествия на престол.
В феврале 1796 года новый император Павел I приказал снести старый дворец «за ветхостью» и на его месте возвести новый. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I , желавшего сделать его своей главной резиденцией. Был заложен 26 февраля ( 9 марта ) 1797 года. Строительством руководил архитектор В. Бренна . 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила , Михайловский замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года .
Ландшафт сада значительно изменился. Два искусственных канала — Воскресенский и Церковный (ныне засыпанные) — соединялись с Мойкой и Фонтанкой, делали замок неприступным. Попасть в него можно было только через три подъёмных моста. Перед главным фасадом появился Коннетабль — площадь для высших сановников, — служивший плацем для парадов. Тут же установили памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли . При Павле I Третий летний сад служил местом прогулок царской фамилии. У императора была привычка каждое утро проезжать по парку верхом, любуясь его симметрией. Однако вскоре после убийства Павла 11 марта ( 23 марта ) 1801 царская семья покинула замок. В 1823 году его передали Главному инженерному училищу.
В 1907 году часть Михайловского сада застроили Спасом на Крови и новой трассой набережной канала Грибоедова, которая его обогнула. Сад в этом месте получил ограду авторства архитектора А. А. Парланда , спроектировавшего и сам собор. Ограда стала частью ансамбля храма.
В 1920-х годах при строительстве через сад трамвайных путей (ныне эта прорезка называется Царицынским проездом ) секции ограды переставили — завернули вдоль рельсов.
Предположительно в 1990-х годах исчезли две секции юго-восточнее Спаса на Крови. Взамен установили временную решетку. Начало реставрационных работ по их восстановлению может состояться в 2024 году .
В 2000 году была проведена полная инвентаризация сада, которая показала, что он находится в критическом состоянии. В связи с этим в 2001 году началась полная реконструкция Михайловского сада .
После реконструкции сад стал местом проведения ежегодных летних фестивалей « », где представляются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна и смежных сфер. Не только фестиваль 2014 г., тематически ориентированный на Англию, но и предыдущие (так как сад — английского, пейзажного типа ) проходили при участии членов британской королевской семьи, родственных российскому императорскому дому Романовых, — принца Майкла Кентского и его супруги . В 2014 г. на фестивале были представлены работы как профессионалов ландшафтного дизайна, озеленения и декоративно-прикладного искусства , так и садоводов-любителей, а также детей-инвалидов из дома-интерната № 4 г. Павловска , которые под руководством преподавателя расписывали работы по фарфору морской тематики и детей — инвалидов по зрению из петербургской , создавших декоративные рельефные текстильные композиции с цветочными мотивами .
Официальный сайт Михайловского сада —