Interested Article - Институт художественной культуры (Ленинград)

Институт художественной культуры , также известен как Государственный институт художественной культуры , ( ГИНХУК , Гинхук ) — научно-исследовательская организация и творческое объединение в Петрограде — Ленинграде , занимавшееся вопросами теории и истории художественной культуры. Создан в 1923 году на базе Музея художественной культуры и просуществовал до 1926 года.

В Институте художественной культуры в разное время работали К. С. Малевич , В. Е. Татлин , М. В. Матюшин , Н. Н. Пунин , И. Г. Чашник , Л. М. Хидекель и другие видные деятели русского искусства первой половины XX века. Новаторские изыскания Института художественной культуры оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства XX века.

История

В 1918 году здание бывшего особняка Мятлевых было национализировано и передано Наркомату Просвещения. В этом здании базировался отдел изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса , проводивший большую работу по формированию нового советского искусства. В нём работали многие крупные деятели русского авангарда и будущие сотрудники ГИНХУКа ( Н. Н. Пунин , О. М. Брик , В. Маяковский , К. С. Малевич и др.). Здесь же был основан Музей художественной культуры — один из первых музеев в России новых течений в искусстве.

Дом Метляевых, в котором располагался Институт художественной культуры.

В 1923 году Павел Филонов на музейной конференции от имени «группы левых художников» предложил преобразовать Музей художественной культуры в Институт исследований культуры современного искусства. В октябре 1924 года это предложение было реализовано и музей был преобразован в научное учреждение, получившее название Институт художественной культуры. Директором стал Казимир Малевич, который в конце 1922 года вместе с группой учеников из Витебска переехал в Петроград и с августа 1923 года возглавлял Музей художественной культуры. Заместителем директора стал Николай Пунин. В марте 1925 года решением Совнаркома Институт художественной культуры был утверждён в качестве государственного учреждения и стал называться Государственным институтом художественной культуры (ГИНХУК) .

Институт художественной культуры как научная организация и как творческое объединение стал школой профессионального мастерства для большой плеяды ленинградских художников 1920-х — 1930-х годов; в частности, аспирантами и практикантами института были Ю. А. Васнецов , В. И. Курдов , А. А. Лепорская , К. И. Рождественский , В. В. Стерлигов , Н. М. Суетин , Е. И. Чарушин , И. Г. Чашник , Л. М. Хидекель и ряд других. Результаты деятельности Институт художественной культуры демонстрировались на отчётных выставках, проходивших в 1924—1926 годах. Художники Института в пространственных структурах произведений стремились претворять принципы формообразования в природе.

10 июля 1926 года в « Ленинградской правде » вышла статья «Монастырь на госснабжении» Г. Серого (псевдоним искусствоведа Григория Сергеевича Гингера), в которой утверждалось, что существование Института — напрасная трата государственных средств; декларировался бессмысленный формализм деятельности Гинхука и даже политическая вредоносность. Осенью 1926 года Институт художественной культуры прекратил своё существование как самостоятельное исследовательское учреждение; часть его отделов были слиты с Государственным институтом истории искусств , находившемся в соседнем здании на Исаакиевской площади , а ценная коллекция русского авангарда поступипа в запасники Русского музея .

Научная работа

В 1923 году были созданы исследовательские отделы Музея художественной культуры (которые затем были преобразованы в отделы затем Института художественной культуры) по изучению новейших течений в искусстве:

В каждом отделе были штатные сотрудники и практиканты. На 1925—1926 годы в составе Института художественной культуры было около тридцати человек.

Главной целью деятельности института была выработка «универсальной художественной методологии». Работа над ней шла как в теоретическом, так и в практическом плане. Результаты этих исследований имели выход в производство (текстиль, мебель, графика) и в сферу преподавания искусства (создание метода преподавания вне зависимости от индивидуальности преподавателя).

Примечания

  1. , с. 129.
  2. , с. 130.

Литература

  • Жадова Л. А. Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде // Проблемы истории советской архитектуры: Сборник научных трудов. — М. , 1978. — № 4 . — С. 25—28 .
  • Живопись 20-30-х годов. СПб.: Художник РСФСР. 1991.
  • Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея. СПб.: Государственный Русский музей. 1998.
  • И. Карасик . «Современная нам форма в искусстве — исследовательский институт…» // Каталог «В круге Малевича». СПб., 2000
  • Ковтун Е. Ф. Роль «Тайная пружина». Павел Мансуров и организация ГИНХУКа // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова . — М. : , 2000. — С. 269—285 . — ISBN 5-7859-0074-2 .
  • ГИНХУК // Т. В. Котович. Энциклопедия русского авангарда 2003 г. стр. 92-93
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. В 2 т. — М.: RA, 2004.В 2-х т.
  • Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч.
  • Карасик И. Петроградский музей художественной культуры // Музей в музее. СПб.: Palace Editions, 1998 — С.9-14.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М. : Стройиздат, 1996. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3 .

Ссылки


Источник —

Same as Институт художественной культуры (Ленинград)